Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Была определена цель исследования: спроектировать и апробировать уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учитывать разные уровни тревожности младших школьников
Постановка цели исследования определила ряд задач: проанализировать сущность понятий «тревожность»;
выявить специфику формирования тревожности у младших школьников; установить наиболее действенные приемы изучения тревожности у младших школьников; спроектировать и апробировать серию уроков по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности младших школьников определить эффективность работы по учету уровня тревожности на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством информационно-коммуникационных технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей.
1.1. Тревожность как философская, психолого – педагогическая категория.7
1.2. Виды и формы тревожности………………………………….……............13
1.3. Причины тревожности, ее влияние на развитие личности и деятельности детей…………………………………..…………………………….…..…….......17
1.4. Методы изучения тревожности у детей…………………….………..........23
1.5. Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологи.........................................................................26
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий
2.1. Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.…………………………….31
2.2. Содержание работы по учету уровня тревожности школьников 4 класса посредством информационно–коммуникационных технологий ………........34
2.3. Анализ результатов работы. Выводы…..…………………………….......41
Заключение…………………………………………………………..…………...43
Список литературы……………………………………………….……………...45

Работа содержит 1 файл

вкр.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

ГОУ Педагогический колледж № 5

Специальность 050146

Преподавание в начальных  классах

 

 

 

 

Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

студентки Колгановой Анны Александровны

V курса,

54 группы

очного отделения

 

Научный руководитель:

Новикова Наталья Евгеньевна

Рецензент:

Абызова Елена Юрьевна

 

 

Отметка:                         (ГАК)

 

 

 

 

2010

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………….….. 3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей.

1.1. Тревожность как философская, психолого – педагогическая  категория.7

1.2. Виды и формы тревожности………………………………….……............13

1.3. Причины тревожности, ее влияние  на развитие личности и деятельности детей…………………………………..…………………………….…..…….......17

1.4. Методы изучения тревожности у детей…………………….………..........23

1.5. Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологи.........................................................................26

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий

2.1. Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.…………………………….31

2.2. Содержание работы по учету  уровня тревожности школьников 4 класса посредством информационно–коммуникационных технологий ………........34

2.3. Анализ результатов работы. Выводы…..…………………………….......41

Заключение…………………………………………………………..…………...43

Список литературы……………………………………………….……………...45

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«XX век – век тревоги». Немного найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это центральная проблема современной цивилизации. С другой – психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.

Некоторый уровень тревожности  свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Но часто она мешает нормальной деятельности, полноценному общению.

Ребенок как самая  чувствительная часть социума подвержен  разнообразным отрицательным воздействиям. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

В последние годы, наиболее распространенными явлениями являются тревожность и страхи у детей. Важным условием, влияющим на проявление тревожности у детей, является психологический микроклимат семьи. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить и ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого, ребенок растет, либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым и лживым.

Готовность к школьному  обучению - еще один важный аспект жизни школьника. От его решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Учение – деятельность, предъявляющая особые требования к личности ребенка. Недостаточно только накопить необходимый запас знаний и усвоить специальные умения и навыки. Учебная деятельность возможна  только на фоне эмоциональной устойчивости ребенка.

Более 60 % детей младшего школьного возраста испытывают устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы и нежелание туда идти.

На сегодняшний день проблема детской тревожности не уступает по своей сложности, многогранности и актуальности другим проблемам. Тревожность – это показатель неблагополучия эмоционально – личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. В связи с тем, что ребенку самому трудно  справится с тревожностью, образуется «замкнутый круг»: тревожность - снижение продуктивности деятельности -  низкая оценка взрослых - усиление тревожности – разрушение деятельности.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных  и зарубежных философов, педагогов и психологов: С. Кьеркегора, К. Ясперса, З. Фрейда, К. Роджерса, , Л.И. Божович, , А.М. Прихожан, и др.

В связи с этим, исследование проблемы тревожности у младших школьников представляется нам актуальной и  требующей углубленного изучения. Педагог в содружестве с семьей в процессе целенаправленного педагогического воздействия может способствовать формированию у ребенка ориентации на успех, адекватной самооценки, эмоциональную устойчивость.

Была определена цель исследования: спроектировать и апробировать уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учитывать разные уровни тревожности младших школьников

Постановка цели исследования определила ряд задач:

  1. проанализировать сущность понятий «тревожность»;
  2. выявить специфику формирования тревожности у младших школьников;
  3. установить наиболее действенные приемы изучения тревожности у младших школьников;
  4. спроектировать и апробировать серию уроков по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности младших школьников
  5. определить эффективность работы по учету уровня тревожности на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством информационно-коммуникационных технологий.

Объект исследования: проявление тревожности в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: возможности учета уровня тревожности младших школьников в учебном процессе

Было выдвинуто  предположение, что учет уровня тревожности младших школьников возможен посредством информационно-коммуникационных технологий.

В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, естественный психолого-педагогический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  исследование проблемы тревожности у детей

 

В работе, будет сделана опора на понятие тревожности, которое дает Прихожан А.М. [7].

Тревожность – устойчивое личностное образование, переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Проблеме тревожности посвящено большое количество исследований, причем не только в психологии, но и в физиологии, философии, социологии. И все же, несмотря на значительное количество работ, указания на не разработанность проблемы занимают значительное место при ее обсуждении. Один из главных вопросов – о сути тревожности как устойчивого образования, его причинах и формах. Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности у детей: школьной тревожности (Нежнова Т.А., Филиппова Е.В.), тревожности ожиданий в социальном общении (Кисловская В.Р.), а в последнее время к этому присоединились исследования так называемой «компьютерной» тревожности (Доронина О.В.).

В отечественной психологии в последнее десятилетие интерес  к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревожности. В России тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков – испытателей, спортсменов и др.).

 

 

 

 

 

 

1.1. Тревожность как философская, психолого-педагогическая категория

 

В философии большое внимание уделялось переживанию страха. Уже у Диогена находят рассуждения о различиях между переживанием актуальной опасности и страха перед будущей опасностью. Сенека в «Письмах к Луцилию» отмечал, что предвидение открывает муки будущего, в то время как память воскрешает пережитые муки страха.

Наибольшее влияние  на психологические разработки тревожности, тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного  предшественника – С. Кьеркегора. С. Кьеркегор [5] трактует тревогу как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Но особое внимание уделяет концепции страха. Страх – характеристика человеческого бытия, дающая возможность проявиться человеческой свободе выбора.

Взгляды экзистенциалистов заложили основу такого направления современной психологической мысли, как гуманистическая психология.

 В работах М.  Хайдеггера [13] тревожность обусловлена основным направлением экзистенции - к пределу, к смерти, в «ничто». Тревога может спасти человека от навязанной пошлой формы существования, жизни в мире вещей, бегства от правды о своем существовании.

По К. Ясперсу[14], тревожность (экзистенциальный страх) – одна из благотворных сил, дающих человеку возможность перейти из повседневного бытия в мир свободной воли. Тревожность – важный элемент, сталкивающий человека с «напряжением пограничной ситуации», то, что сохраняет суть человека, заставляет его обратиться к Богу или философии.

Таким образом, тревога  оказывается той силой, которая  защищает человека от переживаний беспомощности и беззащитности. Переживания беспомощности и незащищенности могут создать «ловушку страха» и загнать в нее и человека, и общество, и народ.

            Анализ современных психологических  исследований тревожности приводит к заключению, что  она исходит в основном из трех основных источников: классической теории эмоций, психоанализа и теории научения.   Поэтому остановимся на этих трех направлениях.

           Понимание тревожности было введено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

          Основатель психоанализа З. Фрейд [12] утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. Столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность.

          Изначальные инстинкты по мере  взросления человека получают новые формы проявления. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения З. Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.

        В индивидуальной психологии А. Адлер[1] предлагает новый взгляд на происхождение неврозов.

         В основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. А. Адлер выдвигает условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие:

- органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. Даже больной ребенок чувствует способность изменить ситуацию. Результат зависит от творческой силы индивидуума, который может иметь разную силу и по-разному проявляться, но всегда определяющей целью;

- отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других, он не верит в свои силы. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда – необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

Информация о работе Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий