Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа
В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.
2. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.
3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.
4. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА5
1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары5
1.2 Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА25
2.1 Описание методов эмпирического исследования25
2.2 Анализ результатов исследования33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА5
1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары5
1.2 Особенности
и последствия переживания
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА25
2.1 Описание методов эмпирического исследования25
2.2 Анализ результатов исследования33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44
ВВЕДЕНИЕ
Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка – одна из ключевых в современной психологии. Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод.
Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка.
Актуальность темы исследования. Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящено достаточно много исследований, как отечественных, так и зарубежных психологов. В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю.Валлерштейн, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, В.А.Сысенко). Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие, на поведение практически не уделялось внимания. В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Объект исследования: личность ребенка.
Предмет исследования: особенности личности ребенка, пережившего ситуацию развода.
Гипотеза исследования: развод, как кризисной ситуации в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка и такие стержневые образования личности ребенка как представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический
анализ проблемы кризисных
2. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.
3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.
4. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:
1.Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН).
2.Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности).
3.Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная Р.С.Пантелеевым.
4.Методика «Кинетический рисунок семьи».
База исследования: в качестве объекта исследования выступили дети в возрасте 9 – 11 лет в количестве 46 человек: экспериментальная группа 23 человека) – дети из семей, недавно переживших развод, контрольная группа (23 человека) – дети из полных семей.
ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары
Рассматривая понятие кризисных ситуаций в семье, сначала необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation - положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [29, с.217].
На протяжении всего жизненного
пути человеку свойственно пребывать
в определенной жизненной ситуации,
решать соответствующие проблемы. Весьма
активно в психологических
Кризис – это происшествие, которое причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию организации, изделия или услуги [2, с. 26]. В народе, пишет А.А.Осипова, кризисом считается негативная информация о каком-либо событии, конфликте, положении, несчастном случае и т.п.
Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие как: смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д.
Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса [26, с.102]:
1) первичный рост напряжения,
стимулирующий привычные
2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;
3) еще большее увеличение
напряжения, требующее мобилизации
внешних и внутренних
4) если все оказывается
тщетным, наступает четвертая
стадия, характеризуемая повышением
тревоги и депрессии,
Автор считает, что кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.
Кризисные ситуации выбивают человека из привычной жизненной колеи. С одной стороны для него - это стресс и нестабильность, с другой стороны человеку дается возможность посмотреть на свою жизнь на данном отрезке времени как бы со стороны, то есть привычная жизнь представляется перед ним под иным углом зрения и происходит оценка сложившихся обстоятельств.
В.Г.Ромек и В.А.Конторович называют основные направления, которые человек использует для выхода из кризиса:
I. Человек не намерен
мириться со сложившейся
1) разрушение - неудовлетворённость,
подталкивает человека
2) завершение - кризисная
ситуация указывает на то, что
привычная и устоявшаяся
По мнению авторов, оба варианта имеют одно направление - поиск новых возможностей, но причины, побуждающие к действию различны.
II. Человек через размышление
рассматривает создавшуюся
1) сохранение - человек делает
для себя какие-то выводы, которые
помогают ему принять данную
жизненную ситуацию и найти
приемлемые варианты выхода из
кризиса для поддержания и
дальнейшего развития
2) удержание - страх потери
и перемен заставляет человека
любой ценой сохранить те
В этом направлении, указывают авторы, человека побуждают к действию различные мотивации, ими он руководствуется и применяет противоположные методы для достижения своей цели.
III. Человек подстраивается
под сложившиеся
1) изменение - человек,
принимает сложившуюся
2) приспособление - человек
плывёт по течению, полагаясь
на принятые решения и
В этих случаях кризисная ситуация рано или поздно приведёт человека к каким-либо жизненным условиям, которые он будет вынужден принять, тут главное почувствовать момент когда временное ожидание переходит в стадию постоянного бездействия.
Как правило, человек использует в своей жизни всевозможные сочетания данных направлений, так как жизнь многообразна и ни одна из ситуаций не может в точности повторять другую.
Для нашей работы значимым будет являться рассмотрение чрезвычайно сложно организованной структуры с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми, то есть семьи. В каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт или кризис. Семья невозможна без них, но в некоторых случаях они являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи.
Семья является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.
Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [1, с.24].
Р.Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов [21, с.84]:
1. Внешние затруднения
(отсутствие собственного
2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).
3. Внутренняя неспособность
семьи адекватно оценить и
пережить какое-либо семейное
событие, рассматриваемое ею в
качестве угрожающего,
Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальных педагогов. С последствиями действия второй группы факторов имеют дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Факторы третьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области семейной психологии и психотерапии. Именно вторая и третья группа называет факторы, вызывающие ненормативные семейные кризисы.
Одним, наиболее распространенным ненормативным семейным кризисом является развод. Рассмотрим более подробно данный кризис.
Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы [6, с.42]. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений сохраняются психологические последствия расставания (как правило, актуализирующиеся в связи с синдромом годовщины).
Рассмотрим ряд причин приводящих к разводу либо увеличивающих его вероятность, Л.И.Савинов и Е.В.Кузнецова называют [48, с.112]:
□ семейные сценарии, включающие конфликтные отношения либо развод родителей одного из супругов;
□ поздний или ранний возраст вступления в брак;
□ низкий уровень дифференциации супругов и размытые внешние границы семьи, что обусловливает постоянные вмешательства в ее функционирование третьего поколения;
□ разочарование в партнере;
□ личностные особенности одного или обоих супругов, выражающиеся в склонности к конфликтному поведению;
□ неравный уровень образования
и социального статуса
□ профессиональная занятость женщины, в том числе «бикарьерная» семья;
Информация о работе Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка