Школьная тревожность в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.
1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19
1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.
2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая~1 рс.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

      Тревожные дети имеют склонность к вредным  привычкам невротического характера: они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

      Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения  ребенка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение, непринятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами [64].

      Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

      Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный  ребенок попадает в нее, его тревога  обусловлена страхом не оправдать  надежд, ожиданий взрослого и быть ли отверженным.

      В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающей тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический отказ от ответов на занятиях, отказ от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а также молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

      Можно согласиться с выводом А.М. Прихожан, о том, что тревожность в детском возрасте является устойчивым личностям образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального … является производной широкого круга семейных нарушений [39].

          Таким образом, в понимании природы тревожности у разных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакций на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. 
 
 
 

Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.

2.1. Описание психодиагностического исследования

     Исследование провела студентка 4 курса ВФ МГЭИ Ильина Д.В. 
Респонденты: учащиеся 3«А» класса МОУ СОШ № 128 г. Волгограда, в количестве 21 человек.

      Целью данного исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и установление причин. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Провести психодиагностическое исследование по выявлению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
  2. Провести психодиагностическое исследование по установлению причин тревожности у учащихся 3- го класса.

3. Установить, существует ли зависимость между  проявлениями тревожности и выявленными  причинами тревожности. 

           Для проведения исследования была отобрана группа учащихся 3-го класса в количестве 21 человек.

      Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью была использована методика «Тест школьной тревожности Филипса». Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста, включая восемь ситуационных факторов: 
1) общая тревожность в школе; 
2) переживание социального стресса; 
3) фрустрация потребности в достижении успеха; 
4) страх самовыражения;

5) страх ситуации проверки знаний; 
6) страх несоответствовать ожиданиям окружающих; 
7) низкая стрессоустойчивость; 
8) проблемы и страхи в отношениях с учителями

        Тест состоит из 58 вопросов, которые  могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в  письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция: "Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

    На  листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая  на вопрос, записывайте его номер  и ответ "+", если вы согласны с  ним, или "–", если не согласны".

Текст опросника

1. Трудно  ли тебе держаться на одном  уровне со всем классом?

2. Волнуешься  ли ты, когда учитель говорит,  что собирается проверить, насколько  ты знаешь материал?

3. Трудно  ли тебе работать в классе  так, как этого хочет учитель?

4. Снится  ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось  ли, что кто-нибудь из твоего  класса бил или ударял тебя?

6. Часто  ли тебе хочется, чтобы учитель  не торопился при объяснении  нового материала, пока ты не  поймешь, что он говорит?

7. Сильно  ли ты волнуешься при ответе  или выполнении задания?

8. Случается  ли с тобой, что ты боишься  высказываться на уроке, потому  что боишься сделать глупую  ошибку?

9. Дрожат  ли у тебе колени, когда тебя  вызывают отвечать?

10. Часто  ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается  ли, что тебе ставят более низкую  оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует  ли тебя вопрос о том, не  оставят ли тебе на второй  год?

13. Стараешься  ли ты избегать игр, в которых  делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает  ли временами, что ты весь  дрожишь, когда тебя вызывают  отвечать?      

15. Часто  ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников  не хочет делать то, что хочешь  ты?

16. Сильно  ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно  ли тебе получать такие отметки,  каких ждут от тебя родители?

18. Боишься  ли ты временами, что тебе  станет дурно в классе?

19. Будут  ли твои одноклассники смеяться  над тобой, если ты сделаешь  ошибку при ответе?

20. Похож  ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив  задание, беспокоишься ли ты  о том, хорошо ли  с ним  справился?

22. Когда  ты работаешь в классе, уверен  ли ты в том, что все хорошо  запомнишь?

23. Сниться  ли тебе иногда, что ты в  школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно  ли, что большинство ребят относится  к тебе по-дружески?

25. Работаешь  ли ты более усердно, если  знаешь, что результаты твоей  работы будут сравниваться в  классе с результатами твоих  одноклассников?

26. Часто  ли ты мечтаешь, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься  ли ты временами вступать в  спор?

28. Чувствуешь  ли ты, что твое сердце начинает  сильно биться, когда учитель  говорит, что собирается проверить  твою готовность к уроку? 

29. Когда  ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо  ли ты себя чувствуешь с  теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся  с особым вниманием?

31. Бывает  ли, что некоторые ребята в  классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как  ты думаешь, теряют ли расположение  те из учеников, которые не  справляются с учебой?

33. Похоже  ли на то, что большинство твоих  одноклассников не обращают на  тебя внимание?

34. Часто  ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает  ли твоя мама в организации  вечеров, как другие мамы твоих  одноклассников?

37. Волновало  ли тебя когда-нибудь, что думают  о тебе окружающие? 

38. Надеешься  ли ты в будущем учиться  лучше, чем раньше?

39. Считаешь  ли ты, что одеваешься в школу  также хорошо, как и твои одноклассники? 

40. Часто  ли ты задумываешься, отвечая  на уроке, что думают о тебе  в это время другие?

41. Обладают  ли способные ученики какими-то  особыми правами, которых нет  у других ребят в классе?

42. Злятся  ли некоторые на твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше  их?

43. Доволен  ли ты тем, как к тебе относятся  одноклассники?

44. Хорошо  ли ты себя чувствуешь, когда  остаешься один на один с  учителем?

45. Высмеивают  ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь  ли ты, что беспокоишься о своих  школьных делах больше, чем ребята?

47. Если  ты не можешь ответить, когда  тебя спрашивают, чувствуешь ли  ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда  вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая  над трудным заданием, чувствуешь  ли ты порой, что совершенно  забыл вещи, которые хорошо  раньше  знал?

50. Дрожит  ли слегка твоя рука, когда  ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь  ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что  собирается дать классу задание?

52. Пугает  ли тебя проверка твоих знаний  в школе?

53. Когда  учитель говорит, что собирается  дать классу задание, чувствуешь  ли ты страх, что ты не справишься с ним?

54. Снилось  ли тебе временами, что твои  одноклассники могут сделать  то, что не можешь ты?

55. Когда  учитель объясняет материал, кажется  ли тебе, что твои одноклассники  лучше понимают, чем ты?

56. Беспокоишься  ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда  ты выполнишь задание, чувствуешь  ли ты обычно, что делаешь это  плохо?

58. Дрожит  ли слегка твоя рука, когда  учитель просит сделать задание  на доске перед всем классом? 
 

Обработка и интерпретация результатов:

      При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число  несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить  о повышенной тревожности ребенка,  если больше 75% от общего числа  вопросов теста – о высокой  тревожности.

Информация о работе Школьная тревожность в начальных классах