Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:54, шпаргалка

Описание работы

3 вопрос. Место истории психологии в системе наук
23. Биопсихология Аристотеля
7. Отличие научного мировоззрения от мифологического.
15 вопрос. Теория познания Эмпедокла.

Работа содержит 1 файл

шпора.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

12. Учения  Гиппократа о факторах развития  человека и его индивидуальных характеристик

Гиппократа называют отцом научной медицины, он собрал и систематизировал имевшиеся до него знания, создал базу собственного метода, положил начало представлению  о типах телосложения, дав тем  самым ключ к пониманию физиологии и патологии человека. Гип. присоединяется к Эмпедоклу, принимая, что все тела состоят из четырёх элементов: земли, воды, воздуха и огня. В организме человека он различает 4 основные материи, каждая из которых соответствует какому-либо определённому элементу или стихии. Кровь, исходящая из сердца, подобна воздуху и имеет ту же природу: горячую и влажную; лимфа, проистекающая из мозга, уподобляется воде, обладая той же природой: холодной и сырой; желтая желчь, происходящая из печени, соотносится с огнём, природа её горячая и сухая; чёрная желчь, продуцируемая в селезёнке, наподобие земли холодная и сухая. Если жидкости правильно смешаны, человек здоров. Гип. рассматривает строение тела в виде внутреннего гармоничного взаимодействия составляющих, где речь идёт о правильности весовой пропорции. Преобладание одного из элементов даёт четыре варианта состава тела: тепло-влажный – с доминированием крови (сангвинический), тепло-сухой – холерический, холодно-влажный – флегматический, холодно-сухой – меланхолический. Люди с преобладанием крови заболевают лихорадкой, флегматики – водянкой, холерики – разлитием желчи и т.п.

Учение Гип. преследовало исключительно практические цели: разработку диагностических, терапевтических и профилактических мер – обнаружение склонностей к конкретной патологии, её устранение и предупреждение, например, подбор диеты, адекватной данному индивиду. Одним из центральных в интересах и деятельности гиппократовской школы был вопрос о влиянии на человека продуктов питания и других экзогенных факторов. Гиппократ твердо верил, что врач должен изучать человеческую природу и, если он желает исполнить свою обязанность тщательно, исследовать, «что представляет собой человек по отношению к пище и питью, а также ко всему прочему и что от каждого может случиться с каждым». На соматическую структуру влияет возраст: человеческому телу присущи теплота, которая достигает своего максимума в детстве.

У Гиппократа совершенно отчётливо выступает мысль о  наследуемости состава тела.  Гиппократ выделяет ассоциацию тело – психика, утверждая их связь. Психика – это более тонкая, чувствительная часть организма, состояние одного влияет на состояние другого. Гиппократ выделяет 4 типа, которые он соотносит с 4-мя странами света: Востоком, Севером, Западом, Югом. С ними связываются четыре основных противоположных свойства природы: сухость, влажность, холод, тепло. Благодаря перечисленным свойствам природа, окружающая человека, и «делает» природу его самого. Сангвиники – это люди, живущие на Востоке, а именно в Малой Азии. Климат там здоровый – теплый и сухой, местность цветущая, воды текучие и светлые, лучшие для здоровья. Люди упитанны и крупны, внешне они мало различаются, ввиду равномерности местного климата; они приятны в обхождении, спокойны и приветливы. Но мужественный дух, выносливость в труде и смелость не могут рождаться в такой природе, по необходимости верх берёт наслаждение. Холерики – люди Севера. Неизвестно, о какой стране говорит Гиппократ, может быть, о Македонии, но речь идёт о горном регионе, где климат холодный и сухой, однако едва ли не более полезный, чем климат востока. Местность дикая, воды быстрые, но тоже полезные для здоровья. Люди худощавы, сильны, энергичны. Нрав их горд, упорен, они способны к искусству и военному делу. Флегматики – люди Юга. Также неизвестно, о какой стране идет речь. Климат мягкий и влажный. Воды стоячие и затхлые. Тело людей рыхлое и сырое, они вялы, сонливы, в искусстве неуклюжи, не имеют тонкости и остроты, слабы душой, плохо переносят труд.

Меланхолики – люди Запада. Конкретный район тоже очерчен Гиппократом слабо. Он лишь сравнивает эту страну по климату и местности с осенью. Люди хмуры и упорны. Впервые у Гиппократа утверждается, что склад психики формируется внешней средой.

Гиппократ использовал  индуктивный метод – от наблюдений частных феноменов к выводу общих положений.

Школа Гиппократа делает объектом изучения естественнонаучного  анализа проблему индивидуальных различий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 билет. Концепция ума в учении Анаксагора.

Анаксагор в V веке до нашей эры ввёл в философию концепцию сознания. Он назвал сознание nous (нус, разум) и определял его как бесконечную, самоуправляемую, ни с чем не смешанную субстанцию, источник движения, необходимую часть всего живого, имеющую сходные свойства у животных и человека. Понятие nous рассматривалось как обобщённый интеллект, управляющий движением космоса (точнее – движением частиц его составляющих). В собственно-качественных характеристиках Нуса, которые находим у самого Анаксагора, понимание Нуса колеблется между взглядом на него 1) как на механическую причину отделения друг от друга первоначально перемешанных частиц и 2) как на разумную сознающую (и даже «знающую») целесообразно действующую силу.

На самом же деле Разум («нус») и душа были в учении Анаксагора разными понятиями. Это явствует хотя бы из того места в двенадцатом фрагменте, где говорится: «И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, властвует Разум». Согласно Анаксагору, душу имеют только живые существа. Термин «душа» употребляется им в значении носителя жизни, источника ощущений и эмоций. В каком же смысле Разум «властвует» над существами, имеющими душу?

Согласно учению Анаксагора, Разум играет для живых существ  примерно ту же роль, что и для  космоса в целом. Он отвечает за организацию  живого организма и как бы «программирует» развитие организма с момента его зачатия. Ведь каждое живое существо развивается определенным, вполне закономерным образом, причем у различных видов живых существ эта закономерность обладает своеобразной спецификой.

Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности. В области познания Анаксагор считал, что главная роль принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам недостает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом. Природа ума (и это сказано Анаксагором впервые) – состоит в его чистоте, в его бытии самого по себе.

По мнению Сократа, у Анаксагора Нус выступает только как причинная  механическая сила, а не как сила ра́зумная и разу́мная, целесообразная, направляющая все вещи в мире к наилучшему совершеннейшему порядку. Сократ отмечает, что в такой своей механической функции Нус Анаксагора оказывается необходимым только там, где Анаксагору не хватает других, чисто физических средств объяснения.

Таким образом, хотя Анаксагор ввел в качестве движущей силы Нус и даже отделил этот Нус от всех материальных элементов и даже приписал своему Нусу совершенное знание обо всем — в итоге Анаксагор понимает свой «Ум» скорее как чисто механическую движущую силу, причем приобретающую первую важность тогда, когда организация порядка «другими методами» оказывается невозможной.


Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"