Роль психологии в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них мне показалась сфера психологии.

Содержание

Введение.

1. Место психологии в управленческом процессе.
2. Психология управления и предмет её изучения.
3. Психологические требования, предъявляемые к руководи-телю.
4. Воспитательная функция руководителя.
4.1. Характер исполнителя и его формирование руководителем.
4.2. Настроение исполнителей и возможность его изме-нения с целью более эффективной работы.
4.3. Внимание. Необходимость и возможность его вы-работки руководителем.
5. Имидж руководителя с психологической точки зрения.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

роль психологии в управлении.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     Естественно, что проявление внимания в столь обширных сферах деятельности руководителя, поддержание его постоянно, в любой момент производственного процесса, и тем самым воспитание в себе внимательности требует от руководителя немалых сил (и психологических и физических). Чтобы реализовать своё внимание должным образом, менеджеру необходима психологическая подготовка, знание упражнений по концентрации внимания и опыт их применения.

     Выполняя  воспитательную функцию, опытный менеджер может воздействовать на внимание подчинённых, направляя его в то или иное русло, развивая внимательность. Внимание менеджера – большая воспитательная сила. Если подчинённый видит, что менеджер внимательно следит за ним, чувствует его настроение, состояние здоровья, учитывает усталость, моральное состояние, - он значительно лучше работает, относится к старшему.

     Внимание  проявляется в деятельности. Осуществление  любой деятельности требует больших  или меньших волевых усилий. Значит, волевое воспитание неизменно ведёт к воспитанию внимания. Волевые усилия легче проявлять при положительном отношении к делу. Но преодоление трудностей лучше формирует волю, а значит и внимание. Вот почему так важно приучить себя и подчинённых быть внимательным не только тогда, когда работа интересна, но и испытывать радость, удовольствие от успешного выполнения долга, обязанностей.

     При выполнении работы ничто не должно отвлекать внимание. Рабочее место  нужно организовать так, чтобы всё  необходимое было под рукой. Легче  поддерживать внимание в тишине или  при негромкой мелодичной музыке. Однако если такие условия создать не удаётся, можно, выработав устойчивое внимание, плодотворно работать в любой обстановке.

     При выполнении любого задания, при объяснении материала подчинённым необходимо соблюдать логическую связь между  отдельными разделами работы. Если какое-то звено в работе или объяснении выпадает, сознание подчинённых упирается в преграду и внимание ослабевает. Примерно то же возникает при монологическом изложении материала. Объясняя, следует стремиться к диалогу. Изредка целесообразно допускать ошибки и поручать исполнителям и слушателям обнаруживать исправлять их. Таким образом, люди вынуждены активно работать и поддерживать внимание на оптимальном уровне.[9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Имидж руководителя  с психологической  точки зрения.

     Результаты  исследований, проведённых в США, свидетельствуют о том, что от имиджа существенно зависят шансы получить работу и успехи в деловой карьере. Конкуренция на рынке труда не гарантирует поступления на работу только за счёт образования и профессионального опыта. Работодатели предъявляют обширные требования, в частности и к имиджу, если это работа с людьми. Значит и для умелого менеджера имидж играет важнейшую роль.

     Американские  психологи Нолл и Тенкерслей утверждают:

     -Важнейшими  слагаемыми позитивного имиджа считаются коммуникативные способности (умение вести переписку, разговаривать с людьми в различных ситуациях, литературный язык и чёткая артикуляция). Далее в порядке ранжирования следуют различные аспекты внешности – ухоженность, облик (общий вид, фигура, физическая форма, одежда) и хорошие манеры.

     -Директора  фирм и руководители отделов  по работе с персоналом считают подходящий имидж более важным условием для карьеры, чем курсы по повышению квалификации.

     -Все  респонденты считают, что процветание предприятия напрямую зависит от его имиджа.

     Подобрать костюм, рубашки, галстуки, пуловеры, аксессуары и т.д. так, чтобы они сочетались друг с другом, соответствовали обстановке и, в то же время, отражали внутреннее состояние личности требует немалых навыков, знаний, в том числе и по психологии. Кроме того, формируя имидж, необходимо учесть такие компоненты как звучание голоса, коммуникативные способности, умение вести себя в обществе, контакт взглядом, подача руки, осанка, физическое здоровье, ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.), манеру одеваться – свой стиль, хорошие манеры (воспитанность). Менеджеру необходимо умело сочетать и изменять в зависимости от сложившейся обстановки все эти факторы, что требует в том числе и психологической подготовленности.[8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Целью данной работы было выявление места  психологии в управленческом процессе, а также обоснование необходимости  психологической полготовки менеджера.

     Психология  в последнее время приобретает  всё большее значение в практической деятельности, в том числе и в производстве. Всё больше психологов принимают на работу на крупные предприятия, всё больше исследований и экспериментов проводится в области психологии в связи с производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.

     Обладая психологической подготовкой, талантливый  менеджер сможет эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия. Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчинёнными, он сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли. Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствования самого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В конце концов, менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.

     Напротив, отсутствие достаточных знаний в  области психологии или опыта их применения в практической деятельности может стать прямым препятствием в осуществлении руководителем своих функций, привести к падению эффективности производства.

     Итак, проанализировав выше изложенный материал, я могу сделать вывод о том, что психологическая подготовка имеет особое место в управленческой деятельности. Изучению психологии и применению этих знаний на практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке или повышении квалификации менеджеров. 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы. 

    1. Розанова Парадоксы и противоречия управления // Управление персоналом.-2008.-№1.

    2. О.Щербакова, Г.Мышленник Российский предприниматель: психологическая модельличности // Экономика и управление.-2008.-№1.

    3. М.И.Станкин Характер – внутрений фатум // Управление персоналом.- 2006.-№3.

       4. Филипп Генов Психология управления.-М:  Прогресс, 2002.

    5. Е.Г.Молл  Планирование своеё карьеры руководителем  // Вопросы психологии.-2007.-№3.

    6. Н.В.Самоукина  Работа социального психолога  в банковской системе // Вопросы психологиии.-2007.-№4.

    7. А.Н.Ельцов Руководитель не может позволить себе иметь плохое насроение // Управление персоналом.-2008.-№2.

    8. С.Е.Оболенский  Имидж делового мужчины // Управление  персоналом.- 2008.-№2.

    9. М.И.Станкин Порхающее и липкое (о внимании с пониманием) // Управление персоналом.-20.-№1.

Информация о работе Роль психологии в управленческой деятельности