Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 13:47, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время высшее образование в России является основным этапом профессиональной подготовки современной молодежи. В учебной деятельности студента, учёт профессионального фактора становится важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, включающей формирования не только конкурентоспособного профессионала, способного усваивать и применять определенные знания и умения, но и развитие у студентов «нового» сознания.

Работа содержит 1 файл

arhipova.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

    Наряду  с этим в условиях все ускоряющегося экономического и социального развития общества будущий специалист должен иметь высоко развитое учебно-профессиональное сознание, включающее глубокую теоретическую и, что особенно важно, практическую подготовку для профессиональной деятельности, чтобы гибко реагировать на новые процессы и творчески подходить к решению профессиональных и личностных задач с учетом различных условий проживания.

     Анализ психологической литературы отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой теме показывает, что до настоящего времени нет единства в подходах к определению самого понятия «профессиональное сознание педагога». Требуется специальное изучение психологической структуры, важнейших характеристик, механизмов и условий формирования и развития профессионального педагогического сознания.

     Профессиональное  педагогическое сознание как особую форму в структуре общественного сознания выделил в 1969 г. В.А. Демичев. После этого многие ученые неоднократно обращались к изучению этого сложного образования. Так, отдельные стороны процесса формирования и развития профессионального сознания у будущих педагогов освещены в работах B.C. Агапова, Г.В. Акопова, С.X. Асадуллиной, А.А. Бизяевой, С.А. Днепрова, И.Ф. Исаева, В.Н. Козиева, С.Г. Косарецкого, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Д.В. Ронзина, В.Л. Ситникова, В.А. Сластенина, И.Л. Фельдман и других исследователей. При этом большинство психолого-педагогических работ в этой области выполнялось в рамках психологии учителя или психологии профессионального самоопределения в русле подходов, связанных в большей степени с установлением общих структурных и функциональных оснований рассматриваемой категории, нежели смысловых, содержательных. Многие из авторов делали акцент либо на изучении педагогических аспектов формирования профессионального сознания у будущих учителей (И.Ф. Исаев, С.А. Днепров, В.А. Сластенин и др.), либо обращались к анализу категории профессионального самосознания педагога (Н.Е. Горская, В.Н. Козиев, Л.М. Митина, П.А. Шавир и др.).

     С.В. Пазухина указывает на профессиональное сознание, образующее внутренний план деятельности педагога и пронизывающее все трудовые начинания учителя, всю его работу, детерминируя при этом отношение к детям, к передаваемым знаниям, к себе. Оно отражает и определяет сущность, содержание, структуру и направленность педагогического труда. По мнению автора, профессиональное сознание «стягивает» различные виды и типы деятельности специалиста в психологически изоморфное поле действия.

     Н.Р. Привалихина, А.С. Титлова рассматривают  профессиональное сознание психологов на этапе вузовского образования, так как именно в сознании студентов – будущих психологов - отражается содержание процесса профессионального становления и развития, а также основные противоречия между практикой подготовки психолога и его конкретной профессиональной деятельностью. Модель профессионального развития человека характеризуется способностью человека выходить за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования.

    В исследовании раскрыто содержание понятия  учебно-профессионального сознания студентов вуза, которое определяется как система приобретаемых в процессе высшего образования учебных и профессиональных знаний, представлений и субъективных отношений. Таким образом, учебно-профессиональное сознание представляет собой системообразующее, многоуровневое образование, проявляющееся в готовности личности планировать, воспринимать, оценивать и профессионально интерпретировать условия учебно-профессиональной подготовки в процессе учебной деятельности, способность прогнозировать свою деятельность, оценивая при этом её результаты и определяя направление своей профессиональной деятельности в процессе профессионализации.

     Анализ  исследований позволил нам создать структуру учебно-профессионального сознания, разворачивающуюся как последовательность решения учебно-профессиональных задач, раскрыть специфику профессиональной деятельности и её структурных компонентов, обеспечить не только учебно-познавательную деятельность, но и учебно-профессиональное сознание с формированием определённой системы профессиональной деятельности.

     В исследовании обосновано, что сущность развития учебно-профессионального сознания происходит при осуществлении механизмов самооценки, рефлексии, Я-концепции, «Я» образа, самопознания. Реализация указанных механизмов, их полноценное протекание обусловливают развитие учебно-профессионального сознания студентов.

      Таким образом, становление студента как  личности и профессионала в учебно-профессиональной деятельности – это сложный, целостный, динамически развертывающийся во времени процесс качественных изменений личности, формирующий новообразования, которые включают профессиональные и личностные качества, необходимые вначале для учебно-профессиональной деятельности, а далее для профессиональной деятельности.

     В работе проанализированы положения о психологических особенностях  учебно-профессионального сознания студентов, включающие содержание и характеристику функций и свойств и их развития на протяжении обучения в вузе (А.А. Вербицкий, С.А Днепров, И.А Зимняя, И.Ф. Исаев, С.В. Пазухина и др.).

   В исследовании выделены и проанализированы функции учебно-профессионального сознания: целеполагающие (информационно – ориентирующая, мотивационно-стимулирующая, контрольно-коррегирующая, развивающая и воспитывающая функции) и организационно-структурные (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая). Это обусловлено, с одной стороны, той важнейшей миссией, которую выполняет педагог в становлении подрастающего поколения нации. С другой стороны, этого требуют новые социально-экономические условия развития страны и направления модернизации российского образования. Третий аспект рассматриваемой проблемы связан с тем фактом, что отмечается прямая зависимость между психологической готовностью к педагогической деятельности и уровнем развития учебно-профессионального сознания студентов.

     Анализ  результатов теоретических исследований позволил выделить три основных этапа  развития у студентов учебно-профессионального  сознания в процессе профессиональной подготовки: 1 этап - начальный (1 курс), 2 этап - промежуточный (2-3 курс), 3 этап – завершающий (4-5 курс).

     Ядром учебно-профессионального сознания является всестороннее развитие личности и становление будущего учителя как специалиста в процессе профессионального обучения, освоение профессии и выполнение учебно-профессиональной деятельности на различных этапах профессиональной подготовки. На начальных этапах профессионального обучения источником сознания выступает уровень личностного развития. На последующих этапах профессионального становления сознания специалиста преобладает соотношение личностного и профессионального развития, которое приобретает характер динамической неуравновешенной целостности.

   Исследование  закономерностей становления и развития учебно-профессионального сознания студентов разных специальностей сегодня является актуальным в различных направлениях психологии и педагогики высшей школы. Это связано с тем, что у представителей разных профессий на этапе вузовской подготовки должно сформироваться отличное от других и присущее только им учебно-профессиональное сознание. «Проблема всякого высшего образования как определенного социального института — это, прежде всего, проблема формирования такого сознания индивидов, которое наиболее полно и определенно выражает специфику и характер их общественного бытия в системе разделения труда», — пишет Н.Н. Нечаев.

     Развитие  учебно-профессионального сознания у студентов вуза – это целенаправленный процесс качественных и количественных  изменений его компонентов в их взаимосвязи и взаимозависимости, влияющих на построение будущей профессиональной карьеры.

     Учебно-профессиональное сознание обеспечивает переход студента от деятельности учения к профессиональной деятельности, образуя специфическую форму общности студентов и педагогов, реализующих совместную деятельность как «учебно-профессиональное сообщество» и «учебно-профессиональное сотрудничество» учебной деятельности студента. Являясь основной составляющей учебно-профессиональной деятельности учебно-профессиональное сознание, отражает и определяет сущность, содержание, структуру и направленность учебно-профессионального процесса  на этапах профессиональной подготовки студентов в вузе. Учебно-профессиональное сознание объединяет различные виды и типы деятельности студентов в учебном и профессиональном студенческом пространстве и выступает в качестве одной из интегральных характеристик личности будущего учителя, который закладывает в учащихся основные принципы жизнедеятельности, формирует у них мировоззренческую основу, убеждения, нравственные идеалы, сквозь призму которых они затем будут воспринимать и оценивать мир. Именно от уровня развития их учебно-профессионального сознания во многом зависит становление и развитие черт личности нового педагога, востребованного обществом, качество передачи знаний, умений, навыков, способов деятельности, глубина освоения молодым поколением социокультурного опыта, духовный рост нации в целом.

     Выявлены  основные социальные различия больших  и малых городов, а также раскрыт  менталитет их жителей в психологических портретах жителей крупных и малых городов, включающий в себя такие характеристики, как: суета, желание везде поспеть и все успеть, наличие стремлений, уверенности и амбиций, высокий уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания, воображения и др.). Психологический портрет сельчанина включает пассивность, низкий уровень ответственности и самооценки, тревожность, мечтательность, минимизацию потребностей и, соответственно, усилий и просто лень.

     В теоретической части были выделены эмпирические составляющие структуры учебно-профессионального сознания: представлением о специальности, отношением к качеству получаемой профессиональной подготовки, удовлетворенностью качеством обучения, целеполаганием в системе учебно-профессиональной  деятельности студентов, самосовершенствованием в системе учебно-профессиональной деятельности студентов, трудностями в профессиональной деятельности и их содержанием, профессиональными намерениями студентов. Были определены показатели для каждой составляющей, измеряющие ее сформированность и показывающие динамику,  в соответствии с этим подобраны диагностические методики.

     С помощью методики «Студенты о профессиональной подготовке» проведено исследование динамики учебно-профессионального сознания. Данная методика разработана на кафедре социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ранее - Самарского государственного педагогического университета) под руководством профессора Г.В. Акопова. Эта методика удовлетворяет необходимым требованиям валидности, надежности, позволяет оперативно выявлять уровень и качество профессиональной подготовки на разных этапах, определенный уровень учебно-профессионального сознания студентов на каждом из этапов подготовки.

     Для определения достоверности различий сравниваемых средних значений мы использовали непараметрический Н-критерий Крускала-Уоллиса, Фишера и Манна-Уитни.

     Психологическая оценка студентами вузовской  подготовки к профессиональной деятельности.

     Студенты  старших курсов в срезах демонстрируют более высокую требовательность к своей подготовке, на что указывает значительное увеличение доли средних оценок («удовлетворительно») и негативных («неудовлетворительно») за счет снижения высоких («хорошо», «очень хорошо»). Совершенно очевидно, что на завершающем этапе обучения студенты становятся более требовательными к качеству своей профессиональной подготовки за счет повышения самокритичности в их профессиональном самоопределении: из них 56% на филологическом и 50% на физико-математическом факультетах весьма осторожно оценивают свою подготовку к профессиональной деятельности в вузе положительными оценками.

Таблица 1

Статистика  отношений (оценки) студентов филологического и физико-математического факультетов к качеству получаемой  профессиональной подготовки в 2005 г (критерий Фишера)

   Фак-т,

          курс                                                         

Оценка

Филологический  фак-т Физико-математический фак-т
 
I
 
III
 
Кр.φ*
 
III
 
V
 
Кр. φ*
 
I
 
III
 
Кр.φ*
 
III
 
V
 
Кр. φ*
Высокая 70% 68% 0,22 68% 56% 1,282 68% 66% 0,22 66% 50% 1,68
Низкая 30% 32% -0,23 32% 44% -1,282 32% 34% -0,22 34% 50% -1,68

Информация о работе Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе