Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:15, курсовая работа
Цель  моей курсовой работы: выявить психологические  особенности проявления творческих способностей  у дошкольников.
     В ходе работы я поставила перед  собой следующие задачи:  
     -   Проанализировать теоретические  аспекты психологических особенностей  проявления творческих способностей. 
     -   Выявить психологические особенности   творческих способностей у дошкольников.
     -   Исследовать  психологические  особенности проявления творческих  способностей у дошкольников
     Объектом  исследования данной курсовой работы  являются творческие способности. 
     Предмет данной работы – психологические  особенности  проявлений творческих способностей.
     В данной курсовой работе я применила  следующие методы научно-психологического  исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие общих способностей…………………………………………...5
    1.2. Природа и факторы развития  способностей…………………………. 9
1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………………..10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 
ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования…………..12
2.2. Анализ результатов исследования творческих 
способностей у дошкольников…………………………………………… 13 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
   «дальневосточный 
государственный 
гуманитарный университет» 
   Факультет 
специальной психологии и педагогики 
 
   Специальность 
050716 Специальная психология 
 
 
Курсовая работа
    
«Задатки к развитию 
творческих способностей 
детей дошкольного 
возраста» 
 
 
 
 
                              
                              
                              
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хабаровск 
2011 
 
  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
  ГЛАВА 
1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ 
В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………
  1.1. 
Понятие общих способностей…………………………………………..
    
1.2. Природа и факторы развития  способностей…………………………. 
9 
  1.3. 
Понятие творчества и творческих способностей……………………..10 
  ГЛАВА 
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  
  ТВОРЧЕСКИХ  
СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12 
  2.1. 
Организация и проведение 
  2.2. 
Анализ результатов 
  способностей 
у дошкольников…………………………………………… 
13  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
  СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
  ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………
  Приложение 
№1…………………………………………………………….17 
  Приложение 
№2…………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 
      
Природа человеческих 
     А 
собственно психологическим изучением  
способностей намного позже стали  
заниматься такие  ученые  как 
Спирмен, Торндайк и другие. Они интересовались 
не только сущностью способностей, 
их обусловленностью биологическими и 
социальными  факторами, но и проблемами  
общих  и специальных способностей. 
Хотя проблема  развития способностей 
еще не имела  такой социальной 
значимости. Таланты появлялись как 
бы сами собой, стихийно создавали шедевры 
литературы и искусства, делали научные 
открытия, изобретали, удовлетворяя тем 
самым потребности 
     В 
современном обществе ситуация  
коренным образом меняется. Жизнь 
в эпоху научно-технического прогресса 
становится все разнообразнее и 
сложнее. И она требует от человека 
не шаблонных, привычных действий, а 
подвижности, гибкости мышления, быстрой 
ориентации и адаптации к новым 
условиям, творческого подхода к 
решению больших и малых 
В современном обществе психологи и педагоги сталкиваются с проблемой развития неврозов и других психических заболеваний на почве неудовлетворенности собственной работой, которая связана с ошибочным выбором, не соответствующим его способностям. А истоки этого лежат в том, что не акцентируются внимание на развитии и проявлении способностей еще в дошкольном возрасте, когда ребенку необходимо помочь в проявлении, а в дальнейшем и в развитии его способностей, учитывая, конечно, наследственные задатки.
Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.
В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:
     -   
Проанализировать 
     -   
Выявить психологические 
     -   
Исследовать  психологические 
особенности проявления 
Объектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности.
Предмет данной работы – психологические особенности проявлений творческих способностей.
В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.
1.Теоретический анализ литературных источников по данной теме.
     2.Проективное 
тестирование творческих 
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема изучения способностей в психологии, а именно понятие способностей, их классификация. Кроме этого рассматриваются особенности проявления и развития способностей.
     Во 
второй главе проводится эмпирическое  
исследование творческих способностей 
у дошкольников и анализируются 
результаты. На основании их делается  
вывод о влиянии  социума на 
проявление творческих способностей у 
детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Проблема изучения способностей в психологии
1.1. Понятие общих способностей
Способности изучают различные науки – философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.
     Несмотря 
на это, термин «способности» многими  
психологами трактуется неоднозначно. 
Если рассматривать всевозможные варианты 
существующих в настоящее время 
подходов к исследованию способностей, 
то их можно свести к трем основным 
типам. В первом случае под способностями 
понимают совокупность всевозможных психических 
процессов и состояний. Это наиболее 
широкое и самое старое толкование 
термина «способности». С точки 
зрения второго подхода под 
В российской психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный ученый Б. М. Теплов. Он выделил три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
     На 
основании вышеизложенного 
     К 
способностям относятся, например, музыкальный  
слух и  чувство ритма,  необходимые 
для успешных занятий  музыкой;  
конструктивное воображение, необходимое 
для выполнения деятельности конструктора, 
инженера; быстрота двигательных реакций, 
необходимая при занятиях некоторыми 
видами спорта; (тонкость цветоразличения 
— для художника-живописца).  Наряду 
с индивидуальными 
Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются.
     Различные 
виды деятельности, отличаясь своим 
содержанием,  предъявляют различные 
требования к личности, к ее способностям. 
Особенности этих требований состоят 
не только в том, что для выполнения 
одних видов деятельности необходимо 
вполне определенное развитие каких-то 
конкретных психических процессов 
(например, определенного вида ощущений, 
сенсомоторной координации, эмоциональной 
уравновешенности, богатства воображения, 
распределения внимания, более развитого 
словесно-логического мышления и т. 
д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, 
большинство видов 
В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.
Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные - это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Наиболее общую классификацию способностей выделяет Маклаков: общие и специальные.
Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.