Шпаргалки по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1)Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Психология- это наука о закономерностях возн, проявления и развития психической деят и сознания.Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии. Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии. Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Структура современной психологии:Общая псих, псих личности, возростная псих, педагогическая, социальная псих,спецпсих.

2)Методы псих.Организацыонные: 1) сравнительный-метод поперечных срезов-изучение испытуемых разных возростов +-экономичность, - не учит особ кажд чел, 2) лонгитюдный-пордольный срез-отслеж одного испыт или гр на протяж долгого срока .+ целостная картина развития, -дороговизна, часть участников всегда выпадает.,3) комплексный-объед два пред.Все это методы сбора инф.Эмпирические : 1)наблюдение и интроспекцая, 2)эксперимент-активное влияние исследователя на процесс.,(виды Э.:лабораторный и ест, контролирующий и формирующий) 3)биографическое, 4)психодиагностическая беседы и тесты,5)анализ прод деят. Рассм прод деят-поделки.. наблюдение- Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в группе детского сада или школьном классе. Бывает: включенное , невключенное ,скрытое , открытое.

Работа содержит 1 файл

шпоры по псих.docx

— 37.95 Кб (Скачать)

25.Поведение  человеко-образной обезьяны. Рассматривая развитие поведения от его самых простых форм, какие мы наблюдаем у низших животных, до самых сложных и высших, которые мы видим у человека, мы легко можем заметить, что поведение, взятое в целом, проходит в своем развитии три основные ступени. Пер-вую ступень в развитии поведения образуют у всех животных наследст-венные реакции, или врожденные способы поведения. Их обычно называют инстинктами. Они связаны большей частью с удовлетворени-ем основных потребно-стей организма. Все они выполняют биологиче-скую функцию самосо-хранения или продолжения рода. Основным отличительным призна-ком инстинктивных реак-ций является то, что они функционируют в силу наследственной структу-ры организма, без всякой выучки. Ребенок сейчас же после рождения двигает руками и ногами, кричит, сосет материн-скую грудь, глотает молоко. Не все инстинкты вызревают столь рано, как сосание, и не все они начинают функционировать сейчас же после рождения. Многие из них, как, например, инстинкт половой, вызревают значительно позже — только тогда, когда сам организм достигает достаточно высокой ступени формирования и развития. Второй момент, ха-рактеризующий эту сту-пень развития поведения, заключается в новой биологической функции, которую выполняют условные рефлексы. Если инстинкты служат средством приспособления к таким условиям среды, которые являются более или менее постоянными, закрепленными, устойчивыми, то условные рефлексы представляют собой гораздо более гибкий, тонкий и усовершен-ствованный механизм приспособления к среде, сущность которого заключается втом,что на-следственные инстинк-тивные реакции приспо-сабливаются к индивиду-альным, личным услови-ям существования данного животного. 3-я ступень,Из данных сравнительной анатомии и сравнительной физиологии с совершенной достовер-ностью установлено, что человекообразные обезьяны являются на-шими ближайшими родственниками в эволюционном ряду. Оставалось, однако, до последнего времени незаполненным одно звено в эволюционной цепи, связывающей человека с животным миром, именно звено психологическое. До самого последнего вре-мени психологам не удалось показать, что поведение обезьяны стоит в таком же отношении к поведению человека, в каком ее анатомия стоит к человеческой. 

27.История  психического развития ребенка.  Желая изучить психику взрослого  культурного человека, мы должны  иметь в виду, что она сложилась  в результате сложной эволюции  и что в ней сливаются по крайней мере три русла: русло биологической эволюции от животных до человека, русло историко-культурного развития, в результате которого из примитива эволюционировал постепенно современный куль-турный человек, и русло индивидуального разви-тия данной личности (онтогенез), в результате которого маленькое родившееся на свет существо, пройдя ряд фаз, раз-вилось в ребенка школь-ного возраста, а затем во взрослого культурного человека. В общем сознании крепко утвердилось одно неверное представление: оно уверено, что ребенок отличен от взрослого только количественно; возьмите взрослого, уменьшите его в росте, сделайте послабее, отнимите знания и навыки, сделайте поглу-пее — и перед вами окажется ребенок. Ведь в самом деле, наш ребенок не только думает, воспринимает мир иначе, чем взрослый; не только его логика построена на качественно иных, особых принципах, во многом и самое строение и функции его тела отличаются от строения и функций взрослого организма.Мы знаем, что, пожалуй, самой основной чертой, характеризующей пове-дение взрослого человека, является периодическая смена сна и бодрствования; фактически каждый из нас ведет двойное существование, и каждая часть нашей жизни — бодрственная и сонная — концентрирована и занимает компактные промежутки времени. Совсем не то у ново-рожденного ребенка; как показали исследования ряда ученых новорожденный ребенок еще не живет ни во сне, ни в бодрствовании. Сон и бодрствование у него раздроблены на мелкие частицы времени, кото-рые сменяют друг друга, переплетаются и образуют в общем какое-то среднее состояние, состояние иррадиированной возбужденности и торможения. Новорож-денный — это совсем особое существо, с со-всем иными пропорция-ми тела, с совсем иной организацией деятельности. Присмотримся к нему еще пристальнее: попы-таемся уловить те нити, которые связывают его с окружающим его миром.

16) психика - свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность т.е. в жизни субъекта - ориентировачно-регулирующую функциюотражение - всеобщее свойство материи заключающее в способности объекта воспроизводить (со степенью адекватности) признаки структурные характеристики и отношения др объектов

леонтьев в качестве объектвного критерия предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральныевоздействия.

биологически  нейтральные воздействия-те воздействия  которые не учавствуют в обмене веществ т.е. от них на прямую не завист жизнедеятельность организма , но эти воздействия связязывают с биологическими значимыми

18)Эволюционно-биологическими  аспектами психики занимается  зоопсихология. Однако многие  из изучаемых ею вопросов связаны  с фундаментальными методологическими  проблемами общей психологии Очевидно, что, обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей. Тем более немыслимо ставить такой вопрос в отношении каких-то существ, которые жили в далеком биологическом прошлом. Единственный путь здесь — найти объективный критерий психики, т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика. 2 формы реагирования на :чувствительность-способность орг реагировать на БНВ, для удовлетворения БЗВ(способы реаг_объективный, субъективный). ,  раздражимость- способность орг реагировать на БЗВ.

19) Развивая это представление, советский ученый А. Н. Северцов обратил внимание на два принципиально различных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды (1) путем изменения строения и функционирования органов и (2) путем изменения поведения без изменения организации [99, с. 297].Первый способ был общим у растений и животных;второй имел место только у животных, и был связан с развитием психики. Внутри второго (поведенческого, или психического) способа приспособления А. Н. Северцов выделил, в свою очередь, два различных направления. Итак, первое положение заключается в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.Второе общее положение: имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.К. Э. Фабри объясняет это несовпадение в первую очередь неоднозначным соотношением между морфологией животных (на которой основана их зоологическая систематика) и образом их жизни. Пластичная приспособляемость поведения может привести к решению одной и той же биологической задачи за счет использования разных морфологических средств, и, наоборот, одни и те же морфологические органы могут выполнять весьма различные функции [118, с. 174]. Таким образом, уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.

Информация о работе Шпаргалки по психологии