Управление стрессами в организации

Автор: f**********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 17:58, реферат

Описание работы

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Понятие стресса, его классификация……………………….4
Причины и стадии стресса…………………………………..6
Стратегии стресс-менеджмента……………………………..8
Заключение………………………………………………………….12
Список используемой литературы………………………………...13

Работа содержит 1 файл

ПУ Реферат Управление стрессами.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………..3

  1. Понятие стресса, его классификация……………………….4
  2. Причины и стадии стресса…………………………………..6
  3. Стратегии стресс-менеджмента……………………………..8

Заключение………………………………………………………….12

Список используемой литературы………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным  нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять  стрессами. 
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению. 
Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами. 
В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач. 
Тема данного реферата является актуальной для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.  
Цель реферата: научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят. 
 
 

Понятие и классификация стресса 
 

Стресс  – обычно и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытывает его - может быть как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии.

Тот тип  стресса, который имеет отношение  к руководителям, характеризуется  чрезмерным психологическим и физическим напряжением. [ 2 ]

Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как  на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся. [ 4 ]

Универсальной зоной в очень многих организациях является неумение управлять своим  временем, плохие навыки самоорганизации. В этом случае наиболее адекватным способом преодоления стресса некомпетентности является организация обучения по тайм-мененджменту.

Таймменеджмент (или управление временем) – методика, направленная на повышение эффективности  использования времени. В основе тайм-менеджмента лежит навык правильной постановки целей и перевод их на уровень мероприятий, эффективное распределение мероприятий в течение рабочего времени (умение грамотно расставлять приоритеты), а также регулярная рефлексивная оценка собственного дня с целью выявления эффективно и неэффективно потраченного времени. Умение грамотно распределить рабочее и свободное время – довольно эффективное средство борьбы со стрессовым состоянием, помогает правильно и наиболее оптимально структурировать и распланировать свой рабочий день. [ 7 ]

Различают несколько  видов стресса:

  1. физический, вызываемый излишними физическими нагрузками
  2. психологический, обусловленный сложными отношениями окружающими
  3. информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации
  4. управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых решений, особенно в условиях недостатка времен
  5. эмоциональный, проявляющийся в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости. [ 1 ]

Нельзя  сказать, что стресс вреден для человека.  Он необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Стресс оказывает благотворное влияние на человека, повышая работоспособность, облегчая выход из экстремальных ситуаций.[ 3 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Причины и стадии стресса 

Одной из основных причин стресса является крушение иррациональных убеждений.  Это вызывает обиду, зависть, возмущение, патологическую ревность.

Вторая  причина стресса – возрастная. Немало молодых людей, придя на производство, мечтают о невероятной карьере  и блестящих успехах, а когда  выясняется, что их надежды нереальны, возникает стресс.

На возникновение  стресса также влияет служебное  положение и темперамент руководителя. Часто возникновение стресса  зависит и от стиля руководства.

Частая  причина стресса на производстве – чрезмерная физическая нагрузка или хроническая недогруженность, безделье. В последнем случае работник чувствует себя лишним, ненужным человеком, теряет самоуважение, страдает его достоинство. [ 3 ]

Стресс может быть вызван факторами , связанными с работой и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Широко распространенной, понятной причиной стресса является перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка, — задание, которое следует завершить и конкретный период временя. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто поручили непомерное количество задании или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства» Работник, не получающий работы» соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным.

      Вторым  фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику  предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

      Третий  фактор — это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать.

      Четвертый фактор — неинтересная работа. Обследование 2000 рабочшмгужчия 23 профессий показало что индивидуумы» имеющие более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менееподвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако как было показано далее, взгляды на понятие «интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

      В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого  освещения или чрезмерного шума. Исследования также покаяаля, что неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в оогямжкщяя я необоснованные требования друг к другу тоже могут вызвать стресс.

      ЛИЧНОСТНЫЕ  ФАКТОРЫ. Работа представляет собой  основной аспект жизни большинства  людей, но, несомненно, каждый участвует во многих видах деятельности, не связанной с организацией. Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результата работы. [ 2 ]

Развитие  стресса проходит 3 стадии, или фазы: 1) фаза тревоги (повышение активности симпатической нервной системы и усиление секреции надпочечниками адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов в ответ на действие стрессора); 2) фаза резистентности (повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям под действием гормонов); 3) фаза истощения (утрата надпочечниками способности к требуемой секреции глюкокортикоидов и резкое ухудшение состояния организма). 
 
 
 
 
 

Стратегии стресс-менеджмента

Существует три  основных стратегии стресс-менеджмента: 
1. Уход от проблемы. 
2. Изменение проблемы. 
3. Изменение отношения к проблеме.

Попробуем на простом примере разобраться, чем они отличаются друг от друга. Представьте себе следующую ситуацию. Вы пришли в кинотеатр и настроились  на просмотр интересного фильма. Фильм уже начался, но Вам попался слишком ворчливый и неспокойный сосед по креслу. Он вполголоса постоянно что-то сам себе рассказывает и иногда отпускает в Ваш адрес замечания, которые Вам определённо неприятны. Вы начинаете чувствовать нарастающее раздражение. В одном из предыдущих выпусков рассылки было рассказано о связи раздражения и стресса). Ворчание соседа начинает вызывать у Вас стресс. Что Вы можете сделать в этой ситуации?

Самый простой вариант — уход из стрессогенной ситуации. Если кинотеатр полупустой, свободных мест много, Вы можете пересесть на другое место, где посторонние звуки не будут слышны, а Ваш бывший сосед сможет ворчать себе в своё удовольствие в полном одиночестве.

Но что  делать, если уйти от проблемы невозможно? Если свободных мест в кинотеатре нет или Ваш сосед увидел в Вас благодарного слушателя и повсюду следует за Вами? У Вас остаются ещё две стратегии: изменение проблемы и изменение отношения.

Вы можете попытаться изменить поведение соседа, обратившись к нему с просьбой вести себя потише. Если это не поможет — можно предупредить его, что Вы вызовете контролёра, если он будет продолжать разговаривать, и т.д. Цель перечисленных действий — изменить проблему (в данном случае — поведение соседа).

Если  же и это не помогло (сосед никак  не реагирует на просьбы и предупреждения, контролёра найти не удалось) — Вы можете изменить своё отношение к  проблеме. В конце концов, громкость  голоса ворчащего соседа не так уж и высока по сравнению с уровнем звука в современном кинотеатре. А если ещё и фильм действительно интересен — можно обратить всё внимание на происходящее на экране и совершенно «забыть» о назойливом соседе.

Стратегии управления стрессом не случайно указаны  именно в такой последовательности: уход, изменение проблемы, изменение отношения.

Уход  из стрессогенных обстоятельств  — самый быстрый и простой  вариант. Если пациент жалуется на повышенную тревожность и при этом пьёт много  кофе и много курит (а кофеин и никотин повышают тревожность) — наиболее логичным будет уменьшить употребление кофе и по возможности отказаться от курения.

Стратегия ухода от проблемы хороша ещё и  тем, что здесь нет необходимости в психологической помощи. Всё зависит от решения самого человека. Но, к сожалению, далеко не всегда у нас есть возможность уйти из стрессовой ситуации. Есть проблемы, от которых нельзя или не хочется уходить. Есть проблемы, от которых невозможно уйти (например, связанные с характером, с установками, отношением к чему-либо и т.д.). В таких случаях наиболее адекватными будут стратегии изменения проблемы или изменения отношения к проблеме.

Конечно же, лучше вначале попытаться изменить проблему. Например, если пациент жалуется на повышенную социальную тревожность и затруднения при выступлении перед аудиторией, наиболее уместным решением будет тренинг уверенности или курсы ораторского мастерства, которые помогут научиться спокойно и уверенно общаться со слушателями.

Информация о работе Управление стрессами в организации