Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:44, шпаргалка
1вопр. Предмет, задачи и методы возрастной психологии: ее теоретическое и практическое значение. Возраст и возрастные категории. Её составляющими являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другойпонятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психолог
9 
вопр. Основные  положения 
 теории  интеллектуального 
 развития  ребенкаЖ.Пиаже.Стадии 
развития интеллекта 
по Ж. Пиаже.Процесс развития интеллекта 
представляет собой смену трёх больших 
периодов, в течение которых происходит 
становление трёх основных интеллектуальных 
структур (см. упрощённую схему, данную 
в таблице). Сначала формируются сенсомоторные 
структуры - системы последовательно выполняемых 
материальных действий. Затем возникают 
структуры конкретных операций - системы 
действий, выполняемых в уме, но с опорой 
на внешние, наглядные данные. Еще позже 
происходит становление формально - логических 
операций.Основной критерий -интеллект.- 
от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок 
начинает отделять себя от внешнего мира, 
возникает понимание постоянства, устойчивости 
внешних объектов. В это время не развита 
речь и отсутствуют представления, а поведение 
строится на основе координации восприятия 
и движения (отсюда и название "сенсомоторный").- 
от 2 до 7 лет дооперациональная стадия 
- мышление с помощью представлений. Сильное 
образное начало при недостаточном развитии 
словесного мышления приводит к своеобразной 
детской логике. На этапе дооперационных 
представлений ребёнок не способен к доказательству, 
рассуждению. Мышление ориентируется 
на внешние признаки предмета. Ребёнок 
не видит вещи в их внутренних отношениях, 
он считает их такими, какими их дает непосредственное 
восприятие. (Он думает, что ветер дует 
потому, что раскачиваются деревья).- от 
7 до 12 лет стадия конкретных операций 
– возникновение элементарного логического 
рассуждения.- от 12 лет - стадия формальных 
операций - формирование способности мыслить 
логически, пользоваться абстрактными 
понятиями, выполнять операции в уме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6 
вопр. Основныеположения культурно-исторической 
концепции Л.С.Выготского. Понятие 
«зоны ближайшего    
развития». Их теоретическое и 
практическое значение.Современные 
представления о соотношении биологического 
и социального, принятые в отечественной 
психологии, в основном, базируются на 
положениях Л.С. Выготского.Он подчеркивал 
единство наследственных и социальных 
моментов в процессе развития. Наследственность 
присутствует в развитии всех психических 
функций ребенка, но имеет как бы разный 
удельный вес. Элементарные функции (начиная 
с ощущений и восприятия) больше обусловлены 
наследственно, чем высшие (произвольная 
память, логическое мышление, речь).Он 
сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:1) 
детское развития имеет сложную организацию 
во времени: ритм развития не совпадает 
с ритмом времени. Ритм развития меняется 
в разные возрастные периоды;2) неравномерность 
(в развитии ребенка стабильные периоды 
сменяются критическими периодами);3) сензитивность 
(в развитии ребенка есть наиболее чувствительные 
периоды, когда психика способна воспринимать 
внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник 
- память, 3-4 г - исправление дефектов речи);4) 
компенсация (проявляется в способности 
психики компенсировать недостаток одних 
функций за счет развития других; например 
у слепых людей обостряются другие качества 
- слух, тактильные ощущения, обоняние)Выготский 
выделил 2 уровня (зоны) психического развития: 
1) Зона актуального 
развития (ЗАР) - те ЗУН, действия, 
которые есть в психике ребенка на сегодняшний 
день; то, что ребенок может делать самостоятельно.2) 
Зона ближайшего развития (ЗБР) - 
задачи, которые сегодня ребенок может 
выполнить при помощи взрослого, а завтра 
- самостоятельно. Маркова выделяла третий 
уровень развития - уровень саморазвития 
(самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться 
на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет 
за собой развитие "тянет" его за 
собой. Но оно не должно, в то же время, 
отрываться от развития ребенка. Значительный 
отрыв, искусственное забегание вперед 
без учета возможностей ребенка приведет 
в лучшем случае к натаскиванию, но не 
будет иметь развивающего эффекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10 
вопр. Стадия младенчества (от 0 
до 2-х лет). 
Кризис новорожденности. 
Кризис первого года 
жизни. Комплекс «оживления».Процесс рождения - тяжелый, 
переломный момент в жизни ребенка. Психологи 
называют этот период - кризис новорожденности.Причины 
кризиса новорожденности:- Физиологические 
(рождаясь, ребенок физически отделяется 
от матери. Он попадает в совершенно иные 
условия: холод, яркая освещенность, воздушная 
среда, требующая другого типа дыхания, 
необходимость смены типа питания).- Психологические 
(психика новорожденного ребенка представляет 
собой набор врожденных безусловных рефлексов, 
которые помогают ребенку в первые часы 
его жизни). безусловные рефлексы имеет 
новорожденный- Это, прежде всего дыхательный 
и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные 
рефлексы.. Основную часть времени ребенок 
спит.Ребенок обладает чувствительностью: 
различает соленый, горький, сладкий вкус; 
реагирует на звуковые раздражители. Психической 
жизни ребенка - возникновение слухового 
и зрительного 
сосредоточения. Слуховое -на 2-3 неделе. 
Резкий звук, например, хлопнувшей двери, 
вызывает прекращение движений, ребенок 
замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, 
такая же реакция возникает на голос человека. 
и поворачивает голову в сторону его источника..Новорожденный,, 
устанавливает с мамой эмоциональные 
связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев 
маму, останавливает взгляд на ее лице, 
вскидывает руки, быстро двигает ногами, 
издает громкие звуки и начинает улыбаться. 
Эта бурная эмоциональная реакция была 
названа "комплексом оживления"Комплекс 
оживления, включающий истинно человеческую 
особенность - улыбку, - знаменует собой 
появление первой социальной потребности 
- потребности в общении. А становление 
у ребенка потребности в общении означает, 
что он в своем психическом развитии переходит 
от новорожденности в собственно младенчество. 
Новообразования: элементарные формы 
восприятия и мышления. Первые самостоятельные 
шаги, слова. Активная потребность в познании 
окружающего мира.С появлением первых 
слов начинается новый этап в психическом 
развитии ребенка. Между младенческим 
возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует 
переходный период, который называется 
"кризис 1 года"Внешние 
проявления кризиса: у ребенка 
появляются аффективные реакции, когда 
взрослый его не понимает или что-то запрещает 
делать. Ребенок становиться беспокойным, 
появляются проявления самостоятельности.Внутренние 
причины кризиса: нарастание противоречия 
между потребностями в познании окружающего 
мира и теми возможностями, которыми ребенок 
обладает. Возможности являются еще недостаточными 
для удовлетворения потребностей.Главное 
приобретение переходного периода - своеобразная 
детская речь, которую Л.С. Выготский назвал 
автономной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  12 
вопр Игра,   
как  основной  
вид  деятельности  
дошкольника.  Особенности 
игровой деятельности. Игра 
- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного 
возраста. Предметом игровой деятельности 
является взрослый человек как носитель 
определенных общественных функций, вступающий 
в определенные отношения с другими людьми, 
использующий в своей деятельности определенные 
правила.Главное изменение в поведении 
состоит в том, что желания ребенка отходят 
на второй план, и на 
первый план выходит 
четкое выполнение правил 
игры.Структура сюжетно-ролевой игры: 
В каждой игре свои игровые условия - участвующие 
в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.- 
тема;- Сюжет - та сфера действительности, 
которая отражается в игре. Сначала ребенок 
ограничен рамками семьи и поэтому игры 
его связаны главным образом с семейными, 
бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения 
новых областей жизни, он начинает использовать 
более сложные сюжеты - производственные, 
военные и т.д.- роль - игрушки, игровой 
материал;- игровые действия Младшие 
дошкольники имитируют предметную деятельность 
- режут хлеб, трут морковку, моют посуду. 
Они поглощены самим процессом выполнения 
действий и подчас забывают о результате 
- для чего и для кого они это сделали.Для 
средних дошкольников 
главное - отношения между людьми, игровые 
действия производятся ими не ради самих 
действий, а ради стоящих за ними отношений. 
Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет 
"нарезанный" хлеб поставить перед 
куклами и никогда не перепутает последовательность 
действий - сначала обед, потом мытье посуды, 
а не наоборот.Для старших 
дошкольников важно подчинение правилам, 
вытекающим из роли, причем правильность 
выполнения этих правил ими жестко контролируется. 
Игровые действия постепенно теряют свое 
первоначальное значение. Собственно 
предметные действия сокращаются и обобщаются, 
а иногда вообще замещаются речью ("Ну, 
я помыла им руки. Садимся за стол!").В 
развитии игры выделяются 2 основные фазы 
или стадии. Для первой стадии (3-5 
лет) характерно воспроизведение 
логики реальных действий людей; содержанием 
игры являются предметные действия. На 
второй стадии (5-7 
лет) моделируются реальные отношения 
между людьми, и содержанием игры становятся 
социальные отношения, общественный смысл 
деятельности взрослого человека.Роль 
игры в развитии психики ребенка.1) В игре 
ребенок учится полноценному общению 
со сверстниками.2) Учиться подчинять свои 
импульсивные желания правилам игры. Появляется 
соподчинение мотивов - "хочу" начинает 
подчинятся "нельзя" или "надо".3) 
В игре интенсивно развиваются все психические 
процессы, формируются первые нравственные 
чувства (что плохо, а что хорошо).4) Формируются 
новые мотивы и потребности (соревновательные, 
игровые мотивы, потребность в самостоятельности).5) 
В игре зарождаются новые виды продуктивной 
деятельности (рисование, лепка, аппликация) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
13 вопр. Развитие и социализация личности в семье. Классификация неправильного воспитания детей.
Семья главный 
источник социолизации. Её можно рассматривать, 
как жизненный тренинг. Социолизация 
в семье происходит по двум направлениям: 
в результате целенаправленного воспитания( 
по механизму соц. Научения) и в результате 
общения со взрослым, ребёнок копирует 
их поведение. Существует несколько стилей 
поведения в семье: авторитарный(где дети 
подавляются и вырастают закомплексованными),
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11 вопр. Стадия 
раннего детства (2-4 
года). Кризис 3-х лет. Середина детства 
(5-7  лет).   Основныепсихологические  
новообразования  дошкольноговозраста. 
Рассматривая развитие психических функций, 
отметим, прежде всего, что раннее детство 
сензитивно к усвоению речи. Речь становиться 
полноценным средством общения.В раннем 
возрасте развиваются другие психические 
функции - восприятие, мышление, память, 
внимание. Особенности 
восприятия ребенкадоминирует восприятие, 
наблюдаются элементарные формы воображения, 
такие как предвосхищение.Внимание 
и память непроизвольны.Мышление является 
наглядно-действенным.Этапы развития 
личности:Для раннего возраста характерны 
яркие эмоциональные 
реакции, связанные с непосредственными 
желаниями ребенка. В конце этого периода, 
при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются 
аффективные реакции на трудности, с которыми 
сталкивается ребенок. Он пытается что-то 
сделать самостоятельно, но у него ничего 
не получается или рядом в нужный момент 
не оказывается взрослого - некому прийти 
на помощь Развитие эмоционально-потребностной 
сферы ребенка тесно связано с зарождающимся 
в это время самосознанием. Примерно в 
2 года ребенок начинает узнавать себя 
в зеркале. Узнавание себя - простейшая, 
первичная форма самосознания. Новый этап 
в развитии самосознания начинается, когда 
ребенок называет себя - сначала по имени, 
в третьем лице: "Тата", "Саша". 
Потом, к трем годам, появляется местоимение 
"я". Более того, у ребенка появляется 
и первичная самооценка - осознание не 
только своего "я", но того, что "я 
хороший", "я очень хороший", "я 
хороший и больше никакой". Это чисто 
эмоциональное образование, Оно основывается 
на потребности ребенка в эмоциональной 
безопасности, принятии, поэтому самооценка 
всегда максимально завышена. 
Сознание "я", "я хороший", "я 
сам" и появление личных действий продвигают" 
ребенка на новый, уровень развития. Начинается 
переходный период - кризис 3 лет. 
Кризис 3-х лет - граница между ранним и 
дошкольным детством - один из наиболее 
трудных моментов в жизни ребенка.Л.С. 
Выготский, описывает характеристики 
кризиса 3 лет. 1) Первая - негативизм. Ребенок 
дает негативную реакцию не на само действие, 
которое он отказывается выполнять, а 
на требование или просьбу взрослого. 
Но это не непослушание.2) Вторая - упрямство. 
Реакция ребенка, который настаивает на 
чем-то не потому, что ему этого очень хочется, 
а потому, что он сам об этом сказал взрослым 
и требует, чтобы с его мнением считались. 
Упрямство - не настойчивость, с которой 
ребенок добивается желаемого. 3) Третья 
-будет присуща всем последующим переходным 
периодам - обесценивание. Обесценивается 
то, что было привычно, интересно, дорого 
раньше. 3-летний ребенок может начать 
ругаться), отбросить или даже сломать 
любимую игрушку. 4) строптивость близка 
к негативизму и упрямству, но направлена 
не против конкретного взрослого, а против 
принятых в семье норм поведения (порядков);5) 
своеволие -ребенок хочет делать все сам; 
но это не кризис 1-го года, где ребенок 
стремиться к физической самостоятельности, 
а стремиться к самостоятельности намерения, 
замысла.6) протест-бунт, который проявляется 
в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому 
"ребенок находится в состоянии войны 
с окружающими, в постоянном конфликте 
с ними"7) деспотизм - диктует свое поведение 
(если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую 
власть по отношению ко всему окружающему.Все 
эти явления могут проявляться с разной 
интенсивностью.Развитие психики ребенка 
в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет) 
Социальная ситуация развития - это своеобразное 
сочетание того, что сформировалось в 
психике ребенка и тех отношений, которые 
устанавливаются у ребенка с социальной 
средой.В результате кризиса 3-х лет происходит 
психологическое отделение ребенка от 
взрослого, что создает предпосылки для 
создания новой социальной ситуации развития. 
Ребенок выходит за пределы своего семейного 
круга и установленных отношений с миром 
взрослых людей. Центром 
социальной ситуации 
является взрослый как носитель общественной 
функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В 
тоже время ребенок не в состоянии реально 
участвовать в жизни взрослых. Данное 
противоречие 
разрешается в игре, как в ведущей деятельности. 
Это единственная деятельность, которая 
позволяет смоделировать жизнь взрослых 
и действовать в ней.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
14 
вопр. Определение 
   психологической 
   готовности   
детей    к 
   школьному 
обучению. На 
основе возникновения личного сознания 
появляется кризис 7 лет.Основные признаки:1) 
потеря непосредственности (между желанием 
и действием вклинивается переживание 
того, какое значение это действие будет 
иметь для ребенка);2) манерничание (ребенок 
что-то из себя строит, скрывает что-то);3) 
симптом "горькой конфеты" - ребенку 
плохо, но он старается этого не показать.Психологическая 
готовность к школе - сложное образование, 
предполагающее достаточно высокий уровень 
развития мотивационной, интеллектуальной 
сфер и сферы произвольности.  
Обычно выделяют два аспекта психологической 
готовности - личностную (мотивационную) 
и интеллектуальную готовность к школе.Интеллектуальная 
готовность включает в себя:- ориентировка 
в окружающем;- запас знаний;- развитие 
мыслительных процессов (способность 
обобщать, сравнивать, классифицировать 
объекты);- развитие разных типов памяти 
(образной,слуховой, механической и др.);- 
развитие произвольного внимания; 
Мотивационная готовность к школе включает 
в себя:Внутренняя мотивация (т.е. ребенок 
хочет идти в школу, потому что там интересно 
и он хочет много знать), а не потому что 
у него будет новый ранец или родители 
пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
16.Психологические особенности переходного 
возраста(14-17   
лет).Подростковый кризис. 
Хронологически подростковый возраст 
определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинейджер 
- (10 - 19)..Основной особенностью этого возраста 
являются резкие, качественные изменения, 
затрагивающие все стороны развития. Процесс 
анатомо-физиологической перестройки 
является фоном, на котором протекает 
психологический кризис.Активизация и 
сложное взаимодействие гормонов роста 
и половых гормонов вызывают интенсивное 
физическое и физиологическое развитие. 
Увеличиваются рост и вес ребенка, причем 
у мальчиков в среднем пик "скачка роста" 
приходится на 13 лет, а заканчивается после 
15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек 
"скачок роста" обычно начинается 
и кончается на два года раньше (дальнейший, 
более медленный рост может продолжаться 
еще несколько лет).Изменение роста и веса 
сопровождается изменением пропорций 
тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 
4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. 
Все это приводит к некоторой непропорциональности 
тела, подростковой угловатости. Дети 
часто ощущают себя в это время неуклюжими, 
неловкими.Эмоциональную нестабильность 
усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее 
процесс полового созревания. Социальная 
ситуация развития представляет собой 
переход от зависимого детства к самостоятельной 
и ответственной взрослости. Подросток 
занимает промежуточное положение между 
детством и взрослостью.Ведущей деятельностью 
подростка является общение со сверстниками. 
Главная тенденция - переориентация общения 
с родителей и учителей на сверстников.Психологи 
считают, что общение включает 2 противоречивых 
потребности: потребность в принадлежности 
к группе и в обособленности Подросток, 
считая себя уникальной личностью, в то 
же время стремится внешне ничем не отличаться 
от сверстников. Типичной чертой подростковых 
групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность 
человека к усвоению 
определенных групповых норм, привычек 
и ценностей, подражательность. Желание 
слиться с группой, ничем не выделяться, 
отвечающее потребности в безопасности, 
психологи рассматривают как механизм 
психологической защиты и называют социальной 
мимикрией.В интеллектуальной сфере происходят 
качественные изменения: продолжает развиваться 
теоретическое и рефлексивное мышление. 
В этом возрасте появляется мужской взгляд 
на мир и женский. Активно начинают развиваться 
творческие способности. Изменения в интеллектуальной 
сфере приводят к расширению способности 
самостоятельно справляться со школьной 
программой. В тоже время многие подростки 
испытывают трудности в учебе. Для многих 
учеба отходит на второй план. Центральное 
новообразование подростничества - "чувство 
взрослости"- отношение подростка к 
себе как к взрослому. Это выражается в 
желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники 
- относились к нему не как к маленькому, 
а как к взрослому. Он претендует на равноправие 
в отношениях со старшими и идет на конфликты, 
отстаивая свою "взрослую" позицию2. 
Развитие самосознания (формирование 
"Я-концепции" система внутренне 
согласованных представлений о себе, образов 
"Я". 
4. Критичность мышления, склонность к 
рефлексии, формирование самоанализа.5. 
Трудности роста, половое созревание, 
сексуальные переживания, интерес к противоположному 
полу.6. Повышенная возбудимость, частая 
смена настроений, неуравновешенность.7. 
Заметное развитие волевых качеств.8. Потребность 
в самоутверждении, в деятельности, имеющий 
личностный смысл.Направленность личности:- 
гуманистическая направленность -отношение 
подростка к себе и обществу положительны;- 
эгоистическая направленность - он сам 
является более значимым, чем общество;- 
депрессивная направленность - он сам 
никакой ценности не представляет для 
себя. Его отношение к обществу можно назвать 
условно положительным;- суицидальная 
направленность - ни общество, ни личность 
для самой себя не представляет никакой 
ценности.