Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:06, реферат
В современном мире известно немало имён, которые внесли вклад  в  развитие клинической психологии. В их числе и Лайтнер Уитмер – выдающийся американский психолог.
Лайтнер Уитмер является первооткрывателем  в области клинической психологии. Однако стоит отметить, что представление  о клинической психологии того времени  значительно отличается от современного представления. Но он уже тогда стоял  у её источников. Уитмер является первым клиническим психологом, поэтому у него не было тех, на кого можно было ориентироваться в своей деятельности. Он работал один и сам разрабатывал и развивал собственные методы диагностики и лечения.
Введение……………………………………………………………………….…..2
Глава 1 История жизни Л.Уитмера……………………………………………....4
Путь становления Лайтнера Уитмера…………………………………….4
Первая работа Л. Уитмера как клинического психолога……………….6
Глава 2. Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии……………...8
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………..13
Первая детская клиника по профилактике 
заболеваний была организована в 1909 
году Уильямом Хили, психиатром из Чикаго. 
Вскоре такие клиники появились 
во многих городах США. Их цель состояла 
в максимально ранней диагностике 
и лечении нарушений психики 
у детей - так, чтобы эти проблемы 
не развились с возрастом в 
более серьезные расстройства. В 
этих лечебницах использовался предложенный 
Уитмером бригадный метод работы, 
при котором психологами, психиатрами 
и социальными работниками 
Несмотря на все эти события, клиническая психология развивалась очень медленно и к 1940 году представляла собой все еще незначительную отрасль психологии. Так как существовало не так много способов лечения людей с нарушениями психики, следовательно, не было и перспективы для работы клинических психологов. Специалистов по клинической психологии не готовили по отдельным программам, и их деятельность, по сути, сводилась к проведению всевозможных тестов.
Ситуация изменилась в 1941 году, когда 
Соединенные Штаты вступили во вторую 
мировую войну. Это событие в 
большей мере, чем любое другое, 
дало толчок превращению клинической 
психологии в крупную и динамически 
развивающуюся прикладную область, 
какой она стала. Армия заказала 
клиническим психологам сотни программ, 
требующихся для лечения 
После второй мировой войны (1939-1945) это направление стало называться «консультативной (прикладной) психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области охраны психического здоровья. При этом новые клинические психологи сразу были поставлены перед требованием четкого разделения своих функций с психиатрами, поскольку теперь их сферы научных и прикладных интересов стали совпадать. Клинические психологи США, в отличие от врачей-психиатров, решили определить себя в качестве ученых-практиков, выполняющих на материале клинических случаев свои научные общепсихологические работы.
После войны потребность в 
Чтобы помочь удовлетворить эту 
потребность, VA финансировало программы 
повышения квалификации для дипломированных 
психологов в университетах и 
оплачивало обучение аспирантов, которые 
изъявляли желание работать в 
госпиталях и клиниках для ветеранов. 
Клиническим психологам пришлось иметь 
дело с новым типом пациентов. 
Если до войны они в основном занимались 
проблемными детьми, у которых 
были трудности в обучении и общении, 
то в послевоенные годы столкнулись 
с диагностикой и лечением серьезных 
эмоциональных проблем у 
Клинические психологи работают также в центрах психического здоровья, школах, коммерческих организациях, занимаются частной практикой. Сегодня клиническая психология - самая популярная из прикладных направлений, более трети всех аспирантов-психологов специализируются именно на клинической психологии. Семь из восьми подразделений АРА занимаются теоретическими и прикладными проблемами психического здоровья. Почти 70 процентов членов АРА работают в области здравоохранения (Shapiro&Wiggins. 1994). В 1995 году журнал «Деньги» (Money) назвал психологию четвертой в списке пятидесяти самых перспективных профессий XXI века (Wiggins. 1994).
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, клиническая 
психология по Л. Уитмеру представляла 
собой особую форму психодиагностики, 
психологического консультирования и 
психокоррекции, ориентированную на 
индивидуальные, нестандартные проявления 
психики ребенка и связанные 
с ними отклонения в поведении. В 
этом виде она и начала интенсивно 
развиваться в США, постепенно распространяясь 
из сферы школьного образования 
в область правосудия (психологические 
клиники стали появляться при 
судах, рассматривавших дела с участием 
несовершеннолетних) и здравоохранения 
(работа с умственно отсталыми 
детьми). С точки зрения Л. Уитмера, 
коррекция нарушений в 
Клиническая психология, созданная Л. Уитмером, стала обширной прикладной отраслью психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения для решения каких-нибудь частных задач: педагогических, медицинских, военных, производственных.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 100 великих психологов / автор-составитель Яровицкий В. С. – М.: Вече, 2004. – 432 с.
2. Избранные вопросы клинической психологии. – Т.2. – Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии/ Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. – Владивосток: Медицина ДВ, 2008 – С. 12-15.
3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 960 с.
4. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии / пер. с англ. - СПб.: Евразия+, 1998. - 528 с.
Информация о работе Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии