Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
целью нашего исследования является рассмотрение особенностей навыков социальной коммуникации дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками и оценка динамики уровня коммуникативных навыков после психологической коррекции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте.
Составить комплекс упражнений (игр) на развитие коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте;
3. Оценить динамику уровня коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами после психологической коррекции.
Введение
Глава I. Обзор литературы
Проблемы межличностного взаимодействия дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками
1.1 Понятие коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности общения дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками гиперкинетическими расстройствами
1.3 Особенности организации общения старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками в разных видах деятельности
1.4 Поведенческие особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками
II Материалы и методы
III Результаты и обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский
Государственный Педагогический Университет»
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ПОЛОЖЕНИЕ
В ГРУППЕ
(курсовая
работа)
студентка ФПСОР, IV курса, группа 61ПП
Семенова
Виктория Викторовна
Научный руководитель:
Егорова Екатерина Филлиповна
Томск – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава
I. Обзор литературы
Проблемы межличностного взаимодействия дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками 1.1 Понятие коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста |
6 |
1.2 Особенности общения дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками гиперкинетическими расстройствами | 8 |
1.3 Особенности организации общения старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками в разных видах деятельности | 18 |
1.4 Поведенческие особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками | 20 |
II Материалы и методы | 23 |
III Результаты и обсуждение | 25 |
Заключение | 34 |
Список литературы | 37 |
Приложение | 39 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Изучение человеческих отношений является одним из актуальных вопросов в современной психологической науке. Большое значение приобретает изучение ребенка с гиперкинетическим расстройством в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада. Социально-поведенческие аспекты этих детей важны, так как дети с гиперкинетическими расстройствами служат как бы социальным катализатором, влияющим на поведение окружающих их сверстников и взрослых и часто в нежелательном направлении. Межличностное поведение детей с гиперкинетическими расстройствами часто характеризуется особенной невнимательностью, моторным беспокойством, расстройствами научения, импульсивностью и эмоциональной неустойчивостью (Обухова Л.Ф., 2001).
Таким образом, такое поведение приводит к нарушению спокойного течения социальных взаимоотношений, взаимодействия и сотрудничества. Белоусовой Е.Д. и Никаноровой М.Ю. выявлено, что более 50% детей с данным диагнозом имеют значительные проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Родители, учителя и воспитатели отмечают, что дети с гиперкинетическими расстройствами более энергичны, навязчивы, общественно не приспособлены; особенно это касается мальчиков шести-семи лет с гиперкинетическими расстройствами с повышенной агрессией (Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю., 2005) Изучение коммуникативных навыков актуально, так как длительное время работа с детьми с гиперкинетическими расстройствами сводилась к лингвистическому развитию, формированию звуковой грамматической стороны языка. Но этого оказалось недостаточно, так как человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения и культуры диалога. Поэтому в современной методике актуальным является вопрос овладения ребенком с гиперкинетическим расстройством не просто языком, а развитие его речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков.
Под коммуникативностью мы будем понимать функцию речи и в большей степени навыки социального общения. Способность к общению включает желание общаться (я хочу), умение поддерживать беседу (я знаю), умение организовывать общение (я умею), умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Общение
– это универсальная
Принимая во внимание все вышесказанное, целью нашего исследования является рассмотрение особенностей навыков социальной коммуникации дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками и оценка динамики уровня коммуникативных навыков после психологической коррекции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
3. Оценить динамику уровня
Объект исследования: навыки социальной коммуникации у детей с гиперкинетическими расстройствами шести-семи лет старшей группы МАДОУ «Детский сад № 34» г. Томска.
Предмет исследования: особенности общения и социального восприятия детей с гиперкинетическими расстройствами.
Гипотеза: навыки социальной коммуникации ребенка с гиперкинетическим расстройством влияют на его положение в группе детского сада.
Теоретическое обоснование:
Методологическая основа исследования:
Характеристика выборки исследования: 21 ребенок с гипркинетическими расстройствами шести-семи лет старшей группы МАДОУ «Детский сад № 34» г. Томска.
Методы исследования:
ГЛАВА
1. Особенности навыков
социальной коммуникации
дошкольника с гиперкинетическим
расстройством со сверстниками
В данной работе исследуется коммуникативность как функция речи и в большей степени как навык межличностного (социального) взаимодействия. Проблемой взаимодействий детей занимались многие ученые. В психолого-педагогической литературе находим разные определения понятия общения, например у Г. Крайг (2005):
«Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно–оценочного характера».
«Общение
– взаимодействие двух или более
людей, направленное на согласование и
объединение их усилий с целью
налаживания отношений и
Под коммуникативностью понимают общение, взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах.
С первых дней рождения (по Б.Г. Ананьеву) общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Посредством общения, которое первоначально выступает, прежде всего, в организуемых взрослым актах воспитания, ребенок научается воспринимать и осваивать окружающую его действительность, он учится правильно действовать в соответствии с теми нормами и эталонами поведения, которые приняты в данной конкретной исторической социальной системе, к которой он принадлежит.
Согласно позиции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка с самого рождения определяется социальными закономерностями, важнейшее место взаимодействие человека с окружающей действительностью – от рождения и в течение всей жизни, занимает общение. Исходя из данных, имевшихся в 20-е годы в литературе (Ш. Бюлер, В. Штерн, работы Н.Ж. Щелованова с сотрудниками и др.), и из собственных наблюдений и исследований, Л.С. Выготский выделил решающую закономерность в психической жизни и внешнем поведение ребенка. Он утверждал, что общение со взрослыми служит основным путем проявления собственной активности ребенка, что отношение ребенка к внешнему миру есть всегда отношение через другого человека.
Общение у В.Ж. Бехтерева выступает как механизм объединения людей в группе, и чем разнообразнее общение ребенка с окружающими его людьми, тем успешнее идет развитие личности.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны (Смирнова О.С., 2001):
(согласованность действий, распространить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника);
Общение, как речевое взаимодействие (по Ж. Пиаже), включает не менее трех взаимосвязанных частей – высказывание, ответ на него, встречная ответная реакция.
Общение
– это важнейший показатель сформированности
коммуникативной способности. Определение
коммуникативной способности
Коммуникативная способность (навык) – овладение языком (формирование языковых способностей) и развитие умения применять язык для цели общения в разнообразных коммуникативных ситуациях. Способность к общению включает в себя желание вступить в контакт с окружающими, умение организовать общение, знание норм и правил общения.
Средствами общения являются (Б.Ф.Ломов, 1992):
Можно выделить следующие этапы общения: