Влияние семейной системы на любовные отношения

Автор: j************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:15, статья

Описание работы

В жизни каждого человека важную роль играют межличностные отношения со значимыми Другими (матерью, отцом, некоторыми членами семьи, любимым человеком и т.д.). В детстве ребенок получает максимум тепла из родительской семьи. Затем в процессе роста и развития, начиная с подросткового возраста, более значимыми становятся любовные отношения.

Работа содержит 1 файл

Влияние семейной системы на любовные отношения.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

     ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ  НА ЛЮБОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 

     Постановка  проблемы. В жизни каждого человека важную роль играют межличностные отношения со значимыми Другими (матерью, отцом, некоторыми членами семьи, любимым человеком и т.д.). В детстве ребенок получает максимум тепла из родительской семьи. Затем в процессе роста и развития, начиная с подросткового возраста, более значимыми становятся любовные отношения. Основой для их построения являются стереотипы и паттерны поведения, типы взаимоотношений, характерные для семейной системы. С этой точки зрения, любовь – это процесс, в котором принимают участие не только мужчина и женщина, но в него активно вовлечены их семьи. Их участие проявляется через осознанные или неосознанные мотивации, ожидания от партнера, внедрение родительских и семейных шаблонов, повторение их моделей поведения и т.п. Иногда партнеры видят друг в друге не мужчину и женщину, а например кого-либо из членов своей семьи, что связано с наличием семейных переплетений. Таким образом, встречаются не просто два отдельных человека, встречаются две семейные системы.

     В соответствии с взглядами М. Боуэна, если дети одобряют то, чему они являлись свидетелями в детстве, они впоследствии ищут подобные взаимоотношения. Если не одобряют, то создают нечто противоположное тому, что было в их семье, в результате оказываются на другой стороне той же медали [7]. Другими словами действует тенденция к компенсации и восполнению в партнерских отношениях недополученных в детстве любви и тепла. 

     По  данным эмпирических исследований женщины, в отличие от мужчин чаще анализируют опыт своих родителей, производят его переоценку и в большей степени осознают влияние родительской семьи на свою судьбу, в том числе партнерские отношения [7]. Кроме того, женщины в большей степени ориентированы на установление тесных отношений, потребность в самораскрытии,  им свойственны большая чувствительность и эмпатия. Поэтому исследование, представленное в статье, посвящено изучению проблемы зависимости любовных отношений женщин от их семейной системы.

     Анализ  последних исследований и публикаций. Впервые о влиянии родительской семьи на любовные отношения заговорил З. Фрейд. В соответствии  с психоаналитической теорией ранний детский опыт в значительной степени влияет на отношения и взаимодействия взрослых. Первые отношения, которые возникают в семье, являются определяющими; все последующие тем или иным образом опираются на то, как формируются и поддерживаются эти первоначальные отношения. Этот феномен Фрейд назвал переносом [6].

      И.Г. Малкина-Пых говорит, что переносом являются все отношения, поскольку человек повторяет одни и те же желания и чувства. М. Кляйн считала, что эти отношения сформировались еще на доэдиповых (оральной и анальной) стадиях психосексуального развития [4]. Э. Фромм говорит, иногда индивид переносит чувства, ожидания и страхи, которые испытывались по отношению к отцу или матери, на любимого человека [8].

      Психодинамический подход уделяет значительное внимание последствиям потери родителя. В. Волкан в своей статье говорит, что очень велика вероятность того, что дети, которые потеряли родителя до полного достижения ими подросткового возраста и если при этом в их жизни не было хороших заместителей родителей, и им не была оказана помощь в оплакивании станут вечноскорбящими. Родитель становится «утраченной нетленной» фигурой, которой всегда не хватает. Таким образом, такой индивид, будучи уже взрослым в любимом человеке или супруге станет искать утраченного родителя [1].

      М. Боуэн, основатель Теории Семейных Систем вводит термин семейная система и говорит, что семья — это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Он считает, что любовные отношения зависят от уровня дифференцированности самой личности и ее семейной системы. Дифференцированность – это способность отделять друг от друга свои мысли и чувства, эмоциональная независимость. Индивиды ищут партнера и вступают в брак с жизненными паттернами и уровнями дифференцированности, унаследованными от их родительских семей [2].

      По  Боуэну многие люди сильно эмоционально зависимы от семьи. Человек, который  убежал из нее, и человек, который  никогда ее не покидал могут быть в равной степени от нее зависимы. Чем сильней эмоциональный разрыв с его родителями, тем более  он подвержен повторению того же самого паттерна в будущих взаимоотношениях. У него могут быть интенсивные любовные взаимоотношения, которые он иногда будет считать идеальными, но паттерн физической дистанции остается частью его. Когда в любовных отношениях нарастает напряжение, он будет использовать тот же самый паттерн бегства. Он может «сбегать» от одних отношений к другим. И тогда очень интенсивные эмоциональные отношения (неважно, позитивные или негативные) будут сменяться периодами охлаждения или «внезапными» влюбленностями. Или человек может окружить себя многочисленными партнерами, и его взаимоотношения могут становиться все более кратковременными [9].

      Согласно  взглядам Б.Хеллингера, каждая семейная система обладает общей душой и общей совестью (родовой совестью). К членам семейной системы относятся: братья и сестры, родители, их братья и сестры, бабушки и дедушки, некоторые из прародителей, а также те, кто освободил место для других членов системы (например, прежние партнеры родителей или бабушек и дедушек). Он считает, что любовные отношения будут гармоничными только в случае гармоничных отношений с матерью и отцом. Хеллингер говорит о том, что тот, кто не смог принять родителей, не сможет принять и партнера. В случае, когда человек считает себя лучше своих родителей, например, если женщина считает себя лучше чем ее мать, то, согласно, Хеллингеру, она не уважает мужчин, не понимает их, и они ей на самом деле не нужны. Этим она говорит: «Я лучшая жена для отца». Тогда у нее уже есть муж и ей не нужны другие мужчины. Это может быть причиной различных проблем в партнерских отношениях. Все это происходит бессознательно. То же самое касается и мужчин, которые не уважают своего отца и неосознанно полагают, что являются лучшими мужьями для своей матери [11].

      Несмотря ни на что, дети очень сильно любят своих родителей, но иногда бывает так, что, в силу каких-либо обстоятельств ребенок разлучается с родителями, и тогда его движение любви к ним прерывается. Хеллингер называет этот процесс «прерванное движение любви». Если любовь не может прийти к цели, ребенок становится печальным или начинает злиться, иногда отчаивается. Все эти чувства являются обратной стороной любви, которая не смогла достичь цели. Когда, став взрослым, такие люди хотят с любовью приблизиться к другому, в них просыпается воспоминание о раннем опыте, и тогда они прерывают движение любви к другими людям. Таким образом, они не могут любить и ходят по замкнутому кругу [11].

      Большое влияние на любовные отношения оказывает наличие переплетений в семейной системе. При переплетении незавершенные процессы прошлого в семье неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Потомки призваны завершить незавершенное их предками: догоревать, доделать, прожить что-то за кого-то... Таким образом, человек оказывается в переплетении с судьбами предков. Переплетение возникает с исключенным членом системы, например, с прежним партнером кого-либо из родителей или бабушек, дедушек, с рано умершим, мертворожденным или абортированным ребенком, с убийцей или жертвой, с человеком, имеющим тяжелую судьбу и т.п. Другими словами, переплетение возникает с тем человеком, о котором в семье не говорят и не вспоминают, на него не смотрят, потому что бояться его судьбы. Любое переплетение влечет за собой проблемы в партнерских отношениях. Если знания о переплетении отсутствуют, или нет готовности выявить его, то неизбежны постоянные расставания с партнерами. Но расставание не является решением, потому что в следующей связи все будет точно так же. Иногда бывает, что в случаях переплетения индивид бессознательно ищет партнера, который поможет ему и его семье решить эту проблему [10].

     Описанные выше теоретические подходы основаны на психотерапевтической практике, т.е. находят свое подтверждение или берут начало в процессе психотерапии. Несмотря на это, положение о зависимости любовных отношений от семейной системы не подвергалось целенаправленным эмпирическим исследованиям. Отсюда вытекает актуальность данной проблемы, которая заключается в необходимости эмпирического обоснования теоретических положений о зависимости любовных отношений от  семейной системы. Помимо этого, она является актуальной, потому что касается каждого человека, т.к. каждый в какой-то мере, возможно, бессознательно, ощущает влияние своей родительской семьи (зачастую негативное) на свою жизнь, в том числе любовные отношения. Осознание и понимание отрицательного воздействия со стороны семейной системы ведет к его преодолению и построению гармоничных любовных, а в дальнейшем и супружеских отношений. 

     Объектом исследования являются межличностные отношения со значимыми Другими.

     Предмет исследования –  особенности любовных отношений женщин в зависимости от их семейной системы.

     Цель  исследования состоит в выявлении взаимосвязи особенностей любовных отношений женщин с факторами их семейной системы.

     В основу гипотезы исследования были положены теоретические взгляды З.Фрейда о феномене переноса и о повторении паттернов поведения, характерных для семьи в партнерских отношениях; представления М. Боуэна о влиянии семейной ситуации и семейной истории на любовные отношения; идеи Б. Хеллингера о зависимости партнерских отношений от детско-родительских отношений и наличия семейных переплетений.

     В качестве гипотезы исследования выступило предположение о зависимости особенностей любовных взаимоотношений от семейной системы у женщин, а именно:

- любовные отношения зависят от семейной ситуации и воспитания в детском возрасте;

- в построении любовных отношений могут проявляться две основные тенденции: паттерны позитивных отношений сложившиеся в семейной системе переносятся в партнерские отношения, либо происходит компенсация негативных отношений и недостатка любви в родительской семье;

- на любовные отношения оказывает негативное влияние наличие в семейной системе таких психотравмирующих ситуаций как разводы, аборты, ранние смерти, тяжелые судьбы кого-либо из ее членов.

     Основной  материал и результаты исследования. Выборку исследования составили 55 женщин в возрасте от 19 до 38 лет. Все они являются студентами-психологами.

     Для решения эмпирических задач исследования нами был составлен комплекс психодиагностических методик.

     С целью изучения взаимоотношений в родительской семье и особенностей любовных отношений нами была составлена анкета, включающая в себя 62 вопроса закрытой и открытой формы.

     Для исследования особенностей семейной системы  мы использовали Биографический опросник (Бетшер, Янгер, Лишер) и метод построения генограммы (М.Боуэн) [5]. Любовные отношения изучались нами с помощью методики «Типы значимых отношений» А.А.Кроника и Е.А.Кроник, основанной на выделенных  ими типах взаимоотношений со значимыми Другими и психологической игре «Интрига», также разработанной ими [3].

     На  основании показателей использованных методик мы выделили следующие критерии, по которым испытуемые были разделены на две группы: тип взаимоотношений в родительской семье; наличие трудностей в отношениях с матерью или отцом; воспитание и семейная ситуация в детстве; наличие таких психотравмирующих моментов как смерть одного  или обоих родителей, развод в родительской или прародительской системе, абортированные дети, ранние смерти, тяжелые судьбы кого-либо из членов семьи, а также первые браки или связи родителей, бабушек и дедушек. В случае конфликтных или отчужденных отношений, большом количестве трагических для семьи событий, неврозогенном типе воспитания, испытуемые относились к группе с отрицательными взаимоотношениями и неблагоприятной ситуацией в семейной системе. В случае же близких теплых отношений, отсутствия или единичных травмирующих событий, благоприятном, адекватном воспитании испытуемые относились к группе с положительными взаимоотношениями и благоприятной ситуацией в семейной системе. Соответственно в первую группу вошли 43,6 %, а во вторую – 56,4% испытуемых.

     По  данным анкеты, методики «Типы значимых отношений» А.А.Кроник и Е.А.Кроник и методу построения генограмм было установлено, что между группами испытуемых нет значимых различий в особенностях построения любовных отношений.

     Как в группе с тесными, близкими отношениями в семье, так и в группе с отчужденными или конфликтными отношениями, отношения с партнером у большинства испытуемых являются устойчивыми и стабильными (74,2% и 66,6% соответственно). Женщины из обеих групп указывают на то, что их любовные отношения преимущественно приносят им радость и удовлетворение (77,4% и 70,8%).

Информация о работе Влияние семейной системы на любовные отношения