Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель работы – выявить взаимосвязь между полом и ношением очков с уровнем общительности. Предметом исследования является влияние пола и ношения очков на уровень общительности. Для достижения цели исследования нами была выдвинута следующая общая гипотеза: ношение очков влияет на общительность человека.
Введение.
Глава I.
1.1. Гендерные роли и стереотипы
1.2. Общение. Общительность мужчин и женщин
1.3. Ношение очков
Глава 2
2.1. Переменные исследования и их контроль.
2.2. Формирование экспериментальных групп
2.3 Методика экспериментального исследования
2.4. План статистической обработки данных
Заключение
Литература
Приложение 1.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Череповецкий государственный университет
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии
Курсовая работа по дисциплине
«Экспериментальная психология»
на тему: «Влияние пола и ношения очков на уровень общительности».
Выполнила студентка группы 4ПС – 32
Серманова Екатерина
Проверил: кпсн, доцент Хромов В.В.
г. Череповец
2007 г.
Оглавление.
Введение. 3
Глава I. 5
1.1. Гендерные роли и стереотипы. 5
1.2. Общение. Общительность мужчин и женщин…………………………...
1.3. Ношение очков……………………………………………………………13
Глава 2.. 15
2.1. Переменные исследования и их контроль. 16
2.2. Формирование экспериментальных групп. 18
2.3 Методика экспериментального исследования. 20
2.4. План статистической обработки данных. 22
Заключение. 25
Литература. 26
Приложение 1.
Введение
В современном мире актуальной стала проблема стереотипов приписывающихся мужчинам и женщинам, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.
Разница проявляется уже с детства, в играх, поведении и общении. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причём последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
В данной курсовой работе мы рассматриваем связь общения не только с половыми различиями, но и с ношением очков.
Невероятно, какие страсти по очкам разгорались много лет назад. Их называли вампирами, высасывающими глаза, проклятым инструментом дьявола. В XVI-XVII веках французские дворяне, например, избегали появляться в очках: это считалось признаком дурного тона и мещанского происхождения. Споры о пользе очков не прекращались вплоть до прошлого века. Сегодня никому бы и в голову не пришло заниматься подобными глупостями. Человек в очках - обычное явление. А сколько всевозможных очков изобретено! Очки для чтения микрофильмов, «всевидящие» очки для пилотов, незапотевающие для лыжников, очки... для заседаний (вы опускаете веки и спите себе спокойно, а докладчик и окружающие видят внимательно смотрящие на них глаза). Придумали даже очки для животных. Проблема ношения очков кажется нам довольно интересной, как именно она отражается на формировании личности, а именно на общительности.
Исходя из всего выше сказанного, цель нашей работы – выявить взаимосвязь между полом и ношением очков с уровнем общительности.
Объект исследования – общительность юношей и девушек.
Предметом исследования является влияние пола и ношения очков на уровень общительности. Для достижения цели исследования нами была выдвинута следующая общая гипотеза: ношение очков влияет на общительность человека.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование и характеристику уровня исследованности проблемы нашей работы.
2. Выделить экспериментальные переменные исследования и способы их контроля;
3. Выделить способы формирования экспериментальных групп;
4. В соответствии с переменными определить план экспериментального исследования;
5. Подобрать методики на определение уровня общительности;
6. Учитывая объем выборок и шкалу измерений подобрать необходимые методы статистической обработки данных;
Правильное выполнение данных задач позволит проверить выдвинутую гипотезу.
Глава I
1.1. Гендерные роли и стереотипы
В отечественной науке изучение гендерных стереотипов началось сравнительно недавно. Несмотря на немалое количество весьма ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались как универсальные механизмы гендерной стереотипизации, так и специфика функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока не появилось.
Итак, какие же определения известны науке на данный момент.
Гендер – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».
Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Стереотип – мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.
Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Гендерные стереотипы – это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов, и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость
Гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач. [3]
Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно, на отношения с окружающими. Все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы массового сознания являются наибольшим барьером в установлении равноправных позиций женщин и мужчин в политической, экономической и культурной сферах – гендерного равенства. [4]
Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. [4]
Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины — другими, где гендерные отличия считаются природными, поэтому мы принимаем гендерные нормы и следуем им.
Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация), либо может определяться желанием быть похожим на сверстника или ролевую модель (идентификация). Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-типизированы и сильно подчинены гендерным ролям. Больше всего шансов быть поло-типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за собой жестокие социальные последствия.
В ходе процесса, называемого дифференциональной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма — дифференциальное усиление и дифференциальное подражание.
Дифференциальное усиление заключается в том, что мужчин и женщин поощряют или наказывают в зависимости от их поведения, проявляемых интересов и т. д.
О дифференциальном подражании мы начинаем говорить, когда ребенок окончательно определяется относительно своего пола и начинает с особенным вниманием наблюдать за поведением ролевых моделей одного с ним пола и подражать им. [4]
Определенную роль в развитии поло-типичных навыков и качеств имеют и детские игрушки. По данным исследований, игрушки для мальчиков чаще предназначены для развития пространственных и математических навыков, тогда как игрушки для девочек стимулируют развитие навыков работы по дому и межличностного общения. Среди игрушек, которые дети просят в подарок, большинство типичных для их гендера, и исследователи считают, что эти предпочтения формируются социальным окружением в самом раннем детстве. Есть основания полагать, что современному человеку желательно обладать примерно равным количеством мужских и женских черт. [5]
В стереотипном образе мужчины присутствуют качества, во-первых, коррелирующие с деятельностью и активностью: предприимчивость, стремление к достижению цели и к соревнованию, склонность к авантюризму, решительность, настойчивость, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, нонкоформизм, желание быть оригинальным, умение делать бизнес. Женщине же отказывается в обладании этими качествами — ей, напротив, приписываются пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.
Во-вторых, «мужскими» являются характеристики, обычно соотносимые с позициями власти и управления — стремление к лидерству, амбициозность, властность, ответственность, объективность, сила, умение принимать решения, ум, реализм. Как «женские» описываются такие характеристики как покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.
Качества, характеризующие когнитивную сферу человека, также полярны как по содержанию, так и по оценке. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, более быстрый ум, объективность, находчивость, критицизм приписываются мужчине; меньшая способность рассуждать, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщине. Пожалуй, единственно социально-одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция — качество, которое нередко противопоставлялось ограниченности мужского разума.
В эмоциональной сфере как маскулинность, так и фемининность содержат характеристики с разными знаками оценки – и позитивными, и негативными. «Мужскими» считаются способность отделить рациональные доводы от эмоциональных, хладнокровие; «женские», фемининные характеристики — это эмоциональность, восприимчивость, внушаемость, чувствительность, легкая смена эмоциональных состояний, склонность к тревожности, жалобам, слезам, ранимость, истеричность, капризность. [1]
Наконец, мужчинам и женщинам предписывается исполнение разных социальных ролей. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность - с приватной (семья, дом, воспитание детей). Мужчина воспринимается, прежде всего, как работник и гражданин, а женщина – как жена и мать.
1.2. Общение. Общительность мужчин и женщин
Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [9].
Существует множество точек зрения на общение. Можно выделить следующие. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. Оно является специфическим фактором формирования психики «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается…» [7]. А. А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности [6].
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Выделяют такие виды общения, как межличностное, лично – групповое, межгрупповое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Это общение, в результате которого реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в способах контактирования. Осведомлённость общностей о содержании общения или присутствие третьего лица в момент общения двух лиц меняет картину коммуникации. В этом случае выбор средств ограничен, поскольку контактирующие личности должны заботиться о престиже представляемых ими общностей.
Лично – групповое – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Этот вид общения проявляется между руководителем и группой, коллективом. При этом необходимо иметь в виду, что руководитель общается с отдельной личностью, как представителем группы, носителем группового мнения, содержания, а также с группой в целом, как, например, командир воинского подразделения в момент подачи команды и исполнения её подчинёнными.
Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы, например, командные соревнования в спорте (баскетбол, хоккей). Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил и общение носит «мирный» характер. Если цели не совпадают и при этом они исключают друг друга, то возникает конфликтная ситуация и общение приобретает вид конфронтации, противоборства. Межгрупповое – не безликое аморфное общение. Оно иногда выражается в личных взаимодействиях. При этом каждая личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им. В соответствии с этим, личность выбирает средство общения, которые наилучшим образом выражают коллективную позицию.
Итак, общение – это специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов порождаемая потребностями совместной деятельности.
Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнёрами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияние на поведение, и психику участников общения.
Существует целый ряд классификаций функций общения. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, но при этом допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общение. В наиболее обобщённых классификациях выделяются три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. [9] Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». Интерактивная сторона – это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Общение мужчин и женщин. Мужские разговоры в основном ориентированы на решение задач, женские – на личные взаимоотношения. Собравшись вместе, мужчины склонны обмениваться информацией, женщины – делиться своими жизненными проблемами и давать друг другу советы. Среди студентов-первокурсников 5 из 10 мужчин и 7 из 10 женщин говорят, что это очень важно – «помогать тем, кто попал в беду».
Женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав 125 исследований восприимчивости невербальных команд, Джудит Холл обнаружила следующее: в целом женщины превосходят мужчин в расшифровке сообщений, заложенных в эмоциях окружающих. Например, после демонстрации двухсекундного отрывка немого кинофильма, во время которого на экране демонстрировали огорченное лицо героини, женщины более точно определяли, что она делала: критиковала кого-то или обсуждала свой развод.
Женщины более искусны в невербальном выражении эмоций, сообщает Холл. С особой очевидностью это проявляется при выражении позитивных эмоций, добавляют Эрик Коатс и Роберт Фельдман. Они записывали на видеопленку поведение и лица людей в различные моменты жизни: счастливые, печальные, рассерженные. Когда эти видеоклипы прокручивались беззвучно, наблюдатели более точно определяли, что демонстрируются именно счастливые моменты жизни, если героями были женщины (мужчины гораздо искуснее в выражении гнева).
Свойственный мужчинам стиль общения укрепляет их авторитет в обществе. В обыденных разговорах мужчины чаще выступают как люди, наделенные властью: говорят с нажимом, перебивают собеседника, трогают его руками, смотрят прямо в глаза, реже улыбаются. Женщинам свойственны более косвенные методы воздействия на собеседника: они реже перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны. [8]
Характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия, также коррелируются с гендерными стереотипами; образ женщины и здесь весьма многообразен и содержит оценки с разными знаками. Обычно как позитивные оцениваются такие «женские» качества как жертвенность, мягкосердечие, заботливость, дружелюбие, тактичность, вежливость, чувствительность к эмоциям другого, склонность к проявлению чувств, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям. Среди негативных характеристик — непостоянство, ненадежность, хитрость, болтливость, ворчливость, одержимость идеей завести семью, трусость. В мужском стереотипе присутствуют как прямота — так и коррелирующие с ней бестактность, грубость, резкость; как самообладание, надежность, взвешенность – так и черствость, эгоизм, бесчувственность, жестокость; как справедливость – так и отсутствие милосердия и жалости.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что уровень общительности будет зависеть от пола человека.
1.3. Ношение очков
У каждого из нас есть своя узенькая тропка, которая тянется за нами из детства, и бредут по ней наши комплексы. Причины комплексов могут быть самыми разными, но начало их обычно лежит в детском возрасте. В эту пору у человека начинает формироваться самооценка, его мироощущение, его представления о мире, самом себе и окружающих людей. И если в раннем детстве ребенок общается лишь с узким кругом любящих его взрослых, то, вступив в коллектив, будь то садик, или же школа, ребенок начинает сравнивать себя со своими сверстниками. В этот момент маленький человек начинает понимать, что людей вокруг много и все они разные. Хуже приходится тому, кто имеет какие-то отличия от остальных детей, поскольку сравнивает не только он, сравнивают и его. Дети в массе своей жестоки. Метко подмечая малейшие признаки «непохожести» одного с другими, они придирчиво проверяют на прочность характер этой «белой вороны». [10]
«У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!». Любому, кто носит очки, с детства знакома эта дразнилка. Равно как и множество других, прочно поселившихся в детском фольклоре. Одно из «незабываемых впечатлений» школьного детства любого «очкарика» - бесконечные дразнилки. В этой ситуации особенно трудно приходится мальчикам. Ношение очков всегда ассоциируется с физической слабостью, поэтому каждому из них приходится прорываться через стереотип «отличника» – мальчика в очках, не интересующегося спортом и занятого постоянной зубрежкой. [12]
Психолог Мария Осорина считает, что «обзывание это всегда испытание детского Я на психологическую прочность». Это и способ вступить в контакт, и возможность продемонстрировать себя, свои способности и заодно проверить «противника» - как он будет реагировать на дразнилки, на что окажется способен. В результате определяется место ребенка в социально-психологической иерархии группы. Кто-то будет лидером, а кто-то «изгоем». Это явление неизбежное, как на этапе формирования новой группы, так и при адаптации в группе нового ребенка.
Многие проблемы, связанные с обзыванием и дразнилками в школе можно решить одним лишь правильным отношением родителей ребенка к ношению очков. Часто родители, узнав о том, что ребенку необходимо носить очки, сами впадают панику, порождая тем самым в подсознании ребенка чувство ущербности и неполноценности. А когда «очкарик» приходит в класс, там всегда найдутся желающие проверить на прочность его уверенность в себе.
Если же родители воспримут факт ношения очков как необходимость, как факт, лишенный негативных эмоций, то и ребенку передастся их спокойное отношение к этому вопросу. Очень трудно дразнить того, кто уверен в собственной неотразимости и красоте, кто знает, что его лицо украшает модный аксессуар. Иногда достаточно только одной фразы авторитетного для детей взрослого, чтобы пресечь их попытки унизить другого или примирить с особенностями чужой внешности. Взрослый человек, чьим мнением ребенок дорожит, как бы между делом может сказать: «Тебе так идет эта оправа, с очками ты выглядишь солиднее». Но в голосе говорящего не должно быть ни одной нотки фальши, иначе можно только усугубить обиду. [11]
Как бы не были неприятны дразнилки, как бы не пытались бороться с ними педагоги и взрослые, есть один положительный момент - ребенок, прошедший испытание обзывалками, приобретает ценный коммуникативный опыт. Он знает, что на свете всякое бывает, знает, что нельзя расстраиваться, что надо держать себя в руках. Совершенствуется саморегуляция, ребенок научается самостоятельно находить нужные слова в соответствии с особенностями той конкретной ситуации, в которой он находится здесь и сейчас. Вдобавок к этому - ребенок учится различать мотивы нападавших (агрессия, шутка или включение в группу). [10]
Таким образом, мы можем предположить, что существует связь между ношением очков и уровнем общительности.
Глава II. Программа исследования влияния пола и ношения очков на уровень общительности
Цель нашего экспериментального исследования – установить влияют ли пол и ношение очков на уровень общительности.
Предметом экспериментального исследования является влияние пола и ношения очков на уровень общительности. Объектом экспериментального исследования является уровень общительности юношей и девушек.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1. ношение очков понизит общительность людей с высоким уровнем общительности;
2. при ношении очков общительность у юношей понизится больше, чем у девушек.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование и характеристику уровня исследованности проблемы нашей работы.
2. Выделить экспериментальные переменные исследования и способы их контроля;
3. Выделить способы формирования экспериментальных групп;
4. В соответствии с переменными определить план экспериментального исследования;
5. Подобрать методики на определение уровня общительности;
6. Учитывая объем выборок и шкалу измерений подобрать необходимые методы статистической обработки данных;
Методы изучения: факторный эксперимент для двух независимых переменных и одной зависимой.
Правильное выполнение поставленных задач позволит проверить выдвинутые гипотезы.
2.1. Переменные исследования и их контроль
В нашем экспериментальном исследовании выделяются следующие переменные:
Контролируемые переменные:
1. Независимые переменные:
В нашей работе проверяется роль двух параметров, влияющих на наш взгляд, на уровень общительности. Это пол и ношение очков. Пол испытуемых является условной независимой переменной, поскольку не варьируется активно, а является условием формирования экспериментальных групп. Контроль данной независимой переменной осуществляется методом контроля групп.
Вторая независимая переменная – это ношение очков. Данная переменная можно активно варьируется (т.е. имеет ли место ношение очков или не имеет).
2. Зависимая переменная – общительность, на которую мы и собираемся оказывать экспериментальное воздействие. Уровень общительности выбирается высокий. Выявляются значения зависимой переменной соответствующие данному уровню общительности и отличные от него.
3. Дополнительными переменными могут быть: возраст, уровень образования, общей культуры, интеллекта испытуемых и еще многие факторы. Такие индивидуальные особенности испытуемых контролируются через контроль состава экспериментальных групп, с помощью стратегии попарного дизайна. Так же это могут быть физические параметры экспериментальной ситуации (шумы, освещение, интерьер). Переменные контролируются за счет элиминации, создания константных условий.
Не контролируемые переменные:
Побочные:
- физическое состояние испытуемого (самочувствие, настроение). Контролируется при помощи самоотчета испытуемого;
- личностные характеристики испытуемых (коммуникативные способности, тревожность и др.).
- влияние личности экспериментатора. Данную переменную можно контролировать путем привлечения к проведению исследования экспериментаторов, не знающих целей исследования. Но в любом случае влияние экспериментатора полностью неустранимо.
- влияние личности испытуемого. Контроль данной переменной может осуществляться с помощью «метода обмана», когда испытуемым сообщается ложные цель и гипотезы исследования.
Так же побочными переменными может быть сам факт включения индивида в экспериментальную группу, оказания на него влияния, то, что он участвовал в данном мероприятии. Также к побочной переменной можно отнести фактор времени.
Способом контроля переменных является балансировка. [2]
2.2. Формирование экспериментальных групп
При формировании экспериментальных групп мы должны соблюсти три критерия:
1. содержательный критерий;
2. критерий эквивалентности испытуемых;
3. критерий репрезентативности.
Чтобы учесть содержательный критерий (операциональную валидность), мы будем подбирать экспериментальную группу, исходя из предмета и гипотезы нашего исследования.
Отбор испытуемых производится с помощью стратегии попарного дизайна. Этот метод конструирования групп состоит в следующем. Для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный (похожий) ему, и они распределяются по разным группам. Соответственно обе группы становятся похожими по составу испытуемых.
Данный метод позволяет снизить влияние на результаты эксперимента индивидуальных различий между испытуемыми.
Именно стратегия подбора эквивалентных пар обеспечивает наибольшую внешнюю и внутреннюю валидность эксперимента, индивидуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются максимально.
Таким образом, учитывая критерий эквивалентности испытуемых, получаем экспериментальную выборку, в которую входят юноши и девушки в возрасте 16-17 лет (мы посчитали целесообразным в качестве испытуемых взять учеников одиннадцатых классов), добровольно согласившихся участвовать в эксперименте, с высоким уровнем общительности (т.к. низкий уровень общительности понижать бессмысленно) и не носящих очки. Отбор испытуемых осуществляется на основании возрастных рамок и берется дотрудовая стадия социализации – обучение в школе.
Учитывая критерий репрезентативности, мы должны понимать, что результаты эксперимента мы не сможем перенести на всю генеральную совокупность; это влияние на внешнюю валидность эксперимента надо учесть при анализе данных.
Как способ контроля внешних переменных был заявлен способ балансировки, то есть должны быть сформированы эквивалентные экспериментальным контрольные группы.
Отбор испытуемых производится с помощью стратегии попарного дизайна. Так в контрольных и экспериментальных группах окажутся эквивалентные по значимым для эксперимента параметрам испытуемые. [2]
Для того, чтобы в группы отобрать испытуемых (юношей и девушек) в возрасте 16-17 лет с высоким уровнем общительности, нам необходимо провести среди людей данной возрастной категории и половой принадлежности и не носящих очки тест на определение уровня общительности. В соответствии с этим и будет происходить отбор подходящих для эксперимента людей.
Таким образом, для проведения нашего эксперимента мы получаем следующие группы:
экспериментальные:
1). 5 юношей с высоким уровнем общительности;
2). 5 девушек с высоким уровнем общительности;
и две контрольные группы, повторяющие по составу экспериментальные:
1). 5 юношей с высоким уровнем общительности;
2). 5 девушек с высоким уровнем общительности.
2.3 Методика экспериментального исследования
В соответствии с поставленными целью и задачами был разработан следующий план экспериментального исследования, в которое входят предварительное и итоговое тестирование («тест – воздействие – ретест»). [2] До экспериментального воздействия мы проводим предварительное тестирование на выявление уровня общительности для того, чтобы отобрать эквивалентные группы (см. приложение 1).
Само экспериментальное воздействие состоит в следующем:
– экспериментатор предоставляет участникам эксперимента, находящимся в экспериментальных группах, очки. Необходимо уточнить, что очки, выданные испытуемым, не обладают каким-либо корректирующим эффектом, а имеют обычные стекла, т.е. никаким образом не влияющие на зрение;
– участники эксперимента носят очки в течение месяца (по крайней мере, вне дома, т.е. на различных мероприятиях, гуляя и общаясь с друзьями, новыми знакомыми, в гостях, в школе и т.д.).
Повторное тестирование будет проходить по истечении месяца после экспериментального воздействия для того, чтобы, сравнивая результаты первого и второго тестов, зафиксировать изменения.
Таблица 1: структура экспериментального плана.
Экспериментальная группа | юноши | О1 – Х – О2 |
девушки | О3 – Х – О4 | |
Контрольная группа | Юноши | О5 О6 |
девушки | О7 О8 |
Где О1 – тестирование 1-й экспериментальной группы, О3 – тестирование 2-й экспериментальной группы, О5 – тестирование 1-й контрольной группы, О7 – тестирование 2-й контрольной группы (точнее тестирование проводится, когда группы еще не сформированы для отбора испытуемых в экспериментальные и контрольные группы); О2 – повторное тестирование 1-й экспериментальной группы, О4 – повторное тестирование 2-й экспериментальной группы, О6 – повторное тестирование 1-й контрольной группы, и О8 – повторное тестирование 2-й контрольной группы.
В нашем эксперименте мы изучаем изменение (понижение) уровня общительности у юношей и девушек с высоким уровнем общительности в возрасте 16-17 лет вследствие нашего экспериментального воздействия. Учитывая данные положения, для определения уровня общительности мы пользуемся методикой представленной в приложении 1: тест на выявление уровня общительности.
Таблица 2: данные эксперимента по экспериментальной и контрольной группам.
2-я переменная (пол испытуемых) | 1-я переменная (ношение очков) | Сумма | |||
воздействие есть (экспериментальная группа) | Воздействия нет (контрольная группа) | ||||
Есть эффект | Нет эффекта | Есть эффект | Нет эффекта | ||
Мужской | Группа 1 (5 чел.) | Группа 3 (5 чел.) | 10 чел. | ||
|
|
|
| ||
Женский | Группа 2 (5 чел.) | Группа 4 (5 чел.) | 10 чел. | ||
|
|
|
|
При статистической обработке данных следует выяснять значимость различий между группами 1 и 3, 2 и 4, 1 и 2.
2.4. План статистической обработки данных
План статистической обработки данных можно разделить на несколько этапов, возможность проведения каждого последующего зависит от результатов предыдущего. Разделение на этапы, обусловлено необходимостью проверки различного типа гипотез: о значимости экспериментального воздействия; о взаимном влиянии независимых переменных на зависимую, о качестве этой взаимосвязи.
Сформулируем следующие статистические гипотезы:
1. H0: нет различий в уровне общительности в контрольной и экспериментальной группах 2 и 4;
H1: есть различия в уровне общительности в контрольной и экспериментальной группах 2 и 4;
2. H0: нет различий в уровне общительности в контрольной и экспериментальной группах 1 и 3;
H1: есть различия в уровне общительности в контрольной и экспериментальной группах 1 и 3;
3. H0: нет различий в уровне общительности между экспериментальными группами 1 и 2;
H1: есть различия в уровне общительности между экспериментальными группами 1 и 2.
Все измерения зависимой переменной измеряются в дихотомической шкале, объемы всех сравниваемых выборок равны 5, и если ни одна из сопоставляемых долей признака не равняется «0», критерием для проверки всех вышеописанных гипотез можно взять многофункциональный критерий Фишера *. Используя имеющиеся данные об испытуемых, составляем четырехпольные таблицы сопряженности для критерия * (по таблице для каждой из гипотез).
Таблица 3: сопряженность признаков для групп 2 и 4
№ Группы | Есть эффект | Нет эффекта | сумма | ||
Кол-во испытуемых | % | Кол-во испытуемых | % | ||
2 |
|
|
|
| 100% |
4 |
|
|
|
| 100% |
Группа 2 – девушки с высоким уровнем общительности (экспериментальная группа). Группа 4 – девушки с высоким уровнем общительности (контрольная группа).
«Есть эффект» - уровень общительности изменился (наблюдается снижение общительности); «нет эффекта» - общительность осталась на прежнем уровне, т.е. не изменилась ни в результате экспериментального воздействия, ни с течением времени.
Таблицы сопряженности признаков для групп 1 и 3, 1 и 2 составляются аналогичным образом.
Критерий j*эмп вычисляется по формуле:
j*эмп = (j1 - j2) * √ n1*n2 /(n1+n2 ), где
j1 – угол, соответствующий большей процентной доле (в таблице);
j2 – угол, соответствующий меньшей доле (в таблице);
n1 - количество наблюдений в выборке 1;
n2 - количество наблюдений в выборке 5.
Если j*эмп ≥ 1, 64, то принимается гипотеза Н1 на 5-ти % уровне (при Р≤0,05), если j*эмп ≥ 2, 31, то гипотеза Н1 принимается на 1-% уровне значимости, т.е. при Р≤0,01. Есть различия в уровне общительности в контрольной и экспериментальной группах 2 и 4. То есть уровень общительности у девушек, носивших очки, изменился (понизился) в сравнении с девушками, не носившими очки, при изначально одинаково заданном уровне общительности.
Если j*эмп меньше табличных значений, то принимается гипотеза Н0, т.е. нет различий в уровне общительности в контрольной и экспериментальной группах 2 и 4. Уровень общительности у девушек, носивших очки, такой же, как и у девушек, не носивших очки, т.е. остался на прежнем уровне.
Аналогичным образом проверим гипотезы 2 о наличии или отсутствии различий в экспериментальной и контрольной группах с мужским составом (группы 1 и 3).
Если в первом и втором случаях принимаются гипотезы Н1 о наличии существенных различий между экспериментальными и контрольными группами, то проверяются гипотезы 3, где сравниваются экспериментальные группы с женским и мужским составом. Если принимаются гипотезы Н0 об отсутствии существенных различий между экспериментальными и контрольными группами, то проверка гипотезы 3 не имеет смысла.
Гипотезы 3 проверяются также с помощью критерия * Фишера.
Данная работа представляет собой развернутую программу конкретного экспериментального исследования, направленного на изучение влияния пола и ношения очков на уровень общительности.
Программа содержит: описания переменных исследования и способов их контроля, способов формирования экспериментальных групп, методик эмпирического исследования, плана исследования, форм представления данных, указания шкал измерения полученных данных, обоснования методик статистического анализа, представления алгоритмов их расчета.
Проведение данного эксперимента позволит доказать либо же опровергнуть выдвинутые гипотезы (в случае если все три гипотезы Н1 найдут подтверждение можно говорить о том, что пол и ношение очков влияют на уровень общительности испытуемых). В любом из исходных случаев будут получены результаты, которые помогут глубже понять изучаемую проблему.
Таким образом, в нашем исследовании была рассмотрена проблема влияния пола и ношения очков на уровень общительности.
Список литературы:
1. Берн Ш. Гендерная психология. М., 2004.
2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология, 2-е издание, «Питер», 2004.
3. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
4. Клецина И. С. Гендерная социология. http://psylib.ru/
5. Красоткина И. «По-разному или одинаково думают мальчики и девочки?». Дошкольное воспитание, №12; 2003.
6. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. М., 1976.
7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
8. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
9. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Полиздат, 1990. – 494 с.
10. Статья «Трудное детство очкариков». http://vladmama.ru/
11. Статья «Ношение очков», журнал «Твое здоровье». http://ochki.net/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского).
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями, с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратиться к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись, один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу, и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, в библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой – либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлите. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу. Предпочитаете ли вы промолчать или не вступать в разговор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Свою точку зрения (мнение, оценку) Вы излагаете лучше в письменной форме чем в устной?
Оценка ответов:
«Да»- 2 очка,
«Иногда»- 1 очко,
«Нет»- 0 очков.
Полученные оценки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относиться испытуемый.
Классификатор теста.
30-31 очков. Вы явно не коммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, не довольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой – либо сильной увлечённости Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете не охотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без не приятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достаёт, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть «рубаха-парень». Общительность бьёт из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении; бываете вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны. Серьёзная работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще всюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своём здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
24
Информация о работе Влияние пола и ношения очков на уровень общительности