Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Мы все живем в мире стереотипов. Чаще всего именно стереотипы определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. А также определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему миру. Благодаря сформировавшимся стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том, или ином случае; что плохо и что хорошо; кто прав, а кто не прав. Но зачастую это не значит, что так и есть в действительности. Стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или условностях принятых в обществе. Соответственно могут быть как истинными, так и ложными.

Содержание

Введение 2
Понятие стереотипа, виды, функции 3
Значение стереотипов в профессиональной деятельности 4
Профессиональная деформация 5
Причины возникновения профессиональной деформации личности и их профилактика 8
Заключение 10
Список используемой литературы 11

Работа содержит 1 файл

Эссе по теме Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение            2

  1. Понятие стереотипа, виды, функции                                                                  3
  2. Значение стереотипов в профессиональной деятельности                             4
  3. Профессиональная деформация                                                                           5
  4. Причины возникновения профессиональной деформации личности и их     профилактика                                                                                                          8

  Заключение                                                                                                                         10

Список  используемой литературы                                                                                  11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Мы все живем в мире стереотипов. Чаще всего именно стереотипы определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. А также определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему миру. Благодаря сформировавшимся  стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том, или ином случае; что плохо и что хорошо; кто прав, а кто не прав. Но зачастую это не значит, что так и есть в действительности. Стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или условностях принятых в обществе. Соответственно могут быть как истинными, так и ложными.

       Получение образования, выбор профессии также основывается на формировании стереотипов мышления – ряда привычных истин и методов, создающих основу знаний. Многие хорошие специалисты в своей профессиональной деятельности оказываются не в состоянии преодолеть сложившиеся стереотипы и отвергают все, что не укладывается в их мировоззренческую концепцию, сформированную в период получения образования или опыта работы. В результате это приводит к консерватизму в деятельности и в мышлении. Разрушение стереотипов очень болезненный процесс и влечет за собой сопротивление, раздражение и некую растерянность. Не принятие нового определяется подсознательным инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов.

      Стереотипы имеют объективную природу и являются неотъемлемым свойством психики человека делать обобщения. Если бы человек не обладал способностью стереотипизировать, обобщать, упрощать, схематизировать окружающую действительность, он не смог бы быстро ориентироваться в непрерывно растущем потоке информации, которая к тому же постоянно усложняется и все более дифференцируется. Эту возможность обеспечивает способность головного мозга человека вырабатывать обобщенные представления о явлениях и фактах, формирующиеся на основе предыдущих знаний человека, а также поступающей к нему новой информации. Стереотипы передают лишь суть события или явления понятным всем или большинству.

      Существование стереотипов носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно упрощают жизненные процессы, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.   
 
 

    1. Понятие стереотипа, виды, функции
 

            Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для  печати многотиражных изданий. В социуме, стереотип это привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта.

            Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый — значит, хороший". Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки. Действие этого стереотипа замечено у детей уже с четырехлетнего возраста.

           Также следует отметить в числе стереотипов феномен внутригрупповой пристрастности. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп. Понятие "группа" в данном случае может использоваться  в очень широком смысле — от жильцов одного дома до жителей одной страны. Причем данный стереотип выражен даже тогда, когда группа возникает случайно (школьный класс, болельщики одной команды).

           В основе формирования того или иного стереотипа лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия).

       Формирование стереотипов - это прежде всего функция экономии собственных усилий. Попытка увидеть в привычном  новое, а не обобщать на основе житейского опыта, утомительна, а для занятого человека практически невозможна. Помимо этого, стереотипы выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить основой нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома.

        Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе.

       Несмотря на то, что стереотипы подразумевают "сопротивляемость изменениям", они достаточно чувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтому если меняется среда, то и стереотипы меняются. Для примера достаточно вспомнить стереотипы "коммуниста" и "демократа".

      С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей. Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с влиянием средств массовой информации, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достижение, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы. Средства массовой информации приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании — повторение. Через средства массовой информации человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности, идеалы и многое другое. Средства массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения - распространения информации и превратились в один из факторов формирования мировоззрения. 

    1. Значение  стереотипов в  профессиональной деятельности
 

       Огромное значение в жизни человека имеют профессиональные стереотипы. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Это связано, с одной стороны, с задачами профессионального развития, с другой, с уже имеющимся опытом решения жизненных задач. Основные задачи профессионального развития соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть завершением общего образования, профессиональным самоопределением в ходе профессионального обучения, достижением высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности, профессиональной самореализацией и овладением мастерством. Профессиональные стереотипы характеризуются не только готовностью личности решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и регулировать в соответствии с ними собственное поведение. Таким образом, в профессиональных стереотипах индивида оказывается сконцентрирован весь опыт решения им жизненных задач на уже ранее пройденных этапах психического развития.

            Процесс профессионального самоопределения начинается с достижением человеком возраста, когда у него начинают формироваться первоначальные мировоззренческие ориентиры (5-7 лет). Начинает формироваться первоначальное представление о будущем роде деятельности. Потом происходит принципиальное самоопределение на счет будущей жизни – человек выбирает между законопослушной жизнью и асоциальной, противозаконной, выбирает работать ради денег или ради работы, долга, выбирать между личной выгодой или долгом перед обществом.

         Ориентация  людей на те, или иные виды профессий во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые связываются с теми или иными профессиями. К примеру, подростки, не включенные в реальную систему производственных отношений, могут строить свои базовые представления о той или иной профессии на доступном им слое социальных стереотипов, которые они воспринимают в кино, литературе, средствах массовой информации, где определенным образом закрепляются связи между профессиями и социальным стереотипами. 

      Под влиянием определенных стереотипов возникает реальная опасность сделать ошибочный выбор. Формируя свое представление о профессии, важно помнить, что оно может неполно или искаженно отражать действительность. Поэтому надо по возможности учитывать и анализировать информацию из самых различных источников, в том числе полученную непосредственно от профессионалов.

       Порой профессиональный стереотип представляет собой часть более обширного поло-ролевого стереотипа. Это явление можно отследить, когда речь заходит о «мужских и женских профессиях». Мужчинам и женщинам приписывают некие наборы свойств, которые определяют, какие профессии можно им выбирать. Зачастую можно услышать изречения типа: «Либо женщина, либо программист»; «Если женщина водитель, это не женщина». «Если психолог мужчина, это не мужчина». Такие заключения говорят о сложившейся системе представлений, которую можно и нужно изменять. Конечно, есть профессиональные сферы, где женщинам труднее, чем мужчинам. Аналогично и мужчинам некоторые области деятельности подходят меньше, чем женщинам. Но на практике существует много исключений.

        Есть и такой стереотип: психотерапевт так переживает за своих клиентов, что сам постепенно начинает страдать нервным расстройством и даже сходит с ума. В действительности умение провести границу между собой и пришедшим за помощью человеком является одним из основных, профессиональных качеств успешного психотерапевта. Взаимодействуя с клиентом, терапевт не «переживает», а концентрируется на сути проблемы. Такой профессионализм можно выработать без ущерба для собственной личности.       

       Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. Наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.  Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. 

    1. Профессиональная деформация

     Несомненно, труд положительно влияет на психику человека. Но, относительно разных видов профессиональной деятельности существует перечень профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Также существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и др.). 

    Многолетнее выполнение одной  и той же профессиональной  деятельности приводит к появлению  профессиональной усталости, утрате  профессиональных умений и навыков,  снижению работоспособности.

Информация о работе Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности