Учение о стрессе. Психофизиология эмоциональных состояний

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:58, реферат

Описание работы

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

Содержание

1. Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса…………………………..3
1.1. Дистрессоры…………………………………………………………..4
1.2. Эустрессоры.………………………………………………………….6
2. Основные положения концепции стресса…………………………….8
2.1. Общий адаптационный синдром………………………………….8
2.2. Психологические аспекты стресса………………………………10
2.3. Три фазы стресса………………………………………………….13
2.4. Устойчивость человека к стрессу……………………………….14
3. К чему приводит стресс………………………………………………15
4. Способы борьбы со стрессом………………………………………...17
6. Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Учение о стрессе. Психофизиология стресса.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

      ИНСТИТУТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА

      Факультет «Психология» 
 
 
 
 
 

      РЕФЕРАТ

      Тема: Учение о стрессе. Психофизиология  эмоциональных состояний 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил:

      Студент 3 курса заочного отделения

      Васильев  Ю.Е.

      Приняла: кандидат биологических наук, доцент

      Панкова В.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Ставрополь 2011

ПЛАН:

1. Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса…………………………..3

1.1. Дистрессоры…………………………………………………………..4

1.2. Эустрессоры.………………………………………………………….6

2. Основные положения концепции стресса…………………………….8

2.1.     Общий адаптационный синдром………………………………….8

2.2.     Психологические аспекты стресса………………………………10

2.3.     Три фазы стресса………………………………………………….13

2.4.     Устойчивость человека к стрессу……………………………….14

3. К чему приводит стресс………………………………………………15

4. Способы борьбы со стрессом………………………………………...17

6. Список использованной литературы………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА. СТРЕССОРЫ. ВИДЫ СТРЕССА.

Понятие “стресс” уже прочно вошло в  нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в  отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

Автор теории стресса - Ганс Селье (1907-1982) — врач по образованию, ученый-биолог с мировым именем, был директором института экспериментальной медицины и хирургии, который назывался  с 1976 года Международным институтом стресса.

Г. Селье получил  образование на медицинском факультете Пражского университета, после чего продолжил учебу в Риме и Париже. Вынужденный эмигрировать из предвоенной  Европы за океан, он в 1932 г. обосновался  в Канаде, там и была сформулирована универсальная концепция стресса.

При изучении механизмов стресса Г. Селье выявил роль гормонов в стрессорных реакциях и тем  самым установил их участие в  неэндокринных заболеваниях.

Ганс  Селье (H. Sеlуе) - считал, что стресс –  это «неспецифический ответ организма  на любое предъявленное ему требование». Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Сегодня доказано, что само по себе состояние  стресса - не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” - в переводе с английского “страдание” - Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.

В настоящее  время ученые различают:

1.1. Первая. Дистрессоры – стрессоры, вызывающие выраженные отрицательные эмоции. Вследствие разного влияния на организм их делят на две группы:

1. Вредоносные дистрессоры – болезнетворные (патогенные, деструктивные) эмоциональные стрессоры. Сила их отрицательного воздействия на организм превышает его антистрессовые возможности, что ведет к развитию второй, а порой и третьей фазы стрессового состояния.

При этом Г. Селье, как и другие авторы, подчеркивает, что эмоциональные стрессоры, ведущие к развитию дистрессового состояния у современного человека, для наших далеких предков зачастую не являлись вредоносными. И не только потому, что они вызывали естественную защитную реакцию, переводившую организм на “военное положение” в период опасности, мобилизуя его психофизиологические резервы.

Первобытный человек не испытывал выраженное отрицательное влияние чрезмерного  стресса благодаря тому, что использовал  в психотравмирующей ситуации мощное антистрессовое средство - включал  “мышечно-эмоциональный механизм”. Он, к примеру, при оскорблении или унижении набрасывался на обидчика, вступая с ним в схватку, или убегал от него, в случае если тот оказывался сильнее. Под влиянием больших физических усилий изменялся путь движения адреналина (“стрессогенный гормон”) – направлялся он от сердечно-сосудистой системы к мышечной, вследствие чего нейтрализовывалось его вредоносное воздействие.

Современный же человек не может нарушать этические  нормы поведения, принятого в  цивилизованном обществе и уподобляться дикарю. В результате этого неотреагированные отрицательные эмоции нередко приводят к развитию дистрессового состояния (при низком уровне стрессоустойчивости или неумении использовать средства психотерапевтической самопомощи).

Дистрессоры условно подразделяются на внешние и внутренние. К первым относятся стрессогенные факторы, находящиеся во внешней среде, вне организма человека. Чаще всего источником негативно-эмоциональных переживаний, ведущих к дистрессу, являются трагические события, напряженные межличностные отношения, трудноразрешимые жизненные проблемы, фрустрационные ситуации.

К внутренним дистрессорным факторам относятся  болезни внутренних органов, вызывающие страдания из-за неблагополучного течения  заболевания (болей, дискомфортного состояния) или постоянных переживаний вследствие опасения возможности развития неприятных ситуации, например, при недержании мочи, кала. Американские специалисты по проблемам стресса, в частности Роберт Эллиот (руководитель института Медицины стресса), включают в состав внутренних стрессоров также и внутриличностные конфликты. М. Япко (1992) - известный американский психотерапевт, считает, что “стресс - общая черта всех депрессий”. В.А.Бодров (1995 г.), ссылаясь на “общепринятые классификации психологического стресса” относит к внутренним дистрессорам нереализованные притязания и потребности, бесцельность существования и ряд других внутриличностных и личностных психотравмирующих факторов.

Негативный, деструктивный стресс могут порождать  и “малые дистрессоры пролонгированного действия” - каждодневные мелкие неприятности, постоянные придирки и упреки, хроническая неудовлетворенность жизнью и др.

Дистрессоры особенно вредны, если они множественные  или когда психотравмирующие  ситуации не чередуются с приятными  событиями.

2. Мобилизующие дистрессоры. Оказывая кратковременное воздействие на организм, они вызывают развитие “оптимального уровня стресса” (Г. Селье). В отличие от вредоносных дистрессоров, при их воздействии формируется лишь начальная фаза стресса, когда происходит процесс мобилизации антистрессовых резервов организма. Об их положительном эмоциональном воздействии свидетельствуют, прежде всего, данные медико-педагогических наблюдений за детьми, воспитанными в разных условиях по уровню стрессовых нагрузок (см. 7.1).

В семьях, где детей чрезмерно опекают, воспитывают в тепличных условиях - оберегают от стрессов и не учат умению преодолевать жизненные трудности - чаще всего вырастают личности с низким уровнем стрессоустойчивости.

Обоснованность  представления о влиянии типа воспитания на стрессоустойчивость подтверждают и экспериментальные исследования. Показателен в этом отношении следующий пример. Одна группа крыс содержалась в максимально комфортных условиях, вторая - в условиях кратковременного стресса, а третья подвергалась чрезмерному стрессированию. Наибольшая продолжительность жизни оказалась во второй группе.

Исследования  деятельности головного мозга на молекулярном уровне, проведенные Ф.З. Меерсоном, показали, что при кратковременном  дистрессе возрастает количество эндорфина и антиоксидантов (следует признать, что целебное действие антиоксидантов впервые доказала группа российских ученых, изучавших этиопатогенез онкологических заболеваний под руководством акад. АН СССР Н.М. Эмануэль - биохимик Д.Г. Кнорре, клиницист В.А. Барсель и др.).

Вторая. Эустрессоры – эмоциональные стрессоры, вызывающие положительные эмоции.

К ним  относятся стрессоры, оказывающие  благотворное воздействие на деятельность организма в результате того, что  они вызывают сильные, но кратковременные  положительные эмоции (ликование, бурную радость, душевный порыв) или умеренные положительные эмоции в течение длительного времени (высокий уровень удовлетворенности жизнью - трудом, бытом и т.д.).

Эмоциональные эустрессоры также, как и дистрессоры, вызывают стрессовое состояние. Но процесс его развития завершается, как правило, в первой стадии, когда мобилизуются и активизируются защитные механизмы организма и происходят физиологические изменения, положительно влияющие на деятельность организма. Чаще всего отмечаются эустрессорные состояния при достижении больших успехов, продолжительном преодолении трудных преград, разрешении сложных жизненных проблем, успешной самореализации жизненного потенциала.

действующие положительные эмоции, вызывающие эустресс, наблюдаются в основном у людей, относящих себя к “довольным жизнью, счастливым”.

Чрезмерное  эустрессовое воздействие подчас может  привести к печальным последствиям. Выдающийся древнегреческий поэт-драматург  Софокл, пьесы которого показывают и в современном театре, скончался от радости, когда его под аплодисменты толпы венчали лавровым венком. Отец П. Бомарше умер от смеха во время чтения сыном пьесы “Севильский цирюльник”. В литературе описаны случаи смерти болельщиков от бурной радости, когда их любимая команда побеждала.

Что вызывает стресс?

Любое событие, факт или сообщение может  вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые  разнообразные факторы: микробы  и вирусы, различные яды, высокая  или низкая температура окружающей среды, шум, освещение и т.д. Но оказывается, что такими, же стрессорами могут быть и любые психологические, физиологические, социальные факторы, такие, как риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, умственная перенагрузка, недостаток сна, свободного времени, конфликты в семье и на работе. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Информация о работе Учение о стрессе. Психофизиология эмоциональных состояний