Виды ринолалии и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное — при с, обычно в 6—7 раз сильнее, чем при а.

Содержание

Понятие ринолалия
виды ринолалии
открытая
функциональная
органическая
виды расщелин
особенности развития детей с расщелинами
закрытая
смешанная

Работа содержит 1 файл

Vidy_rinolalii_i_ih_osobennosti_(kontrol'naya).doc

— 120.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Контрольная работа по ринолалии

 

Тема: «Виды ринолалии и их особенности».

 

 

 

 

План:

  1. Понятие ринолалия
  2. виды ринолалии
  1. открытая
    • функциональная
    • органическая
    • виды расщелин
    • особенности развития детей с расщелинами
  1. закрытая
  1. смешанная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

  Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus — нос) тембра голоса.

При ринолалии  артикуляция звуков, фонация существенно  отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носовой полости от

ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Во время  речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное — при с, обычно в 6—7 раз сильнее, чем при а.

При нормальном произнесении назальных звуков м, мь, н, нь воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

В зависимости  от характера нарушения функции  нёбно-глоточного смыкания

выделяются  различные формы ринолалии.

 

ОТКРЫТАЯ  РИНОЛАЛИЯ

 

При открытой форме  ринолалии ротовые звуки приобретают  назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и, ы, у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

 Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.

При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости.

Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так  как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости.

Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.

 

Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования.

Самый простой  — так называемая проба Гутцмана. Ребенка заставляют

попеременно повторять  гласные а и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.

Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо,  другую - в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул.

 

ВИДЫ  ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ:

 

1. Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба.

Признаком функциональной открытой ринолалии служит более  выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных  же нёбно-глоточное смыкание хорошее.

Прогноз при  функциональной открытой ринолалии  обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

 

2. Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.

а) Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.

Причиной могут  быть повреждения языкоглоточного  и блуждающего нервов, ранения, опухоли и др.

 

б) Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

(Степень укороченности мягкого неба может быть установлена прямым измерением расстояний между режущим краем верхних центральных резцов и задней стенкой глотки и между режущим краем тех же резцов и задним краем мягкого неба. при этом нет необходимости  пользоваться специальными приспособлениями или, как рекомендуют некоторые авторы, изогнутой по рельефу проволокой. Можно пользоваться обычным шпателем или градуированной линейкой. сравнивая отрезки прямой (хорды) вместо отрезков соответствующих дуг, вряд ли можно допустить большую ошибку. разность между полученными величинами будет указывать на степень недостаточности (укорочения) мягкого неба, которая зависит от формы расщелины, степени недоразвития небных пластинок.

Если шпателем отдавливать мягкое небо кзади-кверху, стимулируя его движения при фонации  и глотании, можно убедиться, что задний край мягкого неба не достигает задней стенки глотки, как в норме. В этом так же можно убедиться, наблюдая рефлекторные движения мягкого неба при раздражении инструментом слизистой корня языка  или задней стенки глотки.)

 

Ринолалия, обусловленная  врожденными расщелинами губы и  нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны, обобщая сведения из литературы, отмечает, что на 600—1000 новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей колеблется от 1 на 500 новорожденных, до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению за последние 15 лет.

Расщелина лица — это  пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные  пороки.

В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона.

 

Различают:

- биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.);

- химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); -эндокринные заболевания матери,

-психические травмы и профессиональные вредности.

 -Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения.

Критическим периодом для несращения верхней губы и  нёба является 7—8-я недели эмбриогенеза.

Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих  форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики.

В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелины губы и нёба:

-борозда на нёбе или язычке (uvula) мягкого нёба,

-расщелина язычка нёба,

-несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа.

 

Виды расщелин неба.

Врожденные расщелины неба могут быть разнообразной формы и протяженности. Щелинный дефект самой легкой степени имеет вид вдавливания слизистой, иногда могут быть разъединены только мышцы и кость при сохранении слизистой.

Расщелины неба часто являются продолжением боковой расщелины верхней губы и альвеолярного отростка, и располагаются между лобным и верхнечелюстным отростками.

Расщелина неба может распространяться по всей длине  неба или занимать отдельные его  участки, поэтому принято различать  неполные и полные расщелины неба.

Неполные  расщелины  называют несквозными - они могут захватывать только язычок или язычок и мягкое небо или частично твердое небо и оканчиваться позади резцового отверстия.

Полными или сквозными расщелинами называют такие при которых, щель с твердого неба распространяется на альвеолярный отросток и верхнюю губу.

Расщелина неба на протяжении от резцового отверстия  до задней носовой ости может быть одно- или двусторонней.

При односторонней  расщелине сошник на одной стороне  соединяется с небным отростком, на другой имеется щель, через которую сообщаются носовая и ротовая полости. Если левая половина небной пластинки соединена с сошником, то будет правосторонняя расщелина, если правая - то левосторонняя. При двусторонней расщелине обе носовые полости сообщаются с полостью рта, а нижний край сошника остается свободным посредине расщелины и располагается на уровне несросшихся небных пластинок, реже - выше их. Расщелины язычка и мягкого неба всегда располагаются по средней линии.

 

 По морфологической характеристике расщелин выделяют:

 

Врожденные  расщелины верхней губы:

1.врожденная скрытая расщелина верхней губы (одно- или двухсторонняя);

2.врожденная неполная расщелина верхней губы;

а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа (одно- или двусторонняя);

б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа (одно- или двусторонняя);

3. врожденная полная расщелина верхней губы (одно- или двусторонняя).

 

Врожденные  расщелины нёба:

1.расщелина мягкого нёба:

а) скрытые (субмукозные);

 Наиболее  трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину.

Для ее выявления  следует обратить внимание на заднюю поверхность нёба, которая при  утрированном произнесении звука «а»  с широко открытым ртом слегка втягивается  в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску.

б) неполные;

в) полные

2. расщелины мягкого и твердого нёба:

 скрытая;

 неполная;

 полная;

3. полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба:

односторонняя;

двусторонняя

4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба:

а) неполные (одно- или двусторонняя)

б) полные (одно- или двусторонняя)

Среди новорожденных с  расщелинами губы и неба всегда преобладают  мальчики (0.79 мальчиков и 0.59 девочек  на 1000 новорожденных). Нарушения нёба могут сочетаться с расщелинами губы. Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние (по данным М. Д. Дубова). Расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта. Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции на нёбе, как правило, осуществляют до 5 лет.

Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации нёба проводится в возрасте от 7 до 14 лет.

Одного хирургического лечения  для полной реабилитации большинства (около 75%) детей с расщелиной губы и нёба недостаточно. Эти больные  нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов, ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов и др.). Помощь им оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения и лечения.

Особенности развития детей с расщелинами

 

По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются

отдельные неврологические  микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

Характерным для детей  с ринолалией является изменение  оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварде. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей обусловленных неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.

Патологические особенности  строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.

В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно

уменьшается.

Страдает  не только артикуляция звуков, но и  развитие просодических элементов речи.

Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е.

начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.

Информация о работе Виды ринолалии и их особенности