Школьная дезадаптация. Причины и методы предупреждения

Автор: Саша Чёрствый, 24 Октября 2010 в 18:21, реферат

Описание работы

Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.

Содержание

Введение
1. Определение понятия школьной дезадаптации
2. Причины и проявления школьной дезадаптации
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Школьная дезадаптация.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Межрегиональная Академия управления персоналом

Северодонецкий  институт 
 
 

Реферат 

         по дисциплине: Дефектология

на тему: Школьная дезадаптация. Причины и методы предупреждения

 
 
 

                                                                                          Выполнила:

Студентка 3 курса

Группа: БПс-07 

                                                                                               Проверила:

Преподаватель

                                                                                                
 
 

Северодонецк 2010

План

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Определение понятия школьной дезадаптации ……………………………..4
  2. Причины и проявления школьной дезадаптации……………………………5

Выводы…………………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом  влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.

К причинам школьной дезадаптации можно отнести:

- характерное  для современной России социальное  расслоение (часто внутри одного  класса дети из столь различных  семей с трудом находят общий  язык,  плохо понимают друг друга и не умеют общаться);

- увеличение  количества детей с задержкой  психического развития (ЗПР);

- увеличение  количества детей, имеющих невротические  и серьезные соматические расстройства.

Психологи отмечают, что трудности общения с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками) - весьма существенный компонент дезадаптации школьников.

Но, какие же факторы приводят к дезадаптации? В группе учащихся младших классов  психологами были выявлены некоторые  предпосылки школьной дезадаптации:

- низкий социальный  статус ребенка; проблемы взаимоотношений в семье;

- низкая готовность  прийти на помощь другу;

- плохие отношения  со сверстниками;

- низкие познавательные  способности;

- неадекватная  самооценка.

Целью нашего реферата является рассмотрение определения  понятия школьной дезадаптации (ШД), выявление причин и проявлений школьной дезадаптации, изучение проблем профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями ЦНС. 
 
 

1. Определение понятия  школьной дезадаптации (ШД).

Для большей  части детей начало обучения в  школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

Переход от условий  воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.

Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это социально-психологический  процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению  знаниями и умениями, навыками активного  общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические  и медицинские факторы.

Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.

Очень сложно разделить  генетические и социальные факторы  риска, но изначально в основе возникновения  дезадаптации в любых ее проявлениях  лежит биологическая предопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетического развития ребенка. Но это практически не учитывается ни в программах дошкольного образования, ни в программах школьного обучения.

Поэтому медики, физиологи и валеологи открыто  заявляют о том, что здоровье детей  ухудшается (есть данные о том, что  здоровье ребенка за время учебы ухудшается чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в колу). 
 
 
 

2. Причины и проявления  школьной дезадаптации.

Наиболее распространенной причиной дезадаптации являются минимальные  мозговые дисфункции (ММД). В настоящее  время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием.

При этом необходимо иметь в виду то, что высшие психические  функции, как сложные системы, не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

При ММД наблюдается  задержка в темпах развития тех или  иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные  функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении.

Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.

Среди детей  с ММД выделяются учащиеся с синдромом  дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром характеризуется  несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико-локомоторная недостаточность.

Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических  страхов, различных форм навязчивостей, сомато-вегетативных нарушений, истеро-невротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками.

Важным предрасполагающим  фактором к формированию неврозов и  невротических реакций могут  служить личностные особенности  детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению. В категорию школьников - "дезадаптантов" попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется следующими признаками:

1.Отмечаются  отклонения в соматическом здоровье  детей.

2.Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.

3.Наблюдается  несформированность психологических  и психофизиологических предпосылок  к направленной учебной деятельности  учащихся.

Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации (ШД):

1) неуспешность  в обучении по программам, выражающаяся  в хронической неуспеваемости, а  также в недостаточности и  отрывочности общеобразовательных  сведений без системных знаний  и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);

2)  постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);

3)  систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

У большинства  детей, имеющих ШД, довольно часто  могут быть прослежены все 3 приведенных  компонента. Однако преобладание среди  проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования ШД.

3. Проблема профилактики  и коррекции школьной дезадаптации  учащихся с легкими патологиями  ЦНС.

Школьная дезадаптация это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо - и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, а в крайних случаях невозможным  и др. Фактически, школьная дезадаптация это термин, определяющий любые затруднения, возникающие в процессе обучения.

К числу первичных, внешних признаков школьной дезадаптации относят затруднения в учебе  и нарушения поведения. Одной  из причин, вызывающих названные проявления, является наличие легких форм патологий ЦНС. К таким патологиям относятся патология шейного отдела позвоночника и минимальные мозговые дисфункции.

Актуальность  изучения особенностей школьной адаптации  учащихся с ПШОП и ММД определяется возрастающим количеством таких детей. По ряду исследований оно составляет до 70- среди учащихся. По данным исследований, проведенных в московских общеобразовательных школах, среди учащихся со школьной дезадаптацией ММД были выявлены более чем у половины учащихся (52,2%). При этом частота ММД среди мальчиков оказалась в 2,3 раза выше, а синдром двигательной гиперактивности в 4,5 раза выше, чем у девочек.

К особенностям детей с такими патологиями относятся  быстрая утомляемость, сложности  в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, замедленная скорость переключения внимания), двигательная гиперактивность, сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности, снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления. Обычно эти особенности проявляются еще в дошкольном возрасте, но в силу ряда причин, не становятся предметом внимания педагогов и психологов. Как правило, родители и педагоги обращают внимание на проблемы ребенка только с началом школьного обучения.

Школа, с ежедневной, интенсивной интеллектуальной нагрузкой, требует от ребенка реализации всех тех функций, которые у него нарушены. Первой большой проблемой для  ребенка с ПШОП, ММД является продолжительность  урока. Максимальная продолжительность работоспособности у такого ребенка - 1 5 минут. Затем ребенок не в состоянии контролировать свою умственную активность. Мозг ребенка нуждается в отдыхе, поэтому ребенок непроизвольно отключается от интеллектуальной деятельности. Пропуски учебной информации, суммируясь за все периоды во время урока, приводят к тому, что ребенок усваивает материал не полностью или со значительными искажениями, иногда вовсе теряет суть, а в отдельных случаях усвоенная ребенком информация приобретает неузнаваемый вид.

Информация о работе Школьная дезадаптация. Причины и методы предупреждения