Влияние особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с гиперкинетическими расстройствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

целью нашего исследования является рассмотрение особенностей навыков социальной коммуникации дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками и оценка динамики уровня коммуникативных навыков после психологической коррекции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте.
Составить комплекс упражнений (игр) на развитие коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте;
3. Оценить динамику уровня коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами после психологической коррекции.

Содержание

Введение
Глава I. Обзор литературы
Проблемы межличностного взаимодействия дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками
1.1 Понятие коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности общения дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками гиперкинетическими расстройствами
1.3 Особенности организации общения старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками в разных видах деятельности
1.4 Поведенческие особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками
II Материалы и методы
III Результаты и обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

«Томский Государственный Педагогический Университет»  
 

                 
 
 
 
 
 

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ  ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ПОЛОЖЕНИЕ  В ГРУППЕ  

(курсовая работа) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор работы:                                                                                                       

студентка ФПСОР, IV курса, группа 61ПП

Семенова  Виктория Викторовна 

Научный руководитель:

Егорова Екатерина Филлиповна

  
 
 
 
 
 

Томск – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
Введение 3
Глава I. Обзор литературы

Проблемы  межличностного взаимодействия дошкольника с гиперкинетическими расстройствами  со сверстниками

1.1 Понятие коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста

6
1.2      Особенности общения дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками гиперкинетическими расстройствами 8
1.3   Особенности организации общения старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками в разных видах деятельности 18
1.4     Поведенческие особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками 20
II Материалы и методы 23
III Результаты и обсуждение 25
Заключение  34
Список  литературы 37
Приложение 39
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность

    Изучение  человеческих отношений является одним из актуальных вопросов в современной психологической науке. Большое значение приобретает изучение ребенка с гиперкинетическим расстройством в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада. Социально-поведенческие аспекты этих детей важны, так как дети с гиперкинетическими расстройствами служат как бы социальным катализатором, влияющим на поведение окружающих их сверстников и взрослых и часто в нежелательном направлении. Межличностное поведение детей с гиперкинетическими расстройствами часто характеризуется особенной невнимательностью, моторным беспокойством, расстройствами научения, импульсивностью и эмоциональной неустойчивостью (Обухова Л.Ф., 2001).

    Таким образом, такое поведение приводит к нарушению спокойного течения социальных взаимоотношений, взаимодействия и сотрудничества. Белоусовой Е.Д. и Никаноровой М.Ю. выявлено, что более 50% детей с данным диагнозом имеют значительные проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Родители, учителя и воспитатели отмечают, что дети с гиперкинетическими расстройствами более энергичны, навязчивы, общественно не приспособлены; особенно это касается мальчиков шести-семи лет с гиперкинетическими расстройствами с повышенной агрессией (Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю., 2005) Изучение коммуникативных навыков актуально, так как длительное время работа с детьми с гиперкинетическими расстройствами сводилась к лингвистическому развитию, формированию звуковой грамматической стороны языка. Но этого оказалось недостаточно, так как человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения и культуры диалога. Поэтому в современной методике актуальным является вопрос овладения ребенком с гиперкинетическим расстройством не просто языком, а развитие его речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков.

    Под коммуникативностью мы будем понимать функцию речи и в большей степени навыки социального общения. Способность к общению включает желание общаться (я хочу), умение поддерживать беседу (я знаю), умение организовывать общение (я умею), умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

    Общение – это универсальная реальность, в которой зарождаются и существуют психические процессы и поведение  человека. Важную роль в развитии личности ребенка – дошкольника играет общение, как со взрослыми, так и со сверстниками.

    Принимая во внимание все вышесказанное, целью нашего исследования является рассмотрение особенностей навыков социальной коммуникации дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками и оценка динамики уровня коммуникативных навыков после психологической коррекции.

    Исходя  из поставленной цели, решались следующие  задачи:

  1. Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте.
  2. Составить комплекс упражнений (игр) на развитие коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте;

                3. Оценить динамику уровня коммуникативных  навыков у детей с гиперкинетическими  расстройствами после психологической  коррекции.

    Объект исследования: навыки социальной коммуникации у детей с гиперкинетическими расстройствами шести-семи лет старшей группы МАДОУ «Детский сад № 34» г. Томска.

    Предмет исследования: особенности общения и социального восприятия детей с гиперкинетическими расстройствами.

    Гипотеза: навыки социальной коммуникации ребенка с гиперкинетическим расстройством влияют на его положение в группе детского сада.

    Теоретическое обоснование:

  • Теория социального научения А.Бандуры и теория оперантного обусловливния Ф.Скиннера, объясняющие научение коммуникативным навыкам посредством подкрепления.
  • Теории Л.А. Венгера, Н.В. Клюева, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.Н. Галигузовой, Ж. Пиаже, в которых рассматривается проблемы речевого общения.

    Методологическая  основа исследования:

  • В рамках когнитивно-поведенческого подхода Б.Ф.Ломовым была предложена программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы, восприятие детей друг другом и положение в группе.
  • При исследовании коммуникативности мы исходили из наиболее важных компонентов процесса овладения навыками речевой коммуникации – подражанию и подкреплению (обусловливанию через подкрепление).

    Характеристика  выборки исследования: 21 ребенок с гипркинетическими расстройствами шести-семи лет старшей группы МАДОУ «Детский сад № 34» г. Томска.

    Методы исследования:

  • беседа
  • наблюдение по методике Е. Юдиной
  • методика «Два дома» Т.Д. Марцинковской
  • социометрия по методике Г.А. Урунтаева
  • частотный анализ
  • Statistica 6.0 (коэффициент корреляции Спирмена, критерий Вилкоксона) 
 
 
 
 
 

     

ГЛАВА 1. Особенности навыков социальной коммуникации дошкольника с гиперкинетическим расстройством со сверстниками 

    1. Понятие коммуникативности

    В данной работе исследуется коммуникативность  как функция речи и в большей степени как навык межличностного (социального) взаимодействия. Проблемой взаимодействий детей занимались многие ученые. В психолого-педагогической литературе находим разные определения понятия общения, например у Г. Крайг (2005):

    «Общение  – взаимодействие двух или более  людей, состоящее в обмене между  ними информацией познавательного или аффективно–оценочного характера».

    «Общение  – взаимодействие двух или более  людей, направленное на согласование и  объединение их усилий с целью  налаживания отношений и достижения общего результата».

    Под коммуникативностью понимают общение, взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах.

    С первых дней рождения (по Б.Г. Ананьеву) общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Посредством общения, которое первоначально выступает, прежде всего, в организуемых взрослым актах воспитания, ребенок научается воспринимать и осваивать окружающую его действительность, он учится правильно действовать в соответствии с теми нормами и эталонами поведения, которые приняты в данной конкретной исторической социальной системе, к которой он принадлежит.

    Согласно  позиции Л.С. Выготского, психическое  развитие ребенка с самого рождения определяется социальными закономерностями, важнейшее место взаимодействие человека с окружающей действительностью – от рождения и в течение всей жизни, занимает общение. Исходя из данных, имевшихся в 20-е годы в литературе (Ш. Бюлер, В. Штерн, работы Н.Ж. Щелованова с сотрудниками и др.), и из собственных наблюдений и исследований, Л.С. Выготский выделил решающую закономерность в психической жизни и внешнем поведение ребенка. Он утверждал, что общение со взрослыми служит основным путем проявления собственной активности ребенка, что отношение ребенка к внешнему миру есть всегда отношение через другого человека.

    Общение у В.Ж. Бехтерева выступает как  механизм объединения людей в  группе, и чем разнообразнее общение  ребенка с окружающими его  людьми, тем успешнее идет развитие личности.

    В общении выделяют три взаимосвязанных  стороны (Смирнова О.С., 2001):

  1. коммуникативная - состоит в обмене информации между людьми;
  2. интерактивная - состоит в организации взаимодействия между людьми

(согласованность  действий, распространить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника);

  1. перцептивная - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    Общение, как речевое взаимодействие (по Ж. Пиаже), включает не менее трех взаимосвязанных  частей – высказывание, ответ на него, встречная ответная реакция.

    Общение – это важнейший показатель сформированности коммуникативной способности. Определение  коммуникативной способности предложила А. Арушанова (1999):

    Коммуникативная способность (навык) – овладение языком (формирование языковых способностей) и развитие умения применять язык для цели общения в разнообразных коммуникативных ситуациях. Способность к общению включает в себя желание вступить в контакт с окружающими, умение организовать общение, знание норм и правил общения.

    Средствами  общения являются (Б.Ф.Ломов, 1992):

  1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмыслении высказывания, используемые для общения.
  2. Интонация – эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразы.
  3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
  4. Дистанция, на которой общаются собеседники зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

    Можно выделить следующие этапы общения:

  1. потребность в общение побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;
  2. ориентировка в целях общения, в ситуации;
  3. ориентировка в личности собеседника;
  4. планирование содержания своего общения – человек представляет себя (обычно бессознательно), что именно он скажет;
  5. бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;
  6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника;
  7. корректировка направления, стиля, методов общения.

Информация о работе Влияние особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с гиперкинетическими расстройствами