Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:16, шпаргалка

Описание работы

Определение психики. Определение предмета психологии

ПСИХИКА (от греч. душа) — свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. Психика — результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. Психика человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуют иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам.Психика — система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды), и самого субъекта.

Работа содержит 1 файл

ответы по психологии.docx

— 57.47 Кб (Скачать)
  1. Определение психики. Определение предмета психологии 

 
ПСИХИКА (от греч. душа) — свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. Психика — результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. Психика человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуют иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам.Психика — система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды), и самого субъекта.  

свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. 

Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия  объективного мира. Отражая внешний  мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.

 

  1. Виды и способы получения психологического знания 

 

Житейская психология – конкретные знания о людях, полученные, накопленные и используемые человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития для оказания воздействия на определенных людей. 
Обыденная психология – разновидность житейских знаний; обобщенные знания о людях, полученные в относительно замкнутой группе людей, проверенные на истинность жизнью этой группы, входящие в систему ее ценностей как регулятор внутригрупповых и межгрупповых отношений.

Произведение  искусства – источник психологических знаний, отражающий в образной форме типичные особенности внутреннего мира (психологии) человека. 
Парапсихология – тип эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, доступный только для особого круга посвященных (избранных). 
Научная (академическая) психология – обобщенное, закономерное знание о людях, полученное группой людей – ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных методов. 
Практическая (прикладная) психология – направление научной психологии, предметом которого является индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни, а целью – оказание психологической помощи конкретному человеку на основе обобщенного научного знания.

 

  1. Основные школы и направления в Психологии  
     
    ПСИХОАНАЛИЗ. 
    Направление в современной психологии, основанное З. Фрейдом в начале XXвека. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо(Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение – это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия – все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.

Функционализм (англ. functionalism) - методологическая ориентация (и научный подход) на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда противопоставляется структурализму и историзму. Для Функционализма характерно признание логического и/или онтологического примата функции над структурой и развитием. В логическом смысле примат функции выражается в том, что знание функции признается необходимым (обязательным) предварительным условием для понимания и объяснения структуры и развития.

Прототипами высказываний в духе Функционализма могут служить след.: «Чтобы понять анатомию, надо понимать функцию — нельзя судить о назначении штопора на основании одних лишь его физических свойств» (Я. Сентаготаи, М. Арбиб); «структурные свойства языка объясняются в свете тех задач, которые эти свойства выполняют в различных процессах коммуникации» (Р. Якобсон). В онтологическом смысле примат функции над структурой и развитием выражается в признании функционирования (и деятельности) ведущим фактором формирования и развития структуры (в онтогенезе, филогенезе, социогенезе). Конкретные примеры этой методологии легко обнаружить в отечественной психологии: см., напр., Единства сознания и деятельности принцип. В частности, исследователи речевого онтогенеза утверждают: «У развивающегося объекта вначале изменяется его функция, потом согласно ей перестраивается сам объект» (Е. И. Исенина); «главное внимание необходимо уделять функции речи ребенка — тому, зачем и для чего она возникает, т. к. именно назначение речи делает необходимым ее появление» (М. И. Лисина) и т. д.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Предмет в Бихевиоризме: Поведение

Представители Бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Павлов Иван Петрович, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер

На рубеже XIX-XX вв. экспериментально было доказано, что существуют неосознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. В 1913 г. сложилась первая программа бихевиоризма, сформулированная американским психологом Дж. Уотсоном. Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии — в создании средств для контроля над поведением. 

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Предмет гештальтпсихологии: Феноменальное поле

Представители гештальтпсихологии: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

 

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

 Представители Когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер

Предмет Когнитивной психологии: Модели познавательных процессов

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. 

 

Биологический подход

Мозг человека состоит более  чем из 10 миллиардов нервных клеток и практически бесконечного числа  взаимосвязей между ними. Возможно, что это самая сложная структура  во вселенной. В принципе, все психические  события так или иначе соответствуют активности мозга и нервной системы. Биологический подход к изучению человека и других видов животных пытается установить взаимосвязь между внешними проявлениями поведения и электрическими и химическими процессами, происходящими внутри тела, в частности в мозге и нервной системе. Сторонники такого подхода стремятся определить, какие нейробиологические процессы лежат в основе поведения и психической активности. В случае с депрессией, например, это заболевание пытаются представить в виде патологических изменений в концентрации нейромедиаторов (химических веществ, продуцируемых в мозге и обеспечивающих коммуникацию между нейронами, или нервными клетками).

 

  1. Структура психики: сознание и бессознательные психические процессы.

Сознание человека (психология) —  это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего  мира в форме словесных понятий  и чувственных образов. 
 
Философское определение. 
Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Бессознательные психические процессы


Центральными в психоанализе являются представления о бессознательных  психических процессах, которые  рассматриваются как основные детерминанты личностного развития, как основные факторы, движущие силы, определяющие и регулирующие поведение и функционирование человеческой личности. В целом, психическая  жизнь человека рассматривается  как выражение бессознательных  психических процессов. Содержание бессознательного составляют инстинктивные  побуждения, первичные, врожденные, биологические  влечения и потребности, которые  угрожают сознанию и вытесняются  в область бессознательного.

Несколько основных классов проявлений бессознательного


  1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
  2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
  3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
  4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

 

 
 

  1. Мозг и психика

Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.

Психическая деятельность организма  осуществляется посредством множества  специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию  и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся  эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в  среде и решение жизненных  задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы  поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря  этому все более гибкими и  оперативными.

 

 

 

  1. Понятие и функции ощущения.

Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получаемый и перерабатываемый поток информации. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за температуру тела, работу органов пищеварения, органов движения и т.д.

Функции ощущений таковы:

  • являются основой более сложных познавательных процессов,
  • превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания,
  • обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"