Учет свойств ощущений и восприятия в работе сотрудника ОВД с людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

Содержание

Введение 3
1. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия …………………..4
1.1 Ощущения как первичная форма познания окружающего мира 4
1.2. Восприятие как совокупность ощущений 8
2. Методы диагностики ощущений и восприятия …………………………….13
3.Учет свойств ощущений и восприятия в работе сотрудника ОВД
с людьми………………………………………………………………….16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

психология контрольная.doc

— 94.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

 

    Введение

     Психические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

     Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные  элементы, появившееся ввиду существенного  влияния механистических представлений  на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.

     В современной психологии принято  считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

     В психологии принято выделять следующие  виды психических процессов: познавательные; эмоционально-мотивационные; личностные характеристики.  К познавательным психическим процессам относятся: ощущение; восприятие; мышление; внимание; память; воображение; речь.

     Елью  данной работы будет являться изучение двух психических познавательных процессов, которые участвуют в построении образов окружающего мира: ощущений и восприятия. 
 
 
 
 
 
 

1.Сравнительная  характеристика ощущений  и восприятия

 

1.1 Ощущения как первичная форма познания окружающего мира                      Ощущение - психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

     Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

     Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс - возбуждение, которое по нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

     Суть  ощущения состоит в отражении  отдельных свойств предмета. Что  означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами

     Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять. существует три части анализаторов: 
 

    1. Первая, периферическая часть – рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.
 
    1. Вторая  часть – проводящие пути, по которым  передается возбуждение от периферии  к центру.
    2. Третья часть – центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.

     Итак, классификация ощущений построена  на основе перечня рецепторов, при  помощи которых эти ощущения становятся доступными.

     Основным  источником информации о внешнем  мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.

     Следующим по своей важности в получении  информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие  состоит в том, что музыкальные  звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями.

     Большое значение в жизни людей имеет  развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения, как говорилось выше, не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться.

     Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные – ощущать тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой.

     Казалось  бы, бесполезным для выживания  и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожиданную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладкого, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет складывается из этих простых ощущений в мозгу.

     Приспособление  органов ощущений к действующим  на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей.

1.2. Восприятие как совокупность ощущений

     Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

     Восприятие - нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных  импульсов в определенные участки  мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

     Свойства восприятия:

    1. Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
    2. Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
    3. Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
    4. Контактность (константность) - на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
    5. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
    6. Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

     Осмысление  состоит из этапов:

  1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

     Выделяют  следующие факторы восприятия:

     1) Внешние

  • Размер
  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • Контрастность (противоречие с окружением)
  • Движение
  • Повторяемость
  • Новизна и узнаваемость

     2) Внутренние

     Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.

     Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

     Опыт - человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом.

     Я-концепция - восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности - оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, - в неблагоприятном.

     Существуют  три механизма селективности  восприятия:

     Принцип резонанса - соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее.

     Принцип защиты - противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже.

     Принцип настороженности - угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.

     Формы и принципы восприятия

    1. Фигура - фон: восприятие выделяет фигуру из фона.
    2. Константность: объекты длительное время воспринимаются одинаково.
    3. Группировка: однообразные стимулы группируются в структуры.

     Принципы  группировки:

  • Близость - расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие - схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
  • Замкнутость - человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность - человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность - близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона - стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

     Результатом процесса восприятия становится построенный образ. Образ - субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств. Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

     Процесс восприятия протекает в связи  с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что  перед нами находится), речью (мы можем  осознать, что перед нами, только когда сможем назвать воспринимаемый образ), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Информация о работе Учет свойств ощущений и восприятия в работе сотрудника ОВД с людьми