Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей формирования свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи: 
1. Осуществление анализа литературных источников, позволяющих изучить проблему периодизации взрослости в психологии, а также ознакомиться с основными характеристиками внимания, в частности, с его свойствами.
2. Планирование и проведение эксперимента, позволяющего выявить возрастные особенности формирования свойств внимания. 
3. Интерпретация и анализ полученных в ходе проведения исследования данных.
Введение	3
І. Психологические особенности периода взрослости	5
1.1. Краткая характеристика взрослости	5
1.2. Концепции периодизации взрослости	6
ІІ. Общее представление о внимании	8
2.1. Проблема изучения внимания в психологии	8
2.2. Основные свойства внимания	10
ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания	12
3.1. Описание процедуры исследования	12
3.2. Анализ результатов исследования и выводы	15
Заключение	22
Список литературных источников	24
Приложения	25
Обращаясь к результатам, представленным в таблице 2, можно выделить такие моменты:
1. 30% исследуемых 
2. Участники группы 
не продемонстрировали 
3. 40% участников исследуемой 
группы продемонстрировали усто
Табл.3. Сравнительный анализ результатов
методики «Шифровка» в группах №1 и №2
Общее к-во заполненных клеток (N)  | 
  Общее к-во правильно заполненных клеток (K)  | 
  Шкальная оценка (P)  | 
  Уровень распределения и переключения внимания  | ||||
Группа 1  | 
  Группа 2  | 
  Группа 1  | 
  Группа 2  | 
  Группа 1  | 
  Группа 2  | 
  Группа 1  | 
  Группа 2  | 
44  | 
  42  | 
  44  | 
  37  | 
  8  | 
  7  | 
  ВС  | 
  С  | 
47  | 
  64  | 
  45  | 
  63  | 
  8  | 
  12  | 
  ВС  | 
  В  | 
62  | 
  64  | 
  62  | 
  64  | 
  12  | 
  12  | 
  В  | 
  В  | 
53  | 
  54  | 
  52  | 
  48  | 
  10  | 
  9  | 
  В  | 
  ВС  | 
67  | 
  52  | 
  67  | 
  49  | 
  12  | 
  9  | 
  В  | 
  ВС  | 
48  | 
  43  | 
  43  | 
  43  | 
  8  | 
  8  | 
  ВС  | 
  ВС  | 
45  | 
  41  | 
  45  | 
  39  | 
  8  | 
  7  | 
  ВС  | 
  С  | 
56  | 
  47  | 
  53  | 
  46  | 
  10  | 
  8  | 
  В  | 
  ВС  | 
57  | 
  52  | 
  54  | 
  52  | 
  10  | 
  10  | 
  В  | 
  В  | 
62  | 
  38  | 
  57  | 
  38  | 
  10  | 
  7  | 
  В  | 
  С  | 
54,1  | 
  49,7  | 
  52,2  | 
  47,9  | 
  10  | 
  9  | 
  В  | 
  ВС  | 
Сравнивая данные, полученные нами по двум группам, мы можем видеть, что существенных различий в развитии таких свойств внимания как распределение и переключение не выявлено.
Результаты следующей методики, которую мы рассмотрим, также следует представить в виде таблиц, так как это позволяет более наглядно увидеть общую картину исследования.
 
Табл.4. Результаты по методике «Точки»
в группе №1 (возраст ранней взрослости)
Шифр испытуемого  | 
  Наибольшее количество точек, воспроизведенных испытуемым  | 
  Сумма баллов  | 
  Уровень объема внимания  | 
М1  | 
  7  | 
  10  | 
  Очень высокий  | 
М2  | 
  4  | 
  8  | 
  Высокий  | 
Ж3  | 
  4  | 
  8  | 
  Высокий  | 
М4  | 
  8  | 
  10  | 
  Очень высокий  | 
М5  | 
  5  | 
  9  | 
  Высокий  | 
Ж6  | 
  4  | 
  8  | 
  Высокий  | 
М7  | 
  6  | 
  10  | 
  Очень высокий  | 
М8  | 
  3  | 
  6  | 
  Средний  | 
Ж9  | 
  8  | 
  10  | 
  Очень высокий  | 
М10  | 
  5  | 
  9  | 
  Высокий  | 
Показатель по группе  | 
  5  | 
  9  | 
  Высокий  | 
Из таблицы 4 видно, что 40% исследуемых группы 1 обладают очень высоким уровнем объема внимания, 50% показали высокий уровень и у 10% выявлен средний уровень объема внимания. Среднее значение по группе – 9 баллов – свидетельствует о наличии высокого уровня объема внимания.
Табл.5. Результаты по методике «Точки»
в группе №2 (возраст средней взрослости)
Шифр испытуемого  | 
  Наибольшее количество точек, воспроизведенных испытуемым  | 
  Сумма баллов  | 
  Уровень объема внимания  | 
М11  | 
  4  | 
  8  | 
  Высокий  | 
Ж12  | 
  6  | 
  10  | 
  Очень высокий  | 
М13  | 
  3  | 
  6  | 
  Средний  | 
М14  | 
  5  | 
  9  | 
  Высокий  | 
Ж15  | 
  7  | 
  10  | 
  Очень высокий  | 
М16  | 
  3  | 
  6  | 
  Средний  | 
Ж17  | 
  7  | 
  10  | 
  Очень высокий  | 
М18  | 
  4  | 
  8  | 
  Высокий  | 
Ж19  | 
  3  | 
  6  | 
  Средний  | 
М20  | 
  5  | 
  9  | 
  Высокий  | 
Показатель по группе  | 
  5  | 
  9  | 
  Высокий  | 
 
Таблица 5 наглядно демонстрирует нам, что в группе 2 также преобладает высокий уровень объема внимания. Кроме того, мы видим, что у 30% преобладает очень высокий уровень объема внимания, у 40% - высокий уровень и у 30% - средний уровень.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие объема внимания не зависит от возраста.
Методика «Перепутанные линии» позволила нам проследить у испытуемых особенности таких свойств внимания, как устойчивость и концентрация. Снова обратимся к составлению сводных таблиц.
Табл.6. Результаты по методике «Перепутанные линии»
в группе №1 (возраст ранней взрослости)
Шифр  | 
  Количество правильно прослеженных линий (N пр.)  | 
  К-во ошибок  | 
  Показатель продуктивности (П)  | 
  Баллы  | 
  Уровень концентрации и устойчивости внимания  | 
М1  | 
  16  | 
  9  | 
  7  | 
  1  | 
  НС  | 
М2  | 
  14  | 
  11  | 
  3  | 
  0  | 
  Н  | 
Ж3  | 
  20  | 
  5  | 
  15  | 
  2  | 
  С  | 
М4  | 
  20  | 
  5  | 
  15  | 
  2  | 
  С  | 
М5  | 
  18  | 
  7  | 
  11  | 
  2  | 
  С  | 
Ж6  | 
  11  | 
  14  | 
  0  | 
  0  | 
  Н  | 
М7  | 
  10  | 
  15  | 
  0  | 
  0  | 
  Н  | 
М8  | 
  16  | 
  9  | 
  7  | 
  1  | 
  НС  | 
Ж9  | 
  19  | 
  6  | 
  13  | 
  2  | 
  С  | 
М10  | 
  21  | 
  4  | 
  17  | 
  2  | 
  С  | 
Показатель по группе  | 
  17  | 
  9  | 
  9  | 
  1  | 
  НС  | 
Как видно из данных таблицы, у 30% исследуемых участников группы прослеживается низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, у 20% наблюдается уровень ниже среднего и у 50% выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Высоким уровнем развития указанных свойств внимания никто из группы не обладает. Наблюдение за участниками тестирования показало, что у них в большинстве случаев преобладает установка на скорость выполнения задания.
 
Табл.7. Результаты по методике «Перепутанные линии»
в группе №2 (возраст средней взрослости)
Шифр  | 
  Количество правильно прослеженных линий (N пр.)  | 
  К-во ошибок  | 
  Показатель продуктивности (П)  | 
  Баллы  | 
  Уровень концентрации и устойчивости внимания  | 
М11  | 
  19  | 
  6  | 
  13  | 
  2  | 
  С  | 
Ж12  | 
  15  | 
  10  | 
  5  | 
  1  | 
  НС  | 
М13  | 
  14  | 
  11  | 
  3  | 
  0  | 
  Н  | 
М14  | 
  15  | 
  10  | 
  5  | 
  1  | 
  НС  | 
Ж15  | 
  18  | 
  7  | 
  11  | 
  2  | 
  С  | 
М16  | 
  20  | 
  5  | 
  15  | 
  2  | 
  С  | 
Ж17  | 
  22  | 
  3  | 
  19  | 
  3  | 
  В  | 
М18  | 
  12  | 
  13  | 
  0  | 
  0  | 
  Н  | 
Ж19  | 
  16  | 
  9  | 
  7  | 
  1  | 
  НС  | 
М20  | 
  18  | 
  7  | 
  11  | 
  2  | 
  С  | 
Показатель по группе  | 
  17  | 
  8  | 
  9  | 
  1,4  | 
  НС  | 
Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания представлен у 20% участников группы 2, уровень ниже среднего выявлен у 30%, у 40% - средний уровень и у 10% - высокий уровень.
Наблюдение за участниками тестирования показало, что у них, в отличие от представителей группы 1, преобладает установка на точность выполнения задания. Установку на скорость можно было наблюдать только у одного исследуемого данной группы.
Следует отметить, что 
как в группе 1, так и в группе 
2 средний показатель составил 1 бал, 
что свидетельствует о 
В заключение мы считаем необходимым представить обобщенные результаты по всем проведенным нами методикам.
 
Табл.8. Результаты исследования
особенностей свойств внимания у испытуемых группы 1
Шифр  | 
  Уровень переключения и распределения внимания  | 
  Уровень объема внимания  | 
  Уровень концентрации и устойчивости внимания  | 
М1  | 
  ВС  | 
  Очень высокий  | 
  НС  | 
М2  | 
  ВС  | 
  Высокий  | 
  Н  | 
Ж3  | 
  В  | 
  Высокий  | 
  С  | 
М4  | 
  В  | 
  Очень высокий  | 
  С  | 
М5  | 
  В  | 
  Высокий  | 
  С  | 
Ж6  | 
  ВС  | 
  Высокий  | 
  Н  | 
М7  | 
  ВС  | 
  Очень высокий  | 
  Н  | 
М8  | 
  В  | 
  Средний  | 
  НС  | 
Ж9  | 
  В  | 
  Очень высокий  | 
  С  | 
М10  | 
  В  | 
  Высокий  | 
  С  | 
Общий показатель  | 
  В  | 
  В  | 
  НС  | 
| 
   
 
 Табл.9. Результаты исследования особенностей свойств внимания у испытуемых группы 2  | |||
Шифр  | 
  Уровень переключения и распределения внимания  | 
  Уровень объема внимания  | 
  Уровень концентрации и устойчивости внимания  | 
М11  | 
  С  | 
  Высокий  | 
  С  | 
Ж12  | 
  В  | 
  Очень высокий  | 
  НС  | 
М13  | 
  В  | 
  Средний  | 
  Н  | 
М14  | 
  ВС  | 
  Высокий  | 
  НС  | 
Ж15  | 
  ВС  | 
  Очень высокий  | 
  С  | 
М16  | 
  ВС  | 
  Средний  | 
  С  | 
Ж17  | 
  С  | 
  Очень высокий  | 
  В  | 
М18  | 
  ВС  | 
  Высокий  | 
  Н  | 
Ж19  | 
  В  | 
  Средний  | 
  НС  | 
М20  | 
  С  | 
  Высокий  | 
  С  | 
Общий показатель  | 
  ВС  | 
  В  | 
  НС  | 
Информация о работе Возрастные особенности формирования свойств внимания