Вербальные средства и формы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 12:37, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение основных средств вербальных коммуникаций.

Для достижения данной цели в работе предполагается рассмотрение следующих задач:

а) раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;

б) изучить устно-речевые средства коммуникаций;

в) изучить письменно-речевую коммуникацию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………........3

1. Вербальные формы общения…………………………………...................5

1.1. Общение: понятие, виды...........................................................................5

1.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации………………………9

2. Вербальные средства общения……………………………………….......14

2.1. Устно-речевые средства коммуникации…………………….................14

2.2. Письменно-речевая коммуникация..............................................……...15

2.3. Слушание как средство вербальной коммуникации …………….........17

Заключение………………………………………………………………........20

Список использованных источников…………………………………..........22

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Вербальные средства общения и формы общения Псих-я и педаг-ка.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

      Рассмотрим  особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Источником информации в вербальной коммуникации выступает  говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой  аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации. Код в случае речевого общения - это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование - как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуникации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и как средство зашифровки сообщения. Помехи и искажения - следующий важный элемент рассматри-ваемой модели вербальной коммуникации. В данном случае искажения могут быть обусловлены лингвистическими, экстралингвистическими и акустико-произносительными причинами или графическим обликом сообщения в письменной речи. Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточенностью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения, неправильным синтаксическим оформлением и т.д. Экстралингвистические помехи обусловлены запасом знаний получателя сообщения. Также психологи замечают, что защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида и не воспринимают то, что противоречит взглядам и убеждениям человека. Чтобы придать сообщению помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Избыточность информации - это полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение новых данных и служит для проверки и кор-ректировки наших представлений. Подсчитано, что избыточность должна составлять от 50 до 95 % запаса знаний в рассматриваемой области5.

      Очень важная характеристика вербальной информации - ценность. Под ценностью понимается новая информация, получаемая от реализации информативности, содержащейся в языковом знаке. Ценность информации содержа-тельного характера определяется ее новизной и неожиданностью.

      Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные особенности передачи вербальной информации. Однако, в реальном общении целью  акта вербальной коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника.

      По  этой причине выделяют три основных типа результатов коммуникации:

      а) изменения в знаниях получателя;

      б) изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчи-вых  представлений индивида;

      в)изменение  проведения получателя сообщения.  
 Формы речевой коммуникации. В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями - репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от речевой ситуации), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности.

      К основным языковым особенностям диалога  относят: наличие повторов в реагирующих репликах, синтаксическую неполноту реплик, экспрессивность, обилие вопросительных и побудительных предложений. Выделяют следующие типы диалога: информативный диалог; прескриптивный диалог (содержит просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить предлагаемое действие); диалог - обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия); диалог с целью установления или регулирования межличностных отношений; праздноречивый диалог (это может быть эмоциональное общение или интеллектуальный разговор)6.

      Цель  вербализации - поддержать единство функциональных образований, возникающих в процессе делового общения, расположить к  себе людей, побудить их к большей  душевной щедрости. Вследствие этого  важное значение для имиджа менеджера  имеет развитие способности к красноречию, употреблению нормированной речи.

      Особое  место в вербальном общении занимает выявление и поощрение человеком  потенциальных возможностей собеседника. Умение говорить доброжелательно и  красиво обладает притягательной силой  и создает условия для возникновения взаимоотношений с людьми, основанных на взаимной симпатии, необходимой для благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

      Речь - основной, присущий только человеку способ коммуникации7.

      Речь  прежде всего подразделяется на внутреннюю, т. е. разговор человека мысленно с самим собой, через который осознаются мотивы его поведения, планируется и управляется деятельностью и т.д., и внешнюю, направленную на партнера по общению. Внешняя речь существует на основе внутренней. Перевод содержания внутренней речи во внешний план связан с возникновением трудностей проговаривания вслух.

      Внешняя речь представлена в двух формах: устной и письменной8. 
 

 

    • 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА  ОБЩЕНИЯ
     

    2.1. Устно-речевые средства  коммуникации 

         

  • Устная  речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
  •      

  • Устная  речь: это речь звучащая, в ней  используются система фонетических средств выражения; она создается  в процессе говорения; для нее  характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли)9.
  •      

  • Чтобы вас  поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.
  •       Очень важной способностью, связанной с  устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

      • 2.2. Письменно-речевая  коммуникация
       

            Письменная  речь: это речь, графически закрепленная; она может быть заранее обдумана и исправлена; для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов)

            Отличие писменной речи от устной заключается  в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает10.

            Люди  пользуются письменной коммуникацией  реже, чем устной. Но с приходом электронной  почты важность письменного общения  сильно возросла.

            Работодатели  при отборе кандидатов на вакантные  места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии.

            Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики - большое достижение человечества), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям.

            Различия  между письменной и устной  речью  заключается также и в том, что произнесенное, сказанное недолговечно, сохраняется в памяти лишь частично, а написанное может долго сохраняться11. 

            2.3. Слушание, как средство  вербальной коммуникации 

            Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек  получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

            Люди  слушают что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы12.

            По  способу осуществления различают  два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

            Уметь слушать - одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

            Нерефлексивное  слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

            Рефлексивное  слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.

            Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

            Познакомьтесь с основными «правилами» слушания собеседника. Они изложены Иствудом Атватером в книге «Я вас слушаю...» (М., 1989г.)

            1. Не принимайте молчание за  внимание.

            Если  собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

            2. Будьте физически внимательны. 

            Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте  с ним визуальный контакт, убедитесь  в том, что ваша поза и жесты  говорят о том, что вы слушаете.

            3. Не притворяйтесь, что слушаете.

            Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо  проявятся в выражении лица и  жестах.

            4. Дайте собеседнику время высказаться. 

            Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

            5. Не перебивайте без надобности.

            Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие - младших, чем наоборот. Мужчины  перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

            6. Не делайте поспешных выводов. 

            Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

            7. Не будьте излишне чувствительны  к эмоциональным словам13.

            Слушая  сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию  его чувств, иначе можно пропустить смысл общения.

            8.Убедитесь,  что нет неясностей и недопониманий. 

            Если  собеседник уже высказался, повторите  главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.

            Не  заостряйте внимание на разговорных  особенностях собеседника. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

            Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

            При помощи речи осуществляется кодирование  и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а  реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

            Последовательность  действий говорящего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «коммуникатор – сообщение – реципиент» асимметрична.

            Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования, так  как «говорящий» сначала имеет  определённый замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчётливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: её осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

            Точность  понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для  коммуникатора лишь тогда, когда  произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится  в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

            Мера  известной согласованности действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их включённости в общий контекст деятельности. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнёры обеспечивают тематическую направленность информации, а также её двусторонний характер.

            Точно так же всесторонне исследованы  способы повышения воздействия  текста сообщения. Именно в этой области  применяется методика контент-анализа, устанавливающая определённые пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.

            В социальной психологии существует большое  количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы  повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

            СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

           1. Островский Э.В., Чернышова Л.И.  Психология и педагогика: Учеб. Пособие  / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.

           2. Асмолов А.Г. Психология личности  М., 2004. - 414 с.

           3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000. - 528 с.

           4. Горанчук В.В. Психология делового  общения и управленческих воздействий - СПб.:Издательскийц Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. — 288 с.

           5. Карнеги Д. Как завоёвывать  друзей и оказывать влияние  на людей: Пер. с англ. - Рязань: Дело, 2004. - 720 с.

           6. Немов Р.С. Психология: Учеб.для  студ. Высш.пед.учеб.заведений.-М.: ВЛАДОС, 2002. - 688с.

           7. Пиз А. Язык телодвижений. Как  читать мысли других людей  по их жестам. - М.: Эксмо, 2003. - 288с.

                  8. Асмолов А.Г.  Психология личности: Учебник .-М:  Изд-во МГУ, 2005.-367с.  
        9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: «Черо», 2006.- 336с.

                  10. Ковалёв А.Г.  Психология личности. изд 3 переработ.  и доп. М.; «Просвещение», 1969.- 391с.

                  11. Олпорт Гордон  В. Личность в психологии «КСП+»,  М.: «Ювента», СПб(При участии психологического  центра «Ленато», СПб) 2006.-345с.  
        12. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна – М.: «Аспект Пресс», 2000 – 607с.

           13. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации.- М., 2001.

           14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Ком, 2006.

                 15. Деловое общение  для студентов вузов / С.И. Самыгин,  Л.Д. Столяренко. – Ростов н  / Д.: Феликс, 2007.                                                                                                                                  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Информация о работе Вербальные средства и формы общения