Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:10, контрольная работа
Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.
1.Общая характеристика учебного сотрудничества. Стр.3
- Сотрудничество как современная тенденция. Стр. 3
- Основные линии сотрудничества. Стр. 3-4
- Сотрудничество с разными субъектами. Стр. 4
- Общая характеристика влияния сотрудничества на деятельность. Стр. 4-5
2.Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Стр. 5-8
- Приёмы учебного сотрудничества. Стр. 9-10
- Фазы сотрудничества. Стр. 10
3.Заключение.
ГОУ ВПО «Рязанский
медицинский университет им. акад. И. П. Павлова
Федерального
агентства по здравоохранению и
социальному развитию»
Кафедра общей психологии с курсом педагогики.
Контрольная работа по педагогической и возрастной
психологии.
ТЕМА: Влияние
межличностных отношений в группе на эффективность
обучения.
Рязань 2009г.
Содержание:
1.Общая характеристика учебного сотрудничества. Стр.3
- Сотрудничество
как современная тенденция.
- Основные линии сотрудничества. Стр. 3-4
- Сотрудничество с разными субъектами. Стр. 4
- Общая характеристика
влияния сотрудничества на
2.Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Стр. 5-8
- Приёмы учебного сотрудничества. Стр. 9-10
- Фазы сотрудничества. Стр. 10
3.Заключение.
1.
Общая характеристика
учебного сотрудничества.
Вся
система образования в России,
и высшее образование в том
числе, в настоящее время находится
под влиянием идей, которые были сформулированы
в работах теоретиков общей и педагогической
психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили
и др.) и передовых практиков современной
школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский
и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение
в утверждении сотрудничества как одной
из определяющих основ современного обучения.
«Сотрудничество
— это гуманистическая
идея совместной развивающей
деятельности детей
и взрослых, скрепленной
взаимопониманием, проникновением
в духовный мир друг
друга, коллективным
анализом хода и результатов
этой деятельности... В
основе стратегии сотрудничества
лежат идеи стимулирования
и направления педагогом
познавательных интересов
учащихся» [1, с.312].
Значение этой формы организации обучения
столь велико, что существует тенденция
рассматривать весь педагогический процесс
как педагогику сотрудничества.
Основные линии сотрудничества
Учебное
сотрудничество в учебном процессе
представляет собой разветвленную сеть
взаимодействий по следующим четырем
линиям: 1) учитель — ученик (ученики), 2)
ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках
(триадах), 3) общегрупповое взаимодействие
учеников во всем учебном коллективе,
например, в языковой группе, в целом классе
и 4) учитель—учительский коллектив, 5)
«с самим собой».
Сотрудничество с разными субъектами
Анализируя
в целом специфику учебного сотрудничества
с разными людьми на примере его
осуществления детьми младшего школьного
возраста, Г.А. Цукерман подчеркивает его
важные особенности.«Построение
учебного сотрудничества
со взрослыми требует
создания таких ситуаций,
которые блокируют возможность
действовать репродуктивно
и обеспечивают поиск
новых способов действия
и взаимодействия. Построение
учебного сотрудничества
со сверстниками требует
такой организации действий
детей, при которой стороны
понятийного противоречия
представлены группе
как предметные позиции
участников совместной
работы, нуждающиеся
в координации.
Общая характеристика влияния сотрудничества на деятельность
Подавляющее большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) свидетельствует о положительном влиянии специально организованного учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал.
Доказано, что
по сравнению с индивидуальной работой
по схеме «учитель—ученик» внутригрупповое
сотрудничество в решении тех же задач
повышает его эффективность не менее,
чем на 10%. Исследования показали также
неоднозначность решения вопроса однородности
(гомогенности) или разнородности (гетерогенности)
состава сотрудничающей группы и преимущества
организации внутригруппового сотрудничества
по диадному, триадному или общегрупповому
принципу. Однако, по данным многих исследований,
триада продуктивнее диады и общегруппового
(7-12 человек) взаимодействия, хотя коллективообразующие
преимущества группы трудно переоценить.
Но в любом варианте организации сотрудничества
оно эффективнее индивидуальной работы.
Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, ведущий разработчик этой проблемы Г.А. Цукерман на основе обобщения проведенных в мире исследований отмечает, что при совместной учебной деятельности:
— возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;
— растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;— меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
— снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
— ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
— меняется характер взаимоотношений между учениками;
— резко возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
— ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
—
учитель получает возможность
—
воспитательная работа учителя становится
необходимым условием группового обучения,
так как все группы в своем становлении
проходят стадию конфликтных отношений...
[3, с. 315-316].
— «увидеть, узреть в задаче систему преобразований;
— соотнести преобразования с особенностями происходящих изучаемых явлений;
— строить обобщенные модели совместной деятельности;
—
интерпретировать изучаемое
явление в соответствии
с собственными действиями,
что свидетельствует
о формировании достаточно
высокого уровня рефлексии»
[4, с. 133].
Оценивая совместное учебное действие
как специфическую учебную ситуацию, В.В.
Рубцов и В.В. Агеев подчеркивают, что она
должна отвечать требованиям: общности
цели, выполнения собственного индивидуального
действия каждым участником, координированности
всеми всех и всего, неаддитивности, т.е.
не простого сложения деятельности, а
получения общего результата.
При
следовании обучающимися определенной
логике изложения так может составляться
и учебный текст. При этом ответ каждого
учащегося положительно подкрепляется
учителем, его стимулирующей, позитивной
репликой. Учитель подчеркивает важность
ответа каждого учащегося в создании полной
характеристики описываемого предмета,
ситуации. Участие всей языковой группы
в коллективной учебной деятельности
вызывает чувство удовлетворения у каждого
из обучающихся, создавая у них полное
впечатление полезности, необходимости,
правильности собственной деятельности,
придавая им уверенность в возможности
иноязычной речевой деятельности уже
на самом начальном этапе обучения. Все
это является положительным эмоциональным
подкреплением произведенного учеником
речевого действия, речевой деятельности
и в конечном итоге способствует успешности
процесса обучения, речевому общению в
целом.
Все исследователи, говоря о положительном
влиянии группового сотрудничества на
результат деятельности, на личность учащегося
и формирование учебной группы как коллектива
в результате действия сложных психологических
механизмов, регулирующих и межличностное
взаимодействие, отмечают важность развития
рефлексии, «через
которую устанавливается
отношение участника
к собственному действию
и обеспечивается преобразование
этого действия в соответствии
с содержанием и формой
совместной деятельности»
[5, с. 33]. Развитие рефлексивности, рефлексивного
мышления учащихся имеет и большое воспитательное,
общеразвивающее значение, т.к. в совместной
работе с соучениками необходимо возникают
и развиваются собственно рефлексивные
моменты деятельности, а также действия
контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки).
Тем самым учебное сотрудничество способствует
не только полноценному формированию
индивидуальных учебных действий в единстве
всех их компонентов, но и развитию личности
обучающегося. Воспитательный эффект
сотрудничества обусловлен формированием
«условно-динамической позиции» в ситуации
совместной работы со сверстниками. Она
выявляется в умении человека оценивать
себя не просто с точки зрения другого,
а с разных точек зрения в зависимости
от его места и функции в совместной деятельности.
Информация о работе Влияние межличностных отношений в группе на эффективность обучения