Виды творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Глубокий анализ состоянию удивления дал К. Д. Ушинский. Он полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. Пока мы не обратим внимания на эту трудность, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, обусловливающих наши ожидания.

Работа содержит 1 файл

Виды творчества.docx

— 39.13 Кб (Скачать)

Часто эти виды интеллекта сочетаются. Существование  многих видов креативного процесса в зависимости от сферы приложения доказано экспериментально во многих исследованиях.

Кроме того, выделяют когнитивную и личностную креативность (хотя логичнее, как мне кажется, под последней понимать креативную личность). Когнитивная креативность включает в себя вербальную и невербальную (образную) креативность. В. Л. Марищук  и Е. В. Пыжьянова на большой выборке  студентов (659 человек) выявили связь  между вербальной и невербальной креативностью (r = 0,14; p < 0,05). Однако авторы отмечают, что высокий уровень одного вида креативности не обязательно предполагает и высокий уровень другого вида.

Я, подобно большинству  людей, соотносил креативность с  продуктивностью и бессознательно ограничивал креативность несколькими  традиционными сферами деятельности. В частности, я полагал, что всякий художник, поэт, композитор живет творческой жизнью. Креативными в моем понимании  могли быть ученые-теоретики, художники, изобретатели, писатели. И больше никто. В моем понимании креативность - прерогатива определенных профессий.

Эти представления  были полностью разрушены моими  подопечными. Например, одна женщина, не получившая никакого образования и  материально не обеспеченная, не имела  никаких общепринятых творческих достижений. В то же время она превосходно  готовила, была замечательной матерью  и женой, умело вела хозяйство. При  минимуме затрат ее дом всегда выглядел великолепно. Она прекрасно умела  принимать гостей. Ее блюда впору  было подавать на стол коронованным особам. У нее был безупречный вкус по части выбора мебели и столовых приборов. Чего бы ни касались ее руки, все обновлялось, поражало оригинальностью  и великолепием. Мне пришлось назвать  ее креативной. Такие люди, как эта  женщина, убедили меня в том, что  первосортный суп лучше второсортной картины, а приготовление пищи, воспитание детей или ведение домашнего  хозяйства может быть креативным процессом, в то время как поэзия может не быть таковым.

Еще один мой подопечный, врач-психиатр, «чистый» клиницист, никогда  не написавший ни единой статьи, не создавший  ни одной теории, с энтузиазмом  относился к своей повседневной работе, помогая людям обрести  себя. Этот человек обращался с  каждым пациентом так, словно тот  был единственным в мире. Каждый пациент был для него уникальным, его проблема была неповторима. Поэтому  и решение ее должно было быть весьма специфичным. Его величайшее профессиональное мастерство, в том числе при  работе с особенно тяжелыми случаями, подтверждает его «креативный» (не стереотипный или ортодоксальный) подход к своему делу. Другой человек позволил мне понять, что строительный бизнес также открывает возможности  для творчества. От молодого спортсмена я узнал, что искусная подножка может  быть эстетичной и являться своего рода продуктом творчества, как, например, сонет. Иными словами, я научился употреблять слово «креативный» (а также слово «эстетичный») не только применительно к продуктам, но и к людям, занятиям, процессам  и отношениям. Кроме того, я стал использовать слово «креативный» для  характеристики многих продуктов помимо общепринятых продуктов творчества типа поэм, теорий, романов, экспериментов или картин, которыми я ранее ограничивал употребление этого слова.

А. Маслоу разделяет  креативность на два вида: креативность таланта и креативность самоактуализации. Он пишет, что последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески.

А. Маслоу описывает  составляющие креативности самоактуализации: восприятие, самовыражение, «вторая  наивность», влечение к неизведанному.

Выделение этих двух видов креативности представляется искусственным. Разве те же составляющие не присущи креативности таланта? И  разве талант не стремится к самоактуализации? Ведь сам     А. Маслоу в качестве самоактуализированных личностей рассматривал в основном талантливых людей.

Восприятие у людей с креативной самоактуализацией обладает особой восприимчивостью, незашоренностью (как у ребенка в сказке Г. Х. Андерсена про голого короля). Люди с такой восприимчивостью способны видеть новое, специфическое, имеют свежий взгляд. Вследствие этого они живут гораздо более в реальном мире природы, чем в условном мире концепций, абстракций, убеждений и стереотипов, которые обычные люди склонны смешивать с реальным миром.

Создание новой  теории в науке - это не следствие  приобретения новой информации, а  новое видение старой. Новая теория - это не новые факты, а новые  глаза (эта фраза, между прочим, приписывается  и Г. Гейне и М. Прусту). Новая  теория как линза, переворачивающая изображение, побуждает видеть старый мир по-новому. Сколько микробиологов  в мире ругало своих лаборантов за то, что они прозевали развитие плесени в пробирках! Ведь эта  небрежность в итоге приводила  к гибели ценных бактериальных культур. Но только А. Флеминг осознал, что  раз плесень убивает бактерии, то, значит, она обладает целебными  свойствами, - и создал пенициллин. Рентгеновские  лучи тоже наблюдали многие ученые до открытия В. Рентгена, но не обращали на них внимания. И революция в  астрономии, совершенная Коперником, не опиралась ни на какие новые  наблюдения. Более того, теория Коперника  даже менее точно описывала известные  астрономические данные, чем предшествующая теория К. Птолемея.

После открытия Коперника  европейские астрономы стали  наблюдать такие изменения в  небе, которых, согласно Птолемею, не могло  быть. А раз их не могло быть, то их никто и не видел. Хотя китайские  астрономы фиксировали подобные изменения всегда - они ведь не придерживались теории Птолемея.

Самовыражение. Креативная самоактуализация выражается в спонтанности и экспрессивности людей. Эти люди ведут себя естественно и раскованно, открыто выражают свои мысли и побуждения, не боясь насмешек со стороны.

«Вторая наивность». Креативность самоактуализирующихся людей похожа на креативность всех счастливых и не испытывающих беспокойства детей. «Вторая наивность» проявляется спонтанно, без всяких усилий, без привязки к стереотипам и клише. Они, как и дети, открыты переживаниям, только в меньшей степени. Невинность их восприятия и экспрессивности сочетается с изощренностью ума. Это врожденная особенность, которая не была подавлена по мере приобщения человека к культурным нормам.

Влечение  к неизведанному. Самоактуализирующиеся люди мало опасаются неизвестности, таинственности, загадочности. Наоборот, неизвестность притягивает их. Они не испытывают пристрастия к знакомым, хорошо известным вещам, а их стремление к истине не имеет ничего общего с гипертрофированной потребностью в порядке, определенности и безопасности. Они хорошо чувствуют себя в хаосе, демонстрируют нерешительность, сомнения, неопределенность. Сомнения в сочетании с откладыванием принятия решения, столь неприятные для большинства людей, для некоторых самоактуализированных креати-вов могут означать не психологический спад, а, наоборот, подъем.

А. Маслоу выделяет в креативности самоактуализирующихся  людей два уровня - первичный и вторичный. Первичный уровень - это непроизвольная креативность, связанная с озарением, вдохновением, пиковыми переживаниями. Вторичный уровень - произвольный, связанный с тяжелым трудом, длительным обучением, стремлением к совершенству. «На смену спонтанности приходит произвольность; на смену полному принятию приходит критика; на смену интуиции приходит тщательное обдумывание; на смену смелости приходит осторожность; на смену фантазии и воображению приходит испытание реальностью. Далее следуют сравнения, суждения, оценки, хладнокровные размышления, отборы, отказы».

Креативность, при  которой задействуются оба типа процессов в правильной последовательности, А. Маслоу называет «интегрированной креативностью». Благодаря интегрированной креативности появляются великие произведения искусства, философии, науки.

По поводу креативности самоактуализации, как ее описал А. Маслоу, возникает вопрос: чем она  отличается от креативности таланта? Разве  последняя не соответствует описанию креативности самоактуализации? Кроме  того, возникают сомнения относительно правильной последовательности креативного  процесса, т. е. смены спонтанной креативности произвольной креативностью. Такая последовательность вовсе не обязательна, так как произвольная креативность может проявляться вначале, а озарение - после нее.

Впрочем, и сам  А. Маслоу видит недостаточную разработанность  своей позиции, когда в заключение пишет: «Я должен признать, что предпринял попытку разрушить общепринятые концепции креативности, не предложив взамен стройной выверенной теории. Креативность самоактуализации с трудом поддается определению, потому что иногда ее синонимом представляется здоровье».

Г. А. Глотова не совсем адекватно, по моему мнению, разделяет креативность на всеобщечеловеческую (способность к безграничному  изменению форм и механизмов жизнедеятельности человека в мире), потенциальную и актуальную (проявляющуюся в виде нестандартных продуктов особого уровня и качества).

Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению  к тому или иному материалу  и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных»  интеллектуальных факторах, таких как  пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект  и пр.

И. Б. Дерманова и М. А. Крылова выделили такие виды креативности: невербальную, вербально-символическую, вербально-семантическую, вербально-ассоциативную и креативность как творческое отношение к жизни и установили, что все они не коррелируют друг с другом.

Наконец, выделяют эмоциональную креативность.

 

 

 

 

           Список литературы 

  1. Иванова Т. В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии. 2002.
  2. Библер В. С. Научная интуиция и ее логический подтекст: Проблемы научного и технического творчества: Материалы симпозиума. М., 1967.
  3. Жабицкая Л. Г. О критериях диагностики литературной одаренности: Художественное творчество. Проблемы комплексного изучения. Л., 1983а
  4. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.
  5. Козленко В. Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.

 


Информация о работе Виды творчества