Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 03:14, курсовая работа
Цель: выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у сотрудников  спасительных служб (МЧС).
Объект: сотрудников  спасительных служб (МЧС)
Предмет: эмоциональное выгорание.
Введение
1. Эмоциональное выгорание
1.1 Синдром эмоционального выгорания, его характеристика
1.2 Синдром эмоционального выгорания у сотрудников служб МЧС
1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания
2. Исследование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников служб МЧС
2.1 Характеристика выборки, методы исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
1. Симптом неадекватного 
избирательного эмоционального 
реагирования. Ограничиваются диапазон 
и интенсивность включения 
5 (+5), 17 (-3), 29 (+10), 41 (+2), 53 (+2), 65 (+3), 77 (+5)
2. Симптом эмоционально-
6 (+10), 18 (-3), 30 (+3), 42 (+5), 54 (+2), 66 (+2), 78 (-5).
3. Симптом расширения сферы экономии эмоций. На работе до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что не хочется общаться даже с близкими людьми.
7 (+2), 19 (+10), 31 (-2), 43 (+5), 55 (+3), 67 (+3), 79 (-5).
4. Симптом редукции профессиональных обязанностей. Термин «редукция» означает сокращение, упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукции проявляется попытками облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
8 (+5), 20 (+5), 32 (+2), 44 (-2), 56 (+3), 68 (+3), 80 (+10).
III фаза - истощение. Характеризуется 
более или менее выраженным 
падением общего 
1. Симптом эмоционального дефицита. К профессионалу приходит ощущение, что он не может соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны его трогать.
9 (+3), 21 (+2), 33 (+5), 45 (-5), 57(+3), 69 (-10), 81 (+2).
2. Симптом эмоциональной отстраненности. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.
10 (+2), 22 (+3), 34 (-2), 46 (+3), 58 (+5), 70 (+5), 82 (+10).
3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия: он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций.
11 (+5), 23 (+3), 35 (+3), 47 (+5), 59 (+5), 72 (+2), 83 (+10).
4. Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений. Это переход реакций организма человека с уровня эмоций на уровень психосоматики.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 баллов и меньше - не сложившийся симптом;
- 10-15 баллов - складывающийся симптом;
- 16 и более - сложившийся симптом.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания».
Дальнейший шаг в 
интерпретации результатов 
- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
 
Результаты исследования приведены в таблице 1.
Таблица 1. Сводная таблица результатов исследования
Фаза  | 
  Напряжение  | 
  Резистенция  | 
  Истощение  | ||||||
Симптом  | 
  Ср.балл  | 
  Сформированность  | 
  Симптом  | 
  Ср.балл  | 
  Сформир ованность  | 
  Симптом  | 
  Ср.балл  | 
  Сформи Рован.  | |
1  | 
  7.9  | 
  Нет  | 
  1  | 
  12.8  | 
  Складыв  | 
  1  | 
  8.1  | 
  нет  | |
2  | 
  5.4  | 
  Нет  | 
  2  | 
  8.9  | 
  Нет  | 
  2  | 
  10.8  | 
  Складыв  | |
3  | 
  3.1  | 
  Нет  | 
  3  | 
  6.4  | 
  Нет  | 
  3  | 
  4.9  | 
  Нет  | |
4  | 
  7.4  | 
  нет  | 
  4  | 
  11.8  | 
  Складыв  | 
  4  | 
  5.1  | 
  нет  | |
Сумма баллов По фазе  | 
  23,9  | 
  39,9  | 
  28,9  | ||||||
Сформ-ность  | 
  нет  | 
  В стадии формирования  | 
  нет  | ||||||
Уровень эмоц. выгорания  | 
  93  | ||||||||
Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что фаза «напряжение» выявилась следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 23,9 балла.
Средний балл в группе 
респондентов по симптому переживания 
психотравмирующих 
Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что фаза «резистенция» проявилась следующим образом: средний балл в группе составляет 39,9 балла. Фаза является для группы в стадии формирования. Средний балл в группе по симптому неадекватного избирательного эмоционального реагирования составляет 12,8 балла. Является складывающимся симптомом.
Средний балл в группе по симптому эмоционально-нравственной дезориентации составляет 8,9 балла. Не сложившийся симптом для группы.
Средний балл в группе по симптому расширения сферы экономии эмоций составляет 6,4 балла. Так же не сложившийся симптом.
Средний балл в группе по симптому редукции профессиональных обязанностей составляет 11,8 балла. Для группы симптом складывающийся.
Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что «истощение» проявлялось следующим образом.
Средний балл в группе респондентов составляет 28,9 балла. Фаза является не сформированной для группы.
Средний балл в группе по симптому эмоционального дефицита составляет 8,1 балла. Не сформированный симптом.
Средний балл в группе по симптому эмоциональной отстраненности составляет 10,8 баллов, что говорит о складывающемся симптоме.
Средний балл в группе по симптому личностной отстраненности, или деперсонализации составляет 4,9 балла. Не сложившийся симптом.
Средний балл в группе по симптому психосоматических и психовегетативных нарушений составляет 5,1 балла. Симптом складывающийся.
Средний балл в группе по уровню эмоционального выгорания составляет 93 балла. При этом 14,28 % группы имели достаточно высокий уровень эмоционального выгорания (выше 140 баллов); 35,7 % группы респондентов имели высокий уровень эмоционального выгорания (выше 100 баллов); 28,6 % группы обследованных имели выше среднего уровень эмоционального выгорания (выше 60 баллов) и 21,42 % группы имели относительно небольшой уровень эмоционального выгорания (выше 30 баллов) (Таблица 2).
Таблица 2. Уровень эмоционального выгорания.
Уровень  | 
  Кол-во человек  | 
  %  | 
Очень высокий (больше 140 баллов)  | 
  2  | 
  14,28  | 
Высокий ( больше 100 баллов)  | 
  5  | 
  35,7  | 
Средний ( больше 60 баллов)  | 
  4  | 
  28,6  | 
Низкий (больше 30 баллов)  | 
  3  | 
  21,4  | 
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы. В данной группе сотрудников присутствует синдром эмоционального выгорания, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. В группе уровень эмоционального выгорания у большинства респондентов находится на среднем и высоком уровне.
 
Синдром выгорания представляет 
собой процесс постепенной 
Относительно профессии 
феномен «эмоционального 
Цели и задачи, поставленные в работе, нами были достигнуты. На основании полученных результатов, мы сделали вывод, что сотрудники спасительных служб подвержены синдрому эмоционального выгорания.
В работе нами был определен ряд личностных и поведенческих особенностей, позволяющих работнику правоохранительной сферы адекватно справляться с признаками синдрома выгорания.
Среди мер профилактики данного состояния мы выделили: определение краткосрочных и долгосрочных целей; использование «тайм-аутов»; овладение умениями и навыками саморегуляции; профессиональное развитие и самосовершенствование; уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение; поддержание хорошей физической формы и здоровый образ жизни.
 
 
Тест
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе 
профессии или профиля 
4. Меня беспокоит то, 
что я стал хуже работать (менее 
продуктивно, качественно, 
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую 
усталость или напряжение, то 
стараюсь поскорее решить 
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал 
от человеческих проблем, с 
которыми приходится иметь 
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми 
приносит все меньше 
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается 
предотвратить влияние плохого 
настроения на деловые 
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, 
усталости или напряжения 
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю 
обоснованные претензии 
23. Общение с партнерами 
побудило меня сторониться 
24. При воспоминании 
о некоторых коллегах по 
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.