Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.

2. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.

3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.

4. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА5

1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары5

1.2 Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье14

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА25

2.1 Описание методов эмпирического исследования25

2.2 Анализ результатов исследования33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44

Работа содержит 1 файл

Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.docx

— 130.08 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ  СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В  РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА5

1.1 Кризисные ситуации  в семье. Развод как результат  кризисного развития отношений  супружеской пары5

1.2 Особенности  и последствия переживания ребенком  кризисных ситуаций в семье14

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК  КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА25

2.1 Описание методов эмпирического исследования25

2.2 Анализ результатов  исследования33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка – одна из ключевых в современной психологии. Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод.

Развод - это результат  кризисного развития отношений супружеской  пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или  обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни  тысяч детей. Развод родителей с  каждым годом становится все более  вероятным событием в жизни ребенка.

Актуальность  темы исследования. Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящено достаточно много исследований, как отечественных, так и зарубежных психологов. В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю.Валлерштейн, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, В.А.Сысенко). Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие, на поведение практически не уделялось внимания. В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.

Объект исследования: личность ребенка.

Предмет исследования: особенности личности ребенка, пережившего ситуацию развода.

Гипотеза исследования: развод, как кризисной ситуации в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка и такие стержневые образования личности ребенка как представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический  анализ проблемы кризисных ситуаций  в психологии и выделить их  основные виды.

2. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.

3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.

4. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.

Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:

1.Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН).

2.Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности).

3.Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная Р.С.Пантелеевым.

4.Методика «Кинетический рисунок семьи».

База исследования: в качестве объекта исследования выступили дети в возрасте 9 – 11 лет в количестве 46 человек: экспериментальная группа 23 человека) – дети из семей, недавно переживших развод, контрольная группа (23 человека) – дети из полных семей.

ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ  СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В  РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

 

1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары

 

Рассматривая понятие  кризисных ситуаций в семье, сначала необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation - положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [29, с.217].

На протяжении всего жизненного пути человеку свойственно пребывать  в определенной жизненной ситуации, решать соответствующие проблемы. Весьма активно в психологических работах, по мнению А.В.Филиппова и С.В.Ковалева, используется понятие «проблемная  ситуация», в которой подчеркивается момент определенной новизны для  субъекта некоторых аспектов бытия  внешних условий, обстоятельств, которые  должен открыть для себя человек [28, с.212] или «кризисная ситуация».

Кризис – это происшествие, которое причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию  организации, изделия или услуги [2, с. 26]. В народе, пишет А.А.Осипова, кризисом считается негативная информация о каком-либо событии, конфликте, положении, несчастном случае и т.п.

Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие  как: смерть близкого человека, тяжелое  заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса  и т.д.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса [26, с.102]:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы  решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения  в условиях, когда эти способы  оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение  напряжения, требующее мобилизации  внешних и внутренних источников;

4) если все оказывается  тщетным, наступает четвертая  стадия, характеризуемая повышением  тревоги и депрессии, чувствами  беспомощности и безнадежности,  дезорганизацией личности.

Автор считает, что кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Кризисные ситуации выбивают человека из привычной жизненной  колеи. С одной стороны для  него - это стресс и нестабильность, с другой стороны человеку дается возможность посмотреть на свою жизнь  на данном отрезке времени как  бы со стороны, то есть привычная жизнь  представляется перед ним под  иным углом зрения и происходит оценка сложившихся обстоятельств.

В.Г.Ромек и В.А.Конторович называют основные направления, которые человек использует для выхода из кризиса:

I. Человек не намерен  мириться со сложившейся ситуацией  и тогда наблюдается: 

1) разрушение - неудовлетворённость,  подталкивает человека избегать  кризисной ситуации, через разрушение  сложившихся условий. 

2) завершение - кризисная  ситуация указывает на то, что  привычная и устоявшаяся жизненная  обстановка исчерпала себя, и  не следует зацикливаться на достигнутом, а необходимо подвести итоги, что-то довести или доделать до конца, прежде чем перейти к началу нового этапа.

По мнению авторов, оба  варианта имеют одно направление - поиск  новых возможностей, но причины, побуждающие  к действию различны.

II. Человек через размышление  рассматривает создавшуюся кризисную  ситуацию, где преобладает желание  сохранить имеющееся жизненные  обстоятельства, и тогда наблюдается: 

1) сохранение - человек делает  для себя какие-то выводы, которые  помогают ему принять данную  жизненную ситуацию и найти  приемлемые варианты выхода из  кризиса для поддержания и  дальнейшего развития имеющегося.

2) удержание - страх потери  и перемен заставляет человека  любой ценой сохранить те жизненные  условия, к которым он привык.

В этом направлении, указывают  авторы, человека побуждают к действию различные мотивации, ими он руководствуется  и применяет противоположные  методы для достижения своей цели.

III. Человек подстраивается  под сложившиеся обстоятельства, в этом случае наблюдается: 

1) изменение - человек,  принимает сложившуюся обстановку, чтобы оценить кризисную ситуацию  и найти оптимальное решение  для выхода из неё. 

2) приспособление - человек  плывёт по течению, полагаясь  на принятые решения и действия  других людей, преобладает нежелание  принимать ответственность за  последствия или неуверенность  в собственных силах. 

В этих случаях кризисная  ситуация рано или поздно приведёт человека к каким-либо жизненным  условиям, которые он будет вынужден принять, тут главное почувствовать  момент когда временное ожидание переходит в стадию постоянного  бездействия.

Как правило, человек использует в своей жизни всевозможные сочетания  данных направлений, так как жизнь  многообразна и ни одна из ситуаций не может в точности повторять  другую.

Для нашей работы значимым будет являться рассмотрение чрезвычайно сложно организованной структуры с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми, то есть семьи. В каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт или кризис. Семья невозможна без них, но в некоторых случаях они являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи.

Семья является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [1, с.24].

Р.Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению  семейных кризисов [21, с.84]:

1. Внешние затруднения  (отсутствие собственного жилья,  работы и др.).

2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя неспособность  семьи адекватно оценить и  пережить какое-либо семейное  событие, рассматриваемое ею в  качестве угрожающего, конфликтного  или стрессового (серьезная болезнь  или смерть одного из членов  семьи, супружеская измена, развод  и др.).

Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальных педагогов. С последствиями действия второй группы факторов имеют дело кризисные  психологи, врачи, психотерапевты. Факторы  третьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области  семейной психологии и психотерапии. Именно вторая и третья группа называет факторы, вызывающие ненормативные семейные кризисы.

Одним, наиболее распространенным ненормативным семейным кризисом является развод. Рассмотрим более подробно данный кризис.

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы [6, с.42]. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений сохраняются психологические последствия расставания (как правило, актуализирующиеся в связи с синдромом годовщины).

Рассмотрим ряд причин приводящих к разводу либо увеличивающих его вероятность, Л.И.Савинов и Е.В.Кузнецова называют [48, с.112]:

□ семейные сценарии, включающие конфликтные отношения либо развод родителей одного из супругов;

□ поздний или ранний возраст вступления в брак;

□ низкий уровень дифференциации супругов и размытые внешние границы  семьи, что обусловливает постоянные вмешательства в ее функционирование третьего поколения;

□ разочарование в партнере;

□ личностные особенности  одного или обоих супругов, выражающиеся в склонности к конфликтному поведению;

□ неравный уровень образования  и социального статуса супругов;

□ профессиональная занятость  женщины, в том числе «бикарьерная» семья;

Информация о работе Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка