Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:38, курсовая работа
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществует два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».
Введение
Что такое семья? Роль родителей в жизни подростка. 
Подростковый возраст. Факторы, оказывающие влияние на девиантное поведение ребенка. 
Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей. 
Формы жестокого обращения с детьми. 
Семьи «группы риска». 
МУ « Социально-реабилитационный центр для           несовершеннолетних детей». 
Заключение
Список литературы
7. Возрастной фактор: особенности подросткового периода, в той или иной мере присущие каждому психически здоровому подростку, нельзя не учитывать как предпосылку социальной дизадаптации, возрастную зону риска.
     8. 
Коррекционно-профилактический 
фактор, к которому относятся наличие 
или отсутствие медико-социально-
     Развитие 
школьной дизадптации вызывается сочетанием 
многих факторов, ведущими из которых 
являются психический и семейный, 
особенно при игнорировании индивидуального 
учебно-воспитательного подхода к каждому 
школьнику и отсутствии школьной медико-психологической 
службы, направленной на выявление среди 
учащихся групп повышенного риска и профилактическую 
работу с ними. 
3. Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.
     Практически 
каждую российскую семью сегодня 
по той или иной причине можно 
отнести к разряду 
Ф.Достоевский за то, чтобы не пролилась слеза невинного ребенка, готов был заплатить совершенством мира. Однако нынешняя реальность такова, что многие дети платят страданиями и даже жизнями за ценности неизмеримо меньшие: за самоутверждение родителей, за устройство папиной или маминой личной жизни и т.д. Дети становятся заложниками Пьянов отцов и постоянно раздраженных матерей, их насилуют родные отцы, отчимы, воспитатели детских домов.
Н.Г. Помяловский в психологическом очерке «Вукол» сопровождает рождение своего героя такими сомнениями: «Будет ли он умен, добр, счастлив? - Бог знает!.. Станут бить его по голове – вырастет дураком, хотя бы и не родился им; будет воспитывать танцмейстер – выйдет из него кукла; кормят на краденые деньги – отразится и это. Трудно показать и объяснить влияние внешних обстоятельств на голову и сердце человека…
Современная семья включена в разные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально- экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско - родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, «кто под руку попадется», чаще всего на детей, особенно дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на его психологическом здоровье. Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, является пьянство одного из родителей или обоих родителей.
     Большое 
влияние на взаимоотношения в 
семье оказывает культ 
И все же, как показывает статистика, количество случаев жестокого отношения к детям в последнее время не уменьшается, хотя наличие различных общественных движений, комитетов защиты ребенка, обработка информации по всем подозрительным травмам детей помогают своевременно включиться в работу по защите ребенка от жестокого отношения родителей.
Ребенок в наши дни растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда легко предусмотреть или исправить. Выяснилось, что число таких передач, просмотренным ребенком по ТВ к девяти годам, коррелирует с подростковой преступностью, к тому, чтобы признать наличие причинно – следственной связи между телевизионными сценами насилия и агрессивностью детей.
К сожалению, по количеству сцен насилия и жестокости отечественное кино и телевидение уже догнало западное. А если прибавить к этому обилие о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах , в результате которых гибнут люди, можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя растущий человек. Так как мир потенциально враждебен ребенку и вообще человеку, то страх как бы тоже заранее заложен в нем, и единственное, что может избавить человека от тревоги, - благополучный опыт воспитания в семье. Если ребенок растет в атмосфере доверия и любви, то тревога может быть устранена или хотя бы актуализируется.
Причины трудностей в детско – родительских отношениях можно разделить по трем основаниям: интраиндивидуальные, зависящие от биологических особенностей индивида; интериндивидальные, связанные с особенностями семейного воспитания; макросистемные, связанные с социокультурными особенностями жизни семьи.
Интраиндивидуальные причины рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежит врожденные физиологические процессы. Наибольший интерес здесь представляет исследование зарубежных авторов С. Чесс и А. Томаса. Они выявили девять врожденных темпераментов у детей, которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем.
Эти исследования показали, что, то каким вырастет ребенок, определяется не только домашней обстановкой, но и его собственными характеристиками; таким образом, это в какой – то мере снимает несправедливые обвинения против родителей, воспитывающих «трудных» детей.
Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных и ненадежных взаимодействий. В первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается познавательная активность, снижается самооценка, происходит отстранение от сверстников.
Макросистемные причины определяются совокупностью социо-культурных условий, в которых находится семья, как-то: экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотношений в семье, а также культурные традиции семьи.
     Существенным 
фактором формирования того или иного 
типа взаимоотношений между 
А.С.Спиваковская выделила следующие типы неблагополучных семей:
«Семья – санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасений. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и проявляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья – крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «семья – крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья – третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Существуют типы семейного взаимодействия:
- положительные взаимоотношения характеризуются устойчивым эмоциональном контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;
- амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами;
- отрицательные взаимоотношения связаны с частными и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.
     Группы 
семей по типу родительского отношения 
к ребенку: «благоприятные» и 
«неблагоприятные», их типичные профили. 
     Типичные 
профили родительского 
влияющие на социальную адаптированность ребенка
| Группа семей | Подгруппа | Характеристика 
  профиля Родительского отношения | 
| Б Л А Г О П Р И Я Т Н Ы Е | Понимающие Покровительствующие  Безразличные  | Хорошо знают 
  своего ребенка, реально оценивают 
  его и его поступки, адекватно 
  и гибко реагируют на различные 
  ситуации, способны встать на позицию 
  ребенка, принять его точку зрения, 
  диалогичны, понимают и принимают 
  ребенка, каков он есть. Сензитивны, 
  часто говорят о ребенке, переживают 
  вместе с ним, способны защищать его в 
  любых ситуациях. Хорошо 
  знают своего ребенка, реально оценивают 
  его и его поступки, адекватно 
  реагируют на них. Однако в общении 
  с ребенком занимают позицию старшего, 
  не принимают диалог, считают свою точку 
  зрения единственно правильной.  Мало 
  знают своего ребенка и не стремятся 
  узнать больше, чаще заботятся о 
  внешних результатах и фактах, 
  нежели о причинах и переживаниях. 
  Эмоциональное отношение к  | 
| Группа семей | Подгруппа | Характеристика 
  профиля Родительского отношения | 
| Н Е Б Л А Г О П Р И Я Т Н Ы Е | Подавляющие Тревожные  Отстраненные  Отвергающие | Отличаются 
  наибольшей степенью эмоционального отвержения 
  ребенка, большим количеством запретов, 
  приказов. Родители уверены, что хорошо 
  знают ребенка, но обычно не могут 
  предсказать его поведение в 
  различных ситуациях. Отношения отличаются 
  напряженностью и носят синусоидный характер. Родители 
  этой группы отличаются повышенной тревожностью, 
  неуверенностью, в реальности они 
  неплохо знают своих детей, сензитивны 
  по отношению к ним, но не уверены 
  в правильности своего поведения и 
  поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения 
  характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.  Родительская 
  позиция крайне регидна, полное отсутствие 
  диалогичности в отношениях с 
  ребенком, повышенные ожидания и требования 
  на фоне значительной ориентации на ребенка 
  и большой привязанности к нему.  Родители 
  этой группы отстранены от ребенка, не 
  желают вникать в его проблемы, 
  уделять ему внимание, замечать изменения. 
  Эмоциональное отношение  | 
Как мы видим, качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию.
Информация о работе Семья как возможное начало жизненной катастрофы