Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение психологических особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Объектом исследования является процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса.
При написании данной работы были поставлены следующие основные задачи:
1.Охарактеризовать образовательный процесс с точки зрения взаимодействия его субъектов.
2.Рассмотреть психологический аспект взаимодействия субъектов образовательного процесса.
3.Проанализировать сущностные особенности учебно-педагогического сотрудничества.
4.Выявить проблемы общения в образовательном процессе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия субъектов образовательного процесса 5
1. Характеристика взаимодействия в образовательном процессе 5
2. Психологический контакт субъектов образовательного процесса 10
Глав 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 15
2.1 Учебно-педагогическое сотрудничество как взаимодействие в образовательном процессе 15
2.2 Проблема общения в образовательном процессе 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагогическая)(курсовая).doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      Содержание 
 

Введение            3

Глава 1. Теоретические  основы взаимодействия субъектов образовательного процесса            5

    1. Характеристика взаимодействия в образовательном процессе   5
    2. Психологический контакт субъектов образовательного процесса         10

Глав 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса                15

2.1 Учебно-педагогическое  сотрудничество как взаимодействие  в образовательном процессе                         15

2.2 Проблема общения  в образовательном процессе            23

Заключение                           29

Список использованной литературы                        31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, право, отношения, поведение, иной педагогический менталитет.

     Актуальность  данной проблемы связан с тем, что  в настоящее время нет необходимости  убеждать учителей в том, что каждый ученик  обладает неповторимыми  индивидуальными особенностями  и своей историей психического развития. Каждый ученик нуждается в понимании и полноценном общении. Проблема выбора стиля педагогического общения всегда стояла перед педагогом. В современных условиях жизни важным для школы является проблема демократизации взаимоотношений как важного аспекта для оздоровления обшей атмосферы в школе, для улучшения психологической  обстановки и достижения наилучших результатов во всем процессе обучения.

     Проблема  психологических особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса была рассмотрена в работах Б.И. Хасана,                   Х. Хеккаузена, Н.В. Немовой, Д. И. Фельдштейна, М.А. Джерелиевской, А.М. Прихожана, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.А. Бодалева,                   А.К. Марковой, М. Глассера, С.Л. Братченко, Г.А. Ковалева, А.Б. Орлова, Л.И. Божовича, В. Васильева, Л.М. Митиной, А.А. Братко, Е.П. Ильина.

       Таким образом, содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

     Традиционные  способы информации – устная и  письменная речь, средства массовой информации уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

       Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводиться духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека ХХI-го века.

      Цель  данной курсовой работы – изучение психологических особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса.

      Объектом  исследования является процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса.

      При написании данной работы были поставлены следующие основные задачи:

      1.Охарактеризовать образовательный процесс с точки зрения взаимодействия его субъектов.

      2.Рассмотреть психологический аспект взаимодействия субъектов образовательного процесса.

      3.Проанализировать сущностные особенности учебно-педагогического сотрудничества.

      4.Выявить  проблемы общения в образовательном  процессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия субъектов образовательного процесса

    1. Характеристика взаимодействия в образовательном процессе
 

     Отношения между учеником и учителем - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников и следить за своеобразием реакций на поведение детей [2, c. 40].

     В процессе перестройки нашего общества на основах демократизации школа  призвана создать условия для  воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих его людей и собственную судьбу. Не борьба, а поиск сотрудничества, содружества, пронизанных гуманистическими отношениями, - основа продуктивного общения в школе, которая воспитывает гражданина, хозяина страны и собственной судьбы, всесторонне развитую личность.

     Обучение  является основной категорией педагогики и в целом представляет собой  планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему  поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования.

     Данные  определения дают понимание того факта, что в педагогике -обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса [2, c. 40]:

     -обучающая;

     -воспитывающая и обучающаяся.

     Образовательное пространство представляет собой структурированное  многообразие отношений между субъектами образовательного процесса. Отношения  между субъектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации. Поэтому для  определения структуры образовательного пространства используем понятие информационного поля как множества источников информации и среды, в которой она распространяется. Информация рассматривается здесь как характеристика меры упорядоченности отношений элементов в системе, как мера снятой неопределенности их поведения. Информационное поле является фрагментом транслированного в образовательное пространство информационного пространства общества, которое представляет собой многообразие форм упорядоченности социальных отношений, законов их функционирования и развития [2, c. 41].

     Образовательное пространство может рассматриваться  как сфера взаимодействия трех его  субъектов: учителя, ученика и среды  между ними. Вывод Л. Выготского о  трехстороннем активном процессе (активен учитель, активен ученик, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательной системы как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя и ученика, представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена по Л. Выготскому как «идеальная форма среды» [2, c. 41-42].

     Активное  взаимодействие субъектов образовательного пространства приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства. При этом происходит формирование и оформление ее собственных целей, как системообразующего фактора. Признаками реализации принципов синергетики в развитии структуры образовательного пространства являются: сильно выраженная его структурная и функциональная вариативность и наличие активного взаимодействия между субъектами образовательного пространства. Такое развитие приводит к появлению в системе нового качества, определенного В.Н. Дружининым как «обогащенная среда с многовариантным выбором» [7, c. 58].

     Знания - это отражение человеком объективной  действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов  науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности.

     Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические  действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных  навыков.

     Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.

     В целом, можно констатировать, что  образовательный процесс отражает свойства, характерные как для  обучения, так и для воспитания [7, c. 58]:

     -двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

     -направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

     -единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

     -взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

     -реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

     Формы обучения, их особенности, признаки и  функции 
Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:

     -познавательного и воспитательного общения;

     -взаимодействия;

     -отношений обучающего и обучаемых.

     Результатом такого взаимодействия является:

     -профессиональное совершенствование педагога;

     -усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;

     -развитие психических процессов учеников и студентов;

     -развитие нравственных качеств учеников и студентов.

     Форма обучения означает форму организации  работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

     -коллективной;

     -групповой;

     -индивидуальной.

     Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие  мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая – обучаем [7, c. 59].

     Установленная двусторонность в обучении предполагает определение субъектов образовательного процесса. Необходимо отметить, что педагог и ученик (ученики), каждый, представляя некий общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса [7, c. 59].

     Совокупный  субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной  системе, учреждении:

     -администрацией;

     -преподавательским коллективом;

     -ученическим сообществом (учебные группы).

     Деятельность  этих совокупных субъектов направляется, регламентируется:

     -нормативно-правовыми актами;

     -программными документами.

     Каждый  из входящих в совокупный субъект  конкретных субъектов имеет свои, но согласованные объединенные цели, представленные в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность. 
Общая цель образовательного процесса как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью, и осуществляется она двумя направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоением. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием двумя его сторонами общей цивилизационно-значимой цели [7, c. 60-61].

     Таким образом, две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

     Но  даже и сейчас, когда повсеместно  идут поиски демократизации школьной жизни, в частности развития самоуправления, мы встречаемся с фактами авторитарно-бюрократического, или, как говорят, императивного, подхода в воспитании [7, c. 61].

Информация о работе Взаимодействие субъектов образовательного процесса