Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:00, реферат
Процесс самовоспитания наиболее активно протекает  в подростковом, старшем школьном возрасте. Основную роль в организации  самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе. 
Невозможно оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание, это две стороны одного и того же процесса, имеющий одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка было бы проблематично без педагогического воспитания. 
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания.
Введение.
Процесс 
самовоспитания наиболее активно протекает 
в подростковом, старшем школьном 
возрасте. Основную роль в организации 
самовоспитания подростка играет педагогическое 
воспитание в школе. 
Невозможно оторвать друг от друга понятия 
воспитание и самовоспитание, это две 
стороны одного и того же процесса, имеющий 
одни и те же цели. Как воспитание невозможно 
организовать без самовоспитания объекта 
воспитательного процесса, так и самовоспитание 
школьника-подростка было бы проблематично 
без педагогического воспитания. 
В настоящее время в науке накоплен достаточный 
фактический материал, позволяющий проникнуть 
в суть процесса самовоспитания. Механизм 
самовоспитания имеет следующие особенности: 
подросток выбирает цели жизни, идеалы 
в соответствии с общественными критериями, 
готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется 
в коллективной деятельности по улучшению 
окружающего мира. 
Можно выделить следующие параметры самовоспитания: 
  направленность, т.е. мотивы работы над 
собой. 
  содержание (умственное, физическое, нравственное, 
трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, 
комплексное). 
  устойчивость (случайное, эпизодическое, 
постоянное). 
эффективность в формировании личности 
(выполняет функции главные и вспомогательные). 
Рассматривая проблему влияния самовоспитания 
характера, необходимо коснутся самого 
процесса воспитания,  и естественно 
того, что может помочь подростку "самовоспитать" 
себя в гармоничную личность. Для выяснения 
этих и других вопросов касающихся темы 
данной курсовой работы была использована 
педагогическая, психологическая, и научно-популярная 
литература. Такой выбор разнообразной 
литературы обусловлен тем, что данная 
тема не может быть рассмотрена только 
в рамках педагогики или только психологии, 
слишком обширный круг проблем она затрагивает. 
1. Общее понятие о характере.
 В 
буквальном переводе с 
2. Черты характера
Характер 
- это неразрывное целое. Но изучить и понять 
такое сложное целое, как характер, нельзя, 
не выделив в нем отдельных сторон или 
типичных проявлений (черт характера). 
Общие черты характера проявляются в отношениях 
личности к общественным обязанностям 
и долгу, к людям, к самой себе. Отношение 
к общественным обязанностям и долгу, 
прежде всего проявляется в отношении 
личности к общественному труду. В этой 
связи выявляются такие черты характера, 
как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, 
бережливость, и противоположные им - леность, 
небрежность, пассивность, расточительство. 
Отношение человека к труду оказывает 
решающее влияние на формирование его 
других личностных качеств. Д. И. Писарев 
писал: "Характер закаляется трудом, 
и кто никогда не добывал себе собственным 
трудом насущного пропитания, тот в большей 
части остается навсегда слабым, вялым 
и бесхарактерным человеком". Отношение 
к людям наглядно выступает в таких чертах  
характера, как общительность, вежливость, 
доброжелательность и т. п. Антиподами 
этих черт являются замкнутость, бестактность, 
недоброжелательность. Как утверждал 
В. Гюго, "у каждого человека три характера: 
тот, который ему приписывают; тот, который 
он сам себе приписывает; и, наконец, тот, 
который есть в действительности". В 
целях выяснения сути своего характера 
человеку полезно знать мнение о себе 
коллектива, в котором он работает и проводит 
значительную часть своей жизни. И прежде 
всего то, насколько упорядочены у него 
отношения с людьми, насколько он нужен 
людям, насколько он авторитетен среди 
них. Отношение к самому себе проявляется 
в самооценке своих действий. Трезвая 
самооценка - это одно из условий совершенствования 
личности, помогающих вырабатывать такие 
черты характера, как скромность, принципиальность, 
самодисциплина. Отрицательными чертами 
характера являются повышенное самомнение, 
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий 
этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, 
невольно создает в нем предконфликтные 
и конфликтные ситуации. Нежелательна 
и другая крайность в характере человека: 
недооценка своих достоинств, робость 
в высказывании своих позиций, в отстаивании 
своих взглядов. Скромность и самокритичность 
должны сочетаться с обостренным чувством 
собственного достоинства, основанном 
на сознании действительной значимости 
своей личности, на наличии известных 
успехов в труде на общую пользу. Принципиальность 
- одно из ценных личностных качеств, придающих 
характеру деятельную направленность.  
3. Волевые черты характера.
 Под 
волей понимается сложный 
пути 
воспитания характера Необходимым 
условием воспитания характера является 
формирование мировоззрения, убеждений, 
и идеалов. Мировоззрением определяется 
направленность человека, его жизненные 
цели, устремления, из мировоззрения вытекают 
моральные установки, которыми люди руководствуются 
в своих поступках. Задача формирования 
мировоззрения, убеждений должна решаться 
в единстве с воспитанием определенных 
форм поведения, в которых могла бы воплотиться 
система отношений человека к действительности. 
Поэтому для воспитания общественно ценных 
черт характера необходима такая организация 
игровой, учебной, трудовой деятельности 
ребенка, при которой он бы мог накопить 
опыт правильного поведения. В процессе 
формирования характера надо закреплять 
не только определенную форму поведения, 
но и соответствующий мотив этого поведения, 
но и соответствующий мотив этого поведения, 
ставить детей в такие условия, чтобы их 
практическая деятельность соответствовала 
их идейному воспитанию, чтобы они применяли 
на практике усваиваемые принципы поведения. 
Если условия, в которых жил и действовал 
ребенок, не требовали от него, например, 
проявления выдержки или инициативности, 
то соответствующие черты характера у 
него и не выработаются, какие бы высокие 
моральные идеи ни прививались ему словесно. 
Нельзя воспитать мужественного человека, 
если не поставить его в такие условия, 
когда бы он мог и должен был проявить 
мужество. Воспитание, устраняющее все 
трудности на жизненном пути ребенка, 
никогда не может создать сильного характера. 
Важнейшим средством воспитания характера 
является труд. В серьезном и общественно 
значимом труде, связанном с преодолением 
трудностей, воспитываются лучшие черты 
характера - целеустремленность, коллективизм, 
настойчивость.   Важнейшее условие правильной 
организации воспитательных мероприятий 
- тесная согласованность учебно-воспитательной 
работы школы с соответствующими влияниями 
семьи. На воспитание характера влияют 
литература и искусство. Образы литературных 
героев и их поведение часто служат для 
школьника своеобразным образцом, с которым 
он сравнивает свое поведение. На воспитание 
характера влияет и личный пример воспитателя, 
будь то родите ли или педагоги. То что 
делают воспитатели, часто гораздо больше 
влияет на жизнь ребенка, чем то, что они 
ему говорят. Как учитель относится к работе, 
как он следует общественным нормам поведения, 
владеет ли собой и своими чувствами, каков 
стиль его работы - все это имеет огромное 
значение для воспитания характера детей. 
Важную роль в формировании характера 
играет живое слово учителя, воспитателя, 
с которым он обращается к ребенку. Значительное 
место занимают, в частности, этические, 
или моральные, беседы. Их цель - формировать 
у детей правильные моральные представления 
и понятия. Для более старших школьников 
один из путей формирования характера 
- самовоспитание. Однако и у младших школьников 
учитель должен воспитывать стремление 
изжить у себя те или иные недостатки, 
нежелательные привычки, выработать полезные 
привычки. Особенно важна необходимость 
индивидуального подхода в воспитании 
характера. Индивидуальный подход требует 
выбора и осуществления таких воспитательных 
мероприятий, которые соответствовали 
бы особенностям личности школьника и 
состоянию, в котором он в данное время 
находится. Совершенно необходимо принимать 
во внимание мотивы поступков, так как 
различия в мотивах определяют и различия 
в воспитательных мероприятиях, которые 
должны быть осуществлены учителем в ответ 
на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный 
подход требует опоры на то положительное, 
что уже есть у каждого ребенка в области 
его интересов, отношений к людям, к отдельным 
видам деятельности и т. д. Всемерно развивая 
уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные 
поступки, педагог легче может добиться 
преодоления отрицательных черт характера 
у детей.  Для того чтобы воспитывать характер 
школьника с учетом его индивидуальных 
особенностей, следует хорошо знать их, 
т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность 
ученика. Изучение ребенка - сравнительно 
длительный процесс. Только хорошее знание 
учащегося позволит наметить индивидуальные 
мероприятия по его дальнейшему воспитанию 
или перевоспитанию и приведет к желаемым 
результатам. Впервые встречаясь с учениками 
в самом начале первого года обучения, 
учитель должен внимательно наблюдать 
их, побеседовать с родителями об условиях 
и некоторых особенностях развития ребенка, 
о проявлениях его характера. На основании 
наблюдений и бесед необходимо составить 
определенную программу формирования 
характера ребенка с учетом его индивидуальных 
особенностей. 
4. Определение самовоспитания
 
Самовоспитание - это процесс усвоения 
человеком опыта предшествующих 
поколений посредством 
Воспитание и самовоспитание личности 
во многом сводится к постепенному формированию 
готовности реагировать на что-либо должным 
образом, иными словами, к формированию 
установок, полезных для человека и для 
общества. Уже в раннем детстве родители 
сознательно и бессознательно формируют 
образцы поведения, установки: "Не плачь 
- ты мужчина", "Не пачкайся - ведь 
ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает 
эталоны "хорошего - плохого". И к 
тому возрасту, когда мы начинаем себя 
осознавать, мы находим у себя в психике 
массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, 
установок, которые оказывают влияние 
и на усвоение новой информации, и на отношение 
к окружающему. Эти часто неосознаваемые 
установки действуют на человека с огромной 
силой, заставляя воспринимать и реагировать 
на мир в духе установок, усвоенных с детства. 
В понятии "самовоспитание" педагогика 
описывает внутренний духовный мир человека, 
его способность самостоятельно развиваться. 
Внешние факторы - воспитание - лишь условия, 
средства их пробуждения, приведения в 
действие. Вот почему философы, педагоги, 
психологи утверждают, что именно в душе 
человека заложены движущие силы его развития. 
В процессе воспитания необходимо побудить 
подростка к осуществлению самовоспитания. 
Сам ребенок активен уже с рождения, он 
рождается со способностью к развитию. 
Он не сосуд, куда "сливается" опыт 
человечества, он сам способен этот опыт 
приобретать и творить что-то новое. Поэтому 
основным душевным фактором развития 
человека является самовоспитание. 
Самовоспитание - деятельность человека, 
направленная на изменение своей личности 
в соответствии с сознательно поставленными 
целями, сложившимися идеалами и убеждениями. 
Самовоспитание предполагает определенный 
уровень развития личности, ее самосознания, 
способности к ее анализу при сознательном 
сопоставлении своих поступков с поступками 
других людей. Отношение человека к своим 
потенциальным возможностям, правильность 
самооценки, умение видеть свои недостатки 
характеризуют зрелость человека и являются 
предпосылками организации самовоспитания. 
Самовоспитание предполагает использование 
таких приемов, как самообязательство; 
самоотчет; осмысление собственной деятельности 
и поведения; самоконтроль. 
Самовоспитание осуществляется в процессе 
самоуправления, которое строится на основе 
сформулированных человеком целей, программы 
действий, контроля за выполнением программы, 
оценки полученных результатов, самокоррекции. 
К методам самовоспитания относятся: 1) 
самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование. 
Самопознание включает: самонаблюдение, 
самоанализ, самооценивание, самосравнение. 
Самообладание опирается на: самоубеждение, 
самоконтроль, самоприказ, самовнушение, 
самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. 
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, 
самоободрение, самопоощрение, самонаказание, 
самоограничение. 
Подросток не выступает в качестве пассивного 
объекта воспитательных воздействий. 
У него формируется внутренняя позиция 
к этим воздействиям, в зависимости от 
которой он может или активно работать 
над своим совершенствованием (саморазвитием) 
или оставаться пассивным. 
Понимание указанных положений привело 
к тому, что все воздействия и влияния, 
которые сказываются на развитии личности, 
стали подразделять на две группы - внешние 
и внутренние. Средовые влияния и воспитание 
относятся к внешним факторам личностного 
развития человека. Природные склонности, 
способности и задатки, а так же вся совокупность 
его чувств и переживаний, которые возникают 
по влиянием внешних воздействий, относятся 
к внутренним факторам. 
С этой точки зрения должно быть понятно, 
что воспитание играет определяющую роль 
в развитии личности только при условии, 
если оно оказывает положительное влияние 
на внутренние стимулирование ее активности 
в работе над собой. Именно эта активности 
и собственное стремление растущего человека 
к своему совершенствованию в конечном 
итоге и определяют его личностное развитие. 
Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть, 
- что процесс развития личности по существу 
приобретает характер саморазвития. Л.Н. 
Толстой сравнивал развитие человека 
с тем, как растет плодовое дерево, ведь 
в буквальном смысле не человек его выращивает 
- оно само растет. Он только создает условия 
и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет 
почву, когда нужно поливает, уничтожает 
вредителей. 
1.3. Самовоспитание - высшая форма самоуправления. 
Психологические предпосылки самовоспитания.  
В условиях интенсивного общественного 
развития возрастает роль нравственных 
начал во всей жизни общества. В мире существует 
единодушное мнение о том, что нравственный 
идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания 
нужен эталон нравственно воспитанной 
личности, который должен соответствовать 
следующим показателям: 
трудолюбие; творческое отношение к труду; 
высокая культура поведения. 
Работа по нравственному самовоспитанию 
результативна при системном подходе, 
предполагающем педагогическую диагностику; 
использование разнообразных методов 
самовоспитания; включение самого себя 
в социальные и внутри коллективные отношения; 
интенсивное привлечение к деятельности 
с учетом имеющихся у себя положительных 
качеств и способностей; формирование 
объективной самооценки; обучение методике 
самостимуляции положительного поведения 
(самовнушение, самоодобрение, самоосуждение). 
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания 
определяются появлением нового вида 
деятельности - учения. Оно направлено 
на развитие волевых качеств, ответственности, 
коллективизма и связано с приучением 
ребенка к регулярному и добросовестному 
выполнению учебных заданий. 
Существуют правила способствующие самовоспитанию: 
Пять "надо": 
1. Всегда помогать родителям. 
2. Выполнять требования учителей учиться 
добросовестно. 
3. Быть честным. 
4. Подчинять личные интересы коллективным. 
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность. 
Пять "можно": 
1. Веселиться и играть, когда работа сделана 
на "отлично". 
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за 
что ты обидел сам. 
3. Не унывать при неудачах; если упорен, 
все равно получится ! 
4. Учиться у других, если они лучше тебя 
трудятся. 
5. Спрашивать, если не знаешь, просить 
помочь, если не справляешься сам. 
Это нужно тебе самому! 
1. Быть честным! Сила человека в правде, 
слабость его - ложь. 
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач 
в новом деле. Кто упорен, тот из неудач 
создаст успех, из поражений выкует победу. 
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе 
будут хорошо относиться, если ты к другим 
хорошо относишься. 
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся 
утренней гимнастикой, закаляйся, мойся 
до пояса холодной водой каждый день, следи 
за чистотой рук, час в день выделяй на 
прогулки и еще час отдай труду или спорту. 
5. Быть внимательным, тренировать внимание! 
Хорошее внимание оберегает от ошибок 
в учении и неудач в игре, труде, спорте. 
Этого делать нельзя! 
1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать 
младших. 
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они 
тебя самого уничтожат. Будь сильней своих 
слабостей. 
4. Проходить мимо, когда рядом обижают 
малыша, издеваются над товарищем, нагло 
лгут в глаза честным людям. 
5. Критиковать других, если сам страдаешь 
подобным же недостатком. 
Пять "хорошо": 
1. Уметь владеть собой (не теряться, не 
трусить, не выходить из себя по пустякам) 
2. Планировать каждый свой день. 
3. Оценивать свои поступки. 
4. Сначала думать, а потом делать. 
5. Браться вначале за самые трудные дела. 
В.Гете утверждал: "Умный человек не 
тот, кто много знает, а кто знает самого 
себя". 
Что дает человеку знание самого себя? 
1.Объективно оценить себя, свои возможности 
и способности. Исходя из этого, определить 
цели жизни. 
2.Не допускать ошибок, разочарований, 
необоснованных претензий, крушения жизненных 
планов. 
3. Определить свое призвание, безошибочно 
выбрать профессию. 
4.Не претендовать на особое внимание к 
себе со стороны окружающих; скромность 
и достоинство - показатели объективной 
самооценки. 
5. Искать причины неприятности в себе, 
а не в других. 
Пути самопознания: 
1. Судите о себе по делам. Успех в работе 
- это показатель ваших достоинств, неудачи 
- характеризуют ваши слабости и недостатки. 
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, 
кто хуже, а с теми, кто лучше вас. 
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:  
  если критикует один - задумайтесь, 
  если два - проанализируйте свое поведение, 
  если три - переделывайте себя. 
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о 
вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, 
чем к другим. Враг ваших недостатков - 
ваш друг. 
Цель самовоспитания исходит из мотивов, 
побуждающих к работе над собой и желаний, 
стремлений человека. Без цели не может 
быть начато ни одно дело, в том числе и 
самовоспитание. Но надо иметь, конечно, 
достаточно здорового смысла, чтобы ставить 
себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, 
нереальные надежды могут привести к обратному 
эффекту, к неуверенности в своих силах. 
Каждый из нас может составить список 
черт, которые следовало бы усилить, и 
список черт, которые следовало бы ослабить 
или искоренить. Искоренение недостатков, 
как и выработка желаемых качеств характера 
и способностей может быть целью самовоспитания. 
Молодежь сегодня оказалась в кризисной 
ситуации. Вместе с крушением системы 
общественного строя и нравственных идеалов, 
рухнули многие традиционные нормы и способы 
поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся 
вечными, критерии жизни. 
Происходит резкая переоценка ценностей. 
Молодежи приходится адаптироваться к 
быстро меняющимся условиям жизни. Меняются 
нравственные идеалы и ценности. Все эти 
факторы оказывают значительное, не всегда 
позитивное, влияние на личность человека. 
По этому, если убедить человека в необходимости 
самовоспитания и помочь им в его организации, 
то процесс формирования личности будет 
протекать более эффективно. 
Из жизненного опыта вынесена необходимость 
каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, 
а значит, была вынесена и теория самовоспитания. 
Но, так как все в мире пребывает в непрерывном 
развитии, то, естественно, нуждается в 
своей дальнейшей корректировке.