5. Воспитание как 
целенаправленный процесс 
5.1 Сущность процесса 
воспитания 
       
Воспитательный процесс в средней школе 
является частью широкого процесса формирования 
личности, который объединяет как обучение 
и воспитание в школе, так и воспитание 
в семье, и воздействие микросреды, социального 
окружения ребенка. Процесс воспитания 
менее изучен, хотя он имеет свои особенности 
и представляется в известном смысле более 
сложным, чем обучение. Психологическая 
сущность процесса воспитания состоит 
в переводе ребенка из одного состояния 
в другое, и с позиций психологии воспитание 
есть процесс интериоризации, то есть 
перевода внешнего по отношению к личности 
опыта, знаний, ценностей, норм, правил 
во внутренний психический план личности, 
в ее убеждения, установки, поведение. 
Благодаря воспитанию и складывается 
собственно психологическая структура 
личности. 
      С 
точки зрения педагогики, процесс 
воспитания - сознательно организуемое 
взаимодействие педагогов и воспитанников, 
организация и стимулирование активной 
деятельности воспитуемых по овладению 
ими социальным и духовным опытом, ценностями, 
отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении 
подчеркивается активная деятельность 
объекта воспитания, школьника. В нем отражается 
личностно-деятельностный подход к воспитанию, 
принятый в отечественной теории. Следует 
избегать понимания воспитания как одностороннего 
действия на личность, это ведет к манипулированию 
личностью. 
      Современная 
теория считает, что воспитание 
состоит не в прямом воздействии, 
а в социальном взаимодействии 
педагога и воспитанника. Процесс 
реализуется через организацию деятельности 
детей, результат действий педагога выражается 
в качественных сдвигах в сознании и поведении 
школьника. Современную отечественную 
концепцию воспитания характеризуют понятия: 
взаимодействие, сотрудничество, воспитательные 
отношения, педагогическая ситуация, социальная 
ситуация развития. По существу, воспитывать 
это значит организовывать содержательную 
жизнь и развивающую деятельность детей 
совместно со взрослыми, где у тех и других 
будут свои роли, цели, взаимные отношения. 
      Воспитательный 
процесс носит многофакторный характер: 
на становление личности влияет семья, 
школа, микросреда, общественные организации, 
средства массовой коммуникации, искусство, 
социально-экономическая ситуация и др. 
Это делает процесс воспитания и более 
богатым, легким (много способов воздействия) 
и одновременно более трудным: сложно 
интегрировать все факторы, управлять 
процессом, оградить его от стихийности 
и негативно действующих факторов. Например, 
ТВ и кино - сильный фактор воспитания, 
часто играющий негативную роль. 
      Воспитание 
является долговременным, непрерывным 
процессом, переходящим в самовоспитание. 
Результаты воспитания носят 
отсроченный и неодинаковый для 
всех характер. Они могут обнаруживаться 
не сразу, а спустя время 
после окончания школы. На разных 
учащихся воспитание оказывает 
различное влияние, что объясняется 
многообразием факторов и наличием собственной 
воли у каждого воспитуемого. 
      Процесс 
воспитания для тех, кто его 
осуществляет, для педагогов, раскрывается 
как последовательное решение 
ряда педагогических ситуаций. В 
нем выделен цикл педагогической 
деятельности - система действий по реализации 
процесса воспитания. Она включает в себя 
этапы: - диагностика (изучение) воспитанников 
и определение задач воспитания; - проектирование, 
планирование воспитательной деятельности 
(разработка содержания, методов, форм); 
- организация педагогического взаимодействия 
(реализация планов); - проверка, оценка 
результатов. Затем все повторяется в 
следующем цикле воспитательной работы.  
5.2 Принципы воспитания
       
Как было сказано, принципы 
воспитания - это общие требования, 
определяющие воспитательный процесс 
посредством норм, правил, рекомендаций 
по разработке, организации и 
проведению воспитательной работы. 
В них отражается представление 
о сущности воспитания, поскольку 
принципы формулируются на основе 
закономерностей педагогических процессов 
(см. текст 2.3). 
      Современная 
отечественная наука дает систему 
принципов воспитания и обучения, 
которая составляет некоторое 
единство, отражает существенные 
особенности учебно-воспитательного 
процесса и служит руководством 
к практике. Ряд ученых рассматривают 
единую систему принципов воспитания 
и обучения. Другие дают их отдельно. При 
всей близости процессов обучения и воспитания, 
следует отделить принципы каждого из 
этих процессов, стремясь осмыслить специфику 
их, не забывая о некоторой условности 
разделения. 
      Обзор 
литературы позволяет выделить 
следующие принципы воспитания, 
характеризующие современное научное 
представление о теории и практике этого 
процесса. 
      1. Принцип 
связи воспитания с жизнью, социокультурной 
средой. Это означает, что воспитание должно 
строиться в соответствии с требованиями 
общества, перспективой его развития, 
отвечать его потребностям. Это находит 
выражение и в том, что воспитание имеет 
целевую направленность. Принцип требует 
определения целей воспитания с учетом 
государственных и личностных требований. 
Следует помнить, что в современной России 
целью воспитания является помощь личности 
во всестороннем развитии, профессиональном 
и жизненном самоопределении (текст 3.4). 
      Кроме 
того, принцип связи школы с 
жизнью предполагает такую организацию 
воспитания, чтобы учащиеся не замыкались 
в школьной среде, что должно обеспечиваться 
разными путями: разработкой содержания, 
подбором методов, форм и средств воспитания. 
      2. Принцип 
комплексности, целостности, единства 
всех компонентов воспитательного 
процесса. Он означает организацию многостороннего 
педагогического влияния на личность 
через систему целей, содержания, средств 
воспитания, учет всех факторов и сторон 
воспитательного процесса. 
      3. Принцип 
педагогического руководства и 
самостоятельной деятельности, активности 
школьников. Это требование опирается 
на главный закон развития личности: человек 
развивается в активной самостоятельной 
деятельности. Поэтому воспитание состоит 
в организации разных видов деятельности, 
в которой педагог должен стимулировать 
активность воспитанников, их творческую 
свободу, сохраняя, однако, руководящие 
позиции. 
      В 
советский период педагогика 
выделяла принцип воспитания 
в труде. Труд как деятельность 
является действительно важным 
средством воспитания. Требование 
воспитывать в труде реализуется, 
если принцип руководства самостоятельной 
деятельностью детей понимать широко, 
в том числе как организацию различных 
видов труда школьников, который является 
обязательным компонентом образования 
в педагогических системах большинства 
стран (см. текст 7.4). 
      4. Принцип 
гуманизма, уважения к личности 
ребенка в сочетании с требовательностью 
к нему. Он регламентирует отношения педагогов 
и воспитанников и предполагает, что эти 
отношения строятся на доверии, взаимном 
уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, 
любви, доброжелательности. Принцип требует 
от учителя умения создать благоприятный 
психологический климат в группе, положительный 
эмоциональный фон. Одновременно педагог 
должен помнить о приоритете воспитательных, 
образовательных задач и проявлять высокую 
требовательность к воспитанникам для 
достижения нужных результатов. 
      5. Принцип 
опоры на положительное в личности 
ребенка. Он связан с предыдущим и требует 
от педагога веры в положительные результаты 
воспитания, в стремление ученика быть 
лучше, поддерживать, развивать это стремление. 
Для этого имеется система методов, средств 
воспитания, личностные качества учителя, 
его профессиональные умения. 
      6. Принцип 
воспитания в коллективе и 
через коллектив. Один из классических 
принципов советской педагогики, 
он предполагает организацию 
воспитательных воздействий на личность 
через коллективистские отношения и деятельность. 
Однако его следует понимать шире, как 
воспитание в группе, через общение, что 
требует знания учителем социальной психологии 
и умений формировать межличностные отношения. 
      7. Принцип 
учета возрастных и индивидуальных 
особенностей школьников. Учителя должны 
знать типовые возрастные особенности 
и индивидуальные различия школьников, 
изучать их доступными способами и в соответствии 
с ними выбирать определенные средства 
и методы работы с конкретными воспитанниками. 
      8. Принцип 
единства действий и требований 
школы, семьи и общественности. 
Поскольку воспитание происходит под 
влиянием многих факторов, среди которых 
наиболее значительные - семья школьника 
и социальные институты, школа, педагогический 
коллектив должны обеспечить единые и 
согласованные действия всех участников 
воспитательного процесса. 
      Педагогическая 
наука утверждает, что все принципы 
воспитания тесно связаны между 
собой, отражают целостное представление 
о том, каким должно быть 
воспитание и как его нужно организовывать. 
В этом заключается научное значение принципов 
и их роль в практике.  
5.3 Критерии эффективности 
воспитательного процесса 
       
Об эффективности воспитательного 
процесса следует судить в 
двух планах, результативном и процессуальном. 
Первое означает, что воспитание тем эффективнее, 
чем больше результаты совпадают с целями. 
Результативность проявляется в уровне 
воспитанности учащихся, который выражается 
в показателях - наблюдаемых признаках 
поведения и сознания: умения и знания 
учащихся, сформированность коллективных 
и межличностных отношений, социальная 
активность, наличие нравственных норм, 
развитость эстетических вкусов и пр. 
Уровень воспитанности определяется методами 
диагностики (см. ниже). 
      Процессуальная 
оценка эффективности воспитательного 
процесса состоит в установлении 
того, насколько адекватно определены 
цели, содержание работы, выбраны методы, 
средства и формы ее, учтены психологические 
условия и многое другое в деятельности 
педагога. Для выявления этого используются 
методы наблюдения, беседы, педагогический 
анализ воспитательных дел, проводимых 
в школе. Последнему студенты должны учиться 
на школьной практике и в самостоятельной 
работе.  
5.4 Самовоспитание 
и перевоспитание 
       
Логика воспитания в школе 
и жизни строится так, что 
процесс воспитания должен переходить 
в процесс самовоспитания. Самовоспитание 
- это сознательная, целенаправленная 
самостоятельная деятельность, ведущая 
к возможно более полной реализации, развитию 
и совершенствованию личности. Собственная 
деятельность ребенка по саморазвитию 
является необходимым условием воспитательного 
процесса. "Никто не сможет воспитать 
человека, если он сам себя не воспитывает" 
(В.Сухомлинский). Задача школьного воспитания 
- разбудить внутренние силы ученика и 
направить их на саморазвитие, руководить 
самовоспитанием учащихся. Для решения 
этих задач используются такие средства: 
сообщение знаний о развитии и самовоспитании, 
организация коллективной и индивидуальной 
деятельности по самовоспитанию, консультирование, 
поощрение. Учеников надо обучать приемам 
и технике самовоспитания: самоанализу, 
саморегуляции, самооценке, самоконтролю 
и др. Им следует знать широко известные 
системы аутотренинга, соединяющие в себе 
психологические и религиозно-философские 
элементы самосовершенствования. Важную 
роль в самовоспитании играет самосознание, 
формирование Я-концепции личности. Под 
последней понимается система представлений 
личности о себе, образ Я, на основе которого 
строится взаимодействие с другими и отношение 
к себе. Воспитание в школе и в семье должно 
служить формированию позитивной Я-концепции. 
Следует иметь в виду и возможность для 
учеников по их выбору самосовершенствования 
в рамках духовного миропонимания, под 
руководством духовных лиц. 
      Процесс 
воспитания включает в себя 
и перевоспитание, понимаемое как 
перестройка установок, взглядов и способов 
поведения, противоречащих этическим 
нормам и другим требованиям общества. 
Процесс изменения, ломки сознания и поведения 
очень сложен, поскольку должны изменяться 
стереотипы поведения, имеющие устойчивый 
характер. В перевоспитании нуждаются 
ученики, называемые трудными, имеющие 
отклонения в поведении, часто не успевающие 
в учебе. Причиной этого являются, как 
правило, ошибки в семейном и/или школьном 
воспитании, влияние малых социальных 
групп. 
      Процесс 
перевоспитания строится примерно 
по такому алгоритму: установление 
причин отклонения в развитии 
и поведении ученика, формулирование 
проблем в его воспитании, определение 
путей и средств, влияющих на 
перестройку сложившихся стереотипов 
поведения, активизация сознания 
и деятельности ребенка в учебе, 
досуге, применение системы требований, 
поощрение, наказание, стимулирование, 
контроль. 
      Современная 
педагогика предпочитает называть 
перевоспитание коррекцией поведения, 
поскольку часто отклонения в поведении 
связаны с психологическими проблемами 
в развитии, с акцентуацией характера. 
Этот термин означает чрезмерную выраженность 
отдельных сторон характера (возбудимость, 
агрессивность, замкнутость, тревожность 
и пр.). В этих случаях требуется совместная 
работа психолога, педагога, врача, психолого-педагогическая 
коррекция личности, использующая методы 
психотерапии (гипноз, психоанализ) и педагогики, 
при обязательном изучении и мониторинге 
развития ребенка.  
5.5 Современная отечественная 
концепция воспитания 
       
Концепция - система взглядов, определенное 
понимание явлений и процессов. 
Описать концепцию воспитания значит 
охарактеризовать основные компоненты 
воспитания: цели, содержание, принципы, 
методы, средства и формы, условия. В современной 
литературе часто в значении "концепция" 
употребляется термин " модель". 
      В 
условиях преобразований в России 
в настоящее время не сложилась 
концепция воспитания в образовательной 
системе, где создаются разные 
подходы к воспитанию: официальный 
подход, православное воспитание, альтернативные 
системы, например, вальдорфская педагогика, 
и др. Все они более или менее радикально 
сменяют коммунистическое воспитание. 
      Система 
коммунистического воспитания создавалась 
с 1918 года В.Лениным, Н.Крупской, 
А.Луначарским, А.Макаренко и другими. 
Она была государственной системой 
в Советском Союзе до начала 90-ых годов. 
В настоящее время она претерпевает изменения, 
хотя многие ее положения сохраняют свое 
значение для современного образования. 
Целью коммунистического воспитания было 
формирование всесторонне и гармонично 
развитой личности, гражданина-коллективиста, 
личности социалистического типа, обладающей 
преданностью идеалам коммунизма, политической 
активностью, патриотизмом и интернационализмом, 
коммунистическим отношением к труду.