Шпаргалка по "Юридичекой психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по дисциалине "Юридической психологии".

Работа содержит 1 файл

Юридическая психология ответы.docx

— 59.53 Кб (Скачать)

14. Психология  преступных групп.

Совместное преступное действие нескольких лиц носит название соучастия, которое подразделяется на: простое соучастие — совместное участие нескольких лиц в совершении преступления, т.е, соисполнителество, без распределения ролей; сложное соучастие, при котором каждый из соучастников выполняет строго определенную для него в преступлении роль (исполнитель, пособник, подстрекатель, руководитель); соучастие в стабильно созданной и действующей преступной группе, которая является наиболее опасной для общества, т.к. такое соучастие характеризуется, стабильностью, устойчивостью криминальных связей и т.п. В преступных группах личность полностью принимает преступную направленность группы, разделяет ее преступные мотивы и цели достижения задуманного. Поэтому личность старается оправдать ожидание ее членов и лидера такой преступной группы. Следует заметить, что именно в преступной группе у ее членов понижается чувство ответственности, а доминирует вседозволенность, безнаказанность и групповая защищенность. Причем у некоторых членов такой группы появляется повышенное рвение к отстаиванию своего достоинства и достоинства ее членов, в такой группе у колеблющихся также вырабатывается чувство превосходства по отношению к окружающим людям. 
 
 
 

23. Профессиограмма следователя.

Установлению  истины по конкретному уголовному делу способствует предварительное следствие, которое проводит следователь. Деятельность следователя имеет ряд особенностей: процессуальная регламентированность средств и сроков предварительного следствия; практические навыки; противодействие в ходе следствия заинтересованных лиц и т.п. Многие следователи заблуждаются в своем профессиональном предназначении, считая, что они должны заниматься сбором только отягчающих вину обстоятельств; это приводит к их профессиональной деформации. Служебными обязанностями следователя являются не установление обвинительной позиции по делу или, наоборот, функций зашиты, а установление истины по делу в процессе его расследования. Неслучайно закон запрещает под страхом уголовного наказания домогаться показаний обвиняемого путем насилия и угроз. Повышенная психическая напряженность деятельности предъявляет ряд требований к качествам психики следователя: сенситивность - повышенную нервно-психическую чувствительность к различным факторам внешнего воздействия; эмоциональная устойчивость; пониженный уровень тревожности, т.е, умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях; резиапентноапь, т.е, сопротивляемость различным психотравмируюшим условиям; толерантность — привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям. Важнейшими качествами следователя, которые имеют первостепенное значение при расследовании уголовных дел, являются его волевые, коммуникативные и, главное, интеллектуальные качества. Следователь должен обладать тонкой наблюдательностью, высочайшим чувством долга, а также соответствующей нравственной и социальной позициями. Его деятельность должна постоянно подчиняться процессуальному закону, а не его предвзятости и подозрительности. Следователь должен также иметь такие качества характера, как хладнокровие, т.к. его профессиональная деятельность протекает в эмоционально экстремальных ситуациях. Он никогда не должен пользоваться лозунгом, что отсутствие у человека судимости - это не заслуга самого человека, а недоработка следователя.     Расследование преступления складывается из сбора таких доказательств, которые одинаково ценны и способствуют реконструировать целостную картину преступления. Проводя различные следственные действия по уголовному делу, следователь должен всегда учитывать, что каждый человек под влиянием ситуации по-разному воспринимает увиденное. Здесь огромную роль играют эвристические, т.е, познавательные способности следователя. Для этого следователь должен обладать соответствующим творческим воображением и развитостью своего мышления. Познание следователя характеризуется проверяемостью сделанных им выводов для получения достоверного знания о событии, которое необходимо расследовать. Наиболее распространенным способом получения следователем доказательств является идентификация, доказательственное значение которой состоит в том, что благодаря ей реализуется правовой принцип индивидуализации вины и ответственности. На принципе идентификации следователю необходимо распознать те объекты, которые в конечном итоге являются неопровержимым доказательством причастности конкретного лица к преступлению, это значит, что следователь должен распознать в ходе расследования определенные признаки конкретного объекта, как знаки. Что же касается мышления следователя, то оно разворачивается в процессе расследования на основе гипотезы, версии, указывающей путь познания при конкретной исходной информативной базе. Мышление следователя строится на: дедукции, представляющей анализ частного случая в свете общеизвестных положений. индукции — творческом обобщении частного случая путем сравнения и эксперимента. Поэтому огромное значение при расследовании уголовных дел принадлежит профессиональной интуиции следователя, которая представляет его способность постижения истины в результате ее усмотрения, мысленного охвата сложившейся непростой ситуации без полной и развернутой системы рассуждении. 
 
 

31. Психологические  основы осмотра места происшествия.

Осмотртр места происшествия является следственным действием, хотя и проводится до возбуждения уголовного дела. Его проведение основано на чувственной области познания, на основании проведенного осмотра места происшествия следователь воссоздает мысленно картину совершенного преступления. По характеру вещественных доказательств, обнаруженных происшествия, можно выделить четыре типа места происшествия, по которым выделяется дальнейшая направленность и познавательная деятельность следователя: преступление совершено в данной обстановке, а на имеющихся предметах есть явные следы; преступление совершено в данной обстановке, однако она не имеет явных изменений; преступление совершено в другом месте, а на месте происшествия имеются только следы этого преступления; следы преступления были преступником инсценированы. из проведенного осмотра необходимо приступить к построению версий, которые в дальнейшем следует проверить. Очень часто преступник использует предметы своей профессиональной деятельности. Заранее подготовленные орудия убийства, например, могут свидетельствовать об умышленном убийстве. При осмотре места происшествия аналитический ум следователя должен быть направлен на выяснение тех следов преступления, которые характерны для конкретного вида преступления, обязывает следователя хорошо знать криминалистику. Поэтому основой всей познавательной деятельности следователя при осмотре им места происшествия должно быть с совокупности признаков данного преступления и степени вероятности связей между сигами расследуемого вида преступлении. 
 
 
 

32. Психологические  особенности предъявления для  опознания.

В соответствии со ст. 164 УПК РФ, в случае необходимости, следователь может предъявить для  опзнания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Опознаюшие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они наблюдали ответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по которым они могут произвести опознание. Дознание как психический процесс зависит от: прочности хранящего в памяти образа; от психического развития опознающегося общей направленности его личности, см менее психически и интеллектуально такая личность развита, тем больше вероятность ощибочного опознания и выше вероятность опознания по надуманным или второстепенным знакам. Поэтому так важен допрос перед началом этого следственного действия, который выделит индивидуальные признаки лица или предмета, которые необходимо опознать. При “возможности предъявления лица к опознанию его опознание следователь проводит по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее хх. Если у следователя возникнут обоснованные сомнения в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое ранее, то назначается судебно-психопогическая экспертиза. 
 
 
 

30. Психологические  особенности следственного  эксперимента.

Следственный  эксперимент как следственное действие проводится с целью воспроизведения определенного действия или обстановки, при которых было совершено преступление. В ходе го проведения проверяется возможность видеть, слышать определенные действия, опознавать определенные вещи и предметы при их удаленности и слабой освещенности, ри проведении следственного эксперимента следователь устанавливает: возможно ли совершить определенные действия при конкретных условиях; возможно ли провести определенное действие за определенное время; имелась ли возможность слышать и различать определенные слова или звуки; " наделено ли данное лицо проверяемыми способностями, навыками ли умением. закон запрещает проведение следственного эксперимента, если он унижает человеческое достоинство или создает опасность для окружающих. Содержание следственного эксперимента заключается в проведении опытов и организации посредственного наблюдения за имевшими место во время преступления реальными явлениями и процессами. 
 
 
 
 
 
 

22. психологические  аспекты деятельности адвоката.

В гражданском процессе, как было замечено ранее, адвокат выступает на стороне доверителя, защищая и охраняя его права в процессе; их интересы совпадают. Вся речь адвоката состоит при его выступлении по гражданскому делу из следующих элементов: вступление, путем которого устанавливается контакт с аудиторией; определение отправной точки по рассматриваемому делу; обоснование имеющихся в деле фактических обстоятельств дела; определение нормы права, которая должна быть применена при разрешении дела; конкретное предложение о разрешении дела; предложение о вынесении частного определения по делу. заключительное обращение к суду. Таким образом, в речи адвоката оцениваются все имеющиеся обстоятельства дела, обосновано применение соответствующей правовой нормы и даны предложения о решении дела в пользу доверителя. 
 
 

21. Психологические  аспекты прокурорской деятельности.

В гражданском процессе роль прокурора специфична, т.к. он может выступать: как предъявитель иска по защите прав и интересов других лиц — в таком случае прокурор в судебных прениях выступает первым, обосновывая необходимость удовлетворения иска. В своем заключении он оценивает имеющиеся в деле доказательства и делает вывод о применении соответствующей правовой нормы. вступать в дело с целью дачи соответствующего заключения в прениях он не участвует, а в своем заключении делает итоговую оценку иска с точки зрения государственного обвинителя. Его речь должна способствовать установлению истины по делу и быть образцом профессиональной этики и правовой культуры. Значимость выступления прокурора весьма велика, после его выступления суд удаляется в совещательную комнату для вынесения своего решения. 
 
 
 

39. Судебно-психологическая  экспертиза в гражданском процессе.

Как известно, одним  из источников доказательств по делу может быть заключение эксперта Компетенция заключения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе: выявление у дееспособного гражданина непатологических психических аномалий; установление психологической совместимости супругов; установление психологической совместимости детей с каждым из родителей; определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей. о признании сделки недействительной; по спорам о праве на воспитание детей; дела о причинении вреда гражданином, который не способен понимать значение своих действий или ими руководить. При возникшей необходимости судебно-психологичсская экспертиза назначается по мотивированному постановлению судьи или определению суда. Проведя соответствующее исследование по поставленным вопросам, эксперт на заключительном этапе исследования делает выводы об общей психологической структуре личности. Очевидно, что качество судебно-психологической экспертизы зависит от правильной постановки вопросов для экспертного разрешения. Заключение судебно-психологической экспертизы может служить источником доказательств по гражданскому делу. Следует заметить, что такая экспертиза проводится только при желании лица, на нее направленного, поэтому во вводной части экспертного заключения необходимо указывать позицию подэкслертного лица. В заключительной части экспертного заключения даются выводы на поставленные вопросы, которые в свою очередь являются выводами проведенного исследования. Полученное заключение подлежит судебной оценке по внутреннему убеждению судьи, согласно определенному им правовому основанию. В случае признания судом экспертного заключения достоверным и обоснованным оно становится источником прямых или косвенных доказательств по гражданскому делу. 
 
 
 
 
 
 
 

11. Типы криминогенных  личностей.

Типы  преступников (по Антоняну) I. по степени общественной опасности: 1.)    особо опасные – многократно судимые рецидивисты, устойчивое преступное поведение которых носит характер активной оппозиции обществу и его ценностям. 2.)    десоциализированные – личности пассивные, ассоциальные. Это деклассированные лица выпавшие из системы нормального общения. 3.)    неустойчивые – лица отличающиеся частичной криминогенной заряженностью. 4.) ситуативные – общественная опасность выражена в поведении незначительно.  II. по мотивам: корыстные преступники: - утверждающий (самоутверждающийся) тип - дезадаптивный (асоциальный) тип: полная личностная неопределенность (бродяги и алкоголики) живут вне общества, вне социальной активности. -  алкогольный тип, совершают преступления ради получения средств на спиртные напитки. - игровой тип, у таких лиц постоянная тяга к риску, острым ощущениям. - семейный тип, чаще встречается среди расхитителей и взяточников. отвергаемый тип, чаще встречается среди лиц, которые в силу дебильности, слабоумия не в состоянии установить нормальные сексуальные отношения с женщиной. Распределение отличительных черт среди преступников: Убийцы – высокая чувствительность в межличностных отношениях. Корыстно-насильственные – самая высокая импульсивность при низком контроле, принебрежение правовыми нормами. Совершившие изнасилование – низкая чувствительность в межличностных отношениях при низком контроле поведения. Воры – самый низкий уровень тревоги, гибкость поведения. Расхитители – высокий самоконтроль, хорошая адаптированность, хорошая ориентация в правовых и социальных нормах.   
 
 
 
 
 
 
 
 

3. История возникновения  и развития юридической психологии.

1 этап. Донаучный этап – предыстория развития юридической психологии.2 этап. Зарождение юридической психологии как прикладной отрасли, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом .конец 19 – начало 20 вв.3 этап. Становление и развитие юридической психологии как самостоятельной отрасли.20-е гг. 20 в.4 этап. Возрождение и стремительное развитие юридической психологии60-е гг. 20 в. – настоящее время.В России и в Европе в конце XIX в. появился целый ряд научных публикаций, посвященных проблемам юридической психологии. На рубеже Х1Х-ХХ вв. наблюдалось интенсивное развитие психиатрии, психологии, уголовного права и других юридических наук. В России возникла Психологическая школа права, основателем которой явился криминолог Л. И. Петражицкий. Но психологические знания механически использовались для объяснения отдельных правовых явлений. В. М. Бехтерев в 1908 г. создал Научно-исследовательский психоневрологический институт, а в 1909 г. на его базе — Криминологический институт. Именно с этого времени можно вести отсчет превращения судебной психологии в самостоятельную прикладную отрасль психологической науки в России. Государственный институт по изучению преступности и преступника был создан в Москве в 1925 г. Круг рассматриваемых проблем расширился: появились обширные исследования различных групп преступников, психология исправления преступников, судебно-психологическая экспертиза и т. д. С начала 30-х и почти до середины 60-х гг. XX в. юридической психологии практически не существовало. Только в 1964 г. началось ее возрождение после принятия ЦК КПСС постановления. В 1966 г. прошел Всесоюзный семинар по вопросам, связанным с преподаванием курса юридической психологии. В мае 1971 г. Был создан сектор психологии в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского появилась лаборатория психологии. В настоящее время введены ставки психологов в пенитенциарных учреждениях. В юридическом процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста 
 
 
 
 

38. Судебно-психологическая  экспертиза в уголовном процессе.

В юридическом  процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической  экспертизы направлены на повышение  объективности и всестороннего  решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. В рамках уголовного судопроизводства встречаются следующие условия  назначения:  - установление способностей обвиняемых, свидетелей, воспринимать сведения по делу и давать правильные показания. Поводом является: малолетний или пожилой возраст лица, проходящего  по делу, не соответствие показаний  лица другим показаниям дела, данные о  низком интеллекте лица и особые условия  восприятия важных для дела обстоятельств. - установление наличия / отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления состояния аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. Поводом является: показания свидетелей о изменении внешнего вида, голоса и моторики обвиняемого, сведения о реально существующих условиях способствующих кугуляции негативных эмоциональных переживаний, данные о конфликтной ситуации в которых было осуществлено преступление, сведения о хронической неудовлетворенности значимых потребностей, сведения о фактах частичного забывания фрагментов преступления. - установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний, делающих невозможным/ затруднительным выполнение профессиональных функций на авто, ж\д, авиатранспорте. Повод: требования ситуации превышали индивидуально-психологические способности человека, управляющего транспортным средством. - установление способностей психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление обвиняемому. Повод: пассивное поведение потерпевших в ситуации составляющей сущность уголовного дела, отсутствие глубоких эмоциональных потребностей, данные об искаженном восприятии в семье либо другой окружающей среде. - установление способностей несовершеннолетних обвиняемых полностью осознавать значение способности руководить своими действиями. Повод: легкомысленное отношение несовершеннолетних к своим противоправным действиям, данные о инфантильном поведении обвиняемого. - установление наличия / отсутствия у лица в период предшествующий смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Повод: сведения о доведении до самоубийства, предположение о инсценировке убийства. - установление у обвиняемого индивидуально психических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных действий. Повод: необходимость создания психологического портрета обвиняемого. Можно выделить следующие виды судебно-психол. экспертиз(общие):1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. 2. Уст.сп. психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному. 3. Уст.сп. несовершеннолетних обвиняемых полностью осознавать значение своих действий и определение степени способности руководить своими действиями. 4. Уст. наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления состояния физиологического аффекта или иных эмоц. состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. 5. Уст. возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психол. особ., делающих невозможным или затрудняющих выполнение проф. функций (в авиации, на авто и железнодорожном транспорте и т. п.). 6. Уст. наличия или отсутствия у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. 7. Уст. у обвиняемого индивидуальнопсихол. особ., которые могли способствовать совершению конкретных противоправных действий.  
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Юридичекой психологии"