Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:07, курсовая работа
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Введение
Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Динамика психического развития ребенка
Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде
Психическое развитие детей от рождения до 1 года
Психическое развитие ребенка в период раннего детства
Психическое развитие дошкольника
Психическое развитие младшего школьника
Психические особенности  развития ребенка и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте
Психические особенности  личности в зрелом возрасте
Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей
Заключение
Список литературы
г) Зрелость и психологический возраст.
Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:
хронологический (паспортный)
физический (биологический)
психологический
Психологический возраст - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.
Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.
    Временная 
перспектива с возрастом 
С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.
Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.
    В 
молодости вероятность 
В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.
В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:
адекватность
отставание
опережение
    Опережение 
психологическим возрастом 
    Любовь, 
творческое достижение могут привести 
к движению в обратном направлении 
- в сторону психологической 
Отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.
Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности отстают в психологическом возрасте.
У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.
Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы.
В данном случае есть все основания говорить о более высоком уровне зрелости.
Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает возраста".
Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.
    Но, 
к сожалению, наша российская действительность 
такова, что с уходом на пенсию ухудшается 
материальное положение человека. Не каждый 
может себе позволить такое удовольствие 
- не работать. Большое число пенсионеров 
продолжает работать. Отец автора курсовой 
работы, в бывшем сотрудник ФСБ, вышедший 
на пенсию в 50 лет вынужден был продолжать 
работать до 70 лет. Во-первых, чтобы ощущать 
себя нужным, быть среди людей, во-вторых, 
из материальных побуждений, хотя пенсия 
у него была по российским меркам большая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
В данной работе я проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка, а также подростков.В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
    Взрослый 
человек руководствуется в 
    Ребенку 
предстоит овладеть способностью рефлексировать 
на все привходящие обстоятельства 
и свои цели. Мотивы его поведения, 
как правило, не осознаны и не выстроены 
в систему по степени значимости. Внутренний 
мир ребенка лишь начинает приобретать 
определенность и устойчивость. И хотя 
образование этого внутреннего мира происходит 
под решающим влиянием взрослых, они не 
могут непосредственно вложить в ребенка 
свое отношение к людям, к вещам, передать 
ему свои способы поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
    Анцыферова 
Л.И. Эпигенетическая концепция 
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967.
Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.- М., 1991.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.
Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2-х т.: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992.
Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 1982.
Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. - М., 1987.
Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна, 1995.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.
    Пиаже 
Ж. Избранные психологические 
Пиаже Ж. Теория Пиаже. //История зарубежной психологии (30 – 60 гг ХХ в.). Тексты. – М., 1986.
Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. / Вопр. психол. - 1994 - №1.
Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - Нью-Йорк, служебный перевод.
Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1992.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. - М., 1994.
    Эльконин 
Д.Б. Избранные психологические 
Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип - 1995 - №1.
Ярошевский М.Г. История психологии.- М., 1985.
Информация о работе Возрастная психология. психическое развитие человека