Взаимодействие зрительного восприятия с мышлением

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 16:32, Не определен

Описание работы

1. Принцип системности в развитии восприятия
Важнейшее направление в диагностике психического развития детей с сенсорными нарушениями - исследование восприятия, состояние которого зависит от структуры и глубины первичного дефекта, а также от длительности депривации.
Онтогенетическое развитие восприятия является системным процессом. В соответствии с концепцией Л.С.Выготского в онтогенезе на низшей генетической ступени образуются межфункциональные связи между восприятием и памятью; в подростковом возрасте на высшей генетической ступени происходит соединение восприятия с понятийным мышлением, усиливается интеллектуализация перцептивных процессов.
Исследования становления восприятия в онтогенезе выявили существенные корреляции между морфологическими данными, нейрофизиологическими механизмами и психологическими закономерностями.

Содержание

1. Принцип системности в развитии восприятия
2. Особенности зрительной ориентации при нарушении зрения.

Работа содержит 1 файл

зрит восприят.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Взаимодействие зрительного восприятия с мышлением 

1. Принцип системности в развитии восприятия 

 Важнейшее  направление в диагностике психического  развития детей с сенсорными  нарушениями - исследование восприятия, состояние которого зависит от  структуры и глубины первичного дефекта, а также от длительности депривации. 

 Онтогенетическое  развитие восприятия является  системным процессом. В соответствии  с концепцией  Л.С.Выготского в  онтогенезе на низшей генетической  ступени образуются межфункциональные  связи  между восприятием и памятью; в подростковом возрасте на высшей генетической ступени происходит соединение восприятия с понятийным мышлением, усиливается интеллектуализация перцептивных процессов. 

 Исследования  становления восприятия в онтогенезе  выявили существенные корреляции между  морфологическими данными, нейрофизиологическими механизмами и психологическими закономерностями. 

 Успех диагностического  исследования зависит от состояния  внимания ребенка. У детей с  глубокими нарушениями зрения  и слуха внимание развито очень плохо вследствие значительного снижения физиологической интенсивности сенсорных воздействий. 

 Основные  свойства зрительного и слухового  восприятия формируются в процессе  взаимодействия с другими психическими  функциями - памятью, мышлением, речью … 

Зрительное восприятие как полноценный акт осуществляется только при наличии в памяти образов-эталонов, соответствующих реальным объектам. 

 У детей  с сенсорными дефектами мнемонические  процессы могут быть нарушены, как это описано в исследовании глухих дошкольного и младшего школьного возрастов. Для компенсации нарушений запоминания очень важное значение имеет динамичное взаимодействие формирующихся образов со «следами» прошлого опыта. 

  Развитие  восприятия как системного процесса  тесно связано с наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим типами мышления. Когнитивные факторы существенно влияют на сенсорное различение. 

 Операция  анализа - синтеза обеспечивает  расчленение объекта на части  и их объединение в целое,  масштабные преобразования, что может трансформировать сенсорно обедненный образ и облегчить его опознание. 

Для формирования умений использовать знания общих свойств  объектов в процессе восприятия одного из них необходима операция конкретизации. 

Таким образом, вовлечение в процесс восприятия детей с глубокими сенсорными нарушениями таких интеллектуальный  операций, которые не всегда присутствуют в нормальном акте восприятия, требуется для компенсации нарушений опознавательного процесса. Операции анализа - синтеза, сравнения, обобщения, включенные в процесс восприятия, способствовали лучшему запоминанию зрительного материала у глухих детей. 

 Недостаточная  дифференцированность мимико-жестовых  обозначений предметов, замедленное  овладение словесной отставание  в развитии зрительного восприятия глухих и его особенности: снижение скорости, обедненность; неполноту анализа - синтеза; затруднения в определении пространственно-временных отношений объектов, представленных на рисунке. 

 Позднее формирование  словесной речи у слепо глухих детей приводит к недоразвитию образности, к отсутствию умений синтезировать части предмета в целостный образ. Отставание в формировании речемыслительной деятельности у глухих сопровождается снижением эффективности образной памяти. У всех аномальных детей отмечаются недоразвитие словесного опосредования, нарушения речевой регуляции деятельности понимания речи или её выражения. 

Глаз имеет  доминирующее значение при ориентировке в окружающем мире в сравнении  с другими органами чувств. 

И.М. Сеченов (1947), рассматривая роль зрения в психической жизни, говорил, что в цепи существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место. 

Доминантность зрительной системы, как пишет Б.Г. Ананьев (1960), определяется сочетанием четырех факторов: целостностью предметного образа, предметного действия с объектами действительности, знаковостью воспринимаемых объектов и пространственной организацией одновременного образа. 

В отличие от других органов чувств, зрение работает на трех уровнях: сенсорном (ощущение), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). Благодаря этому за первые шесть месяцев развития зрительная система значительно опережает своим становлением другие анализаторные системы. 

Акт зрительного  восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия. Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности. Начиная с простейших аналитико-синтетических перцептивных действий с предметами, ребенок постепенно идет к развитым обобщенным способам обследования, дифференциации и интеграции признаков и свойств предметов, а затем уже к созданию целостного образа предмета, становящегося основной для мыслительных действий и операций. 

Одной из ведущих  функций зрения и зрительного является стимулъно-различительная, направленная на активное взаимодействие с окружающим миром на уровне ориентировочной деятельности для установления контакта. Стимульно-различительная функция зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром. 

В результате перцептивных действий выделяются качественные характеристики в предмете, и затем перцептивная информация поступает в зрительные центры, стимулируя мозг к аналитико-синтетической деятельности. 

Следующей весьма важной функцией является аналитико-синтетическая  сторона зрительного восприятия, когда осуществляется анализ на основе сенсорных эталонов, узнавание предметов  и явлений окружающей среды. Процесс  анализа и синтеза, воспринимаемых признаков и свойств окружающей действительности является одной из ведущих и основных функций зрения. При отсутствии возможности анализировать с помощью зрения, появляется тенденция к обеднению чувственного опыта. Информационнопознавательное значение зрения и зрительного восприятия, проявляющееся в систематизации, упорядочении анализируемой информации сообразно имеющимся образам мышления и памяти. 

Информационно-познавательный процесс зрительного восприятия можно определить как процесс соотнесения предъявленного объекта с зафиксированным в памяти образом, эталоном этого объекта или предмета. Информационно-познавательная роль зрения проявляется как средство для формирования знаний, навыков и умений пользоваться зрительной информацией при практической ориентации в окружающем мире и осуществлении различных видов деятельности. 

При недостаточности  способов анализа и образов мышления и памяти обнаруживаются разрывы  между чувственным опытом и образным мышлением, при нарушении зрения наблюдается вербализм мышления. 

Организационно-регулирующая роль зрения определяется как умение целенаправленно, осознанно, избирательно пользоваться зрительной информацией  и проявляющейся в целесообразной мотивационно-потребностной и социально-значимой ориентацией, общением в окружающей действительности. 

И не менее значимой является коммуникативно-воспитывающая  функция, определяющая формирование эмоционально-поведенческого и социального проявления ребенка  Коммуникативно-воспитывающее значение зрения проявляется в формировании у ребенка определенной системы знаний, позволяющих ему мотивационно обосновывать свои поступки и адекватно действовать. 

Выделение данных функций зрения и зрительного  восприятия связано с недостаточностью их проявления у детей с нарушением зрения, так как известно, что качество предметного действия зависит от общего типа ориентировки ребенка в предмете, состояния анализирующих способностей зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения и уровнем навыков обследования предмета. 

Четкое представление функциональных свойств зрительного восприятия и установление своеобразия развития его у детей с нарушением зрения, позволяет дать наиболее достоверную и доказательную информацию, обеспечивающую целесообразный подход к осуществлению коррекционной работы по преодолению зрительной депривации. 

Умение детей  использовать свое зрение в соответствии с его состоянием во многом предопределит  успешность их социальной адаптации, другими  словами, умение детей использовать свое зрение, знания, навыки и умения в соответствии с условиями, в которых ребенок оказывается при решении различных задач в тех или иных видах деятельности. 
 

2. Особенности зрительной ориентации при нарушении зрения. 

Источником знаний об окружающем являются ощущения и  восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. 

Для ребенка  особенно важно чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Ребенок овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни. 

Для успешного  освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали  нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее. 

Слепорожденный  не может знать зрительных признаков, глухой от рождения не познает звучащего  мира. При частичном зрительном поражении наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения. 

Для понимания  возникающих в результате сенсорного дефекта отклонений в развитии ребенка, необходимо учитывать, что оно осуществляется по тем же закономерностям, что и  в норме. Выпадение тех или иных функциональных звеньев в органическом единстве психики приводит к нарушению связей и отношений с окружающим миром, к неадекватному отражению действительности. 

Внутрисистемные нарушения или недоразвитие какой-либо сенсорной функции в условиях понимания последствий и созданных с учетом этого правильных условий медико-педагогической коррекции во многом может предупредить возникновение отклонений в психофизическом развитии. 

Посмотрим, как  взаимосвязан процесс зрительного  восприятия в условиях зрительного дефекта. Современная наука и практика воспитания детей с нарушением зрения показывают, что формирование представлений у них осуществляется замедленно и информативно беднее, чем у нормально видящих детей. В принципе при зрительной ориентации в окружающем мире процессы анализа и синтеза протекают у таких детей так же, как и при нормальном зрении. Сначала они выделяют отдельные признаки и свойства, характеризующие предмет, делают попытки к анализу, сравнению их, а затем делают вывод, но на этом и кончается сходство. Дело в том, что при глубоком нарушении зрения у них значительно меньше информации о сенсорных эталонах формы, цвета, величины и пространственных признаках. Из-за низкой остроты зрения они тратят больше времени на рассматривание. Все это и определяет процесс опознания, анализ, синтез и осмысление зрительно воспринимаемой информации. 

А если условно  поделить процесс чувственного познания на два составных этапа: 

— формирование ориентировочных действий различения, опознания, называния; 

— развитие интеллектуальных умений дифференцированного анализа воспринимаемых признаков и аналитико-синтетической деятельности по контролю над процессом ориентации; 

то здесь мы выделим своеобразие и особенности, которые характеризуют процесс  зрительного восприятия детей с нарушением зрения 

Особенности аналитической  деятельности слабовидящих детей проявляются  замедленности восприятия, в недостаточности  умений обозревать зрительно-пространственные признаки и отношения. Это особенно отчетливо наблюдается, когда узнавание предметов и выделение признаков ограничено во времени и условия восприятия для зрения не созданы с учетом его возможностей. 

Посмотрим конкретно  примеры изучения процессов узнавания  у слабовидящих детей. Для изучения особенностей зрительного восприятия детям было предложено ряд заданий на умение мгновенного опознания двух изображениях одного вида предмета с некоторыми различиями по размеру, расположению. Слабовидящие дети при восприятии изображений чаще всего не замечали имеющиеся в изображении различия. Все нормально видящие дети справились с заданием. Слабовидящие дети выполнили задание при увеличении времени на рассматривание иллюстраций и в случае одновременного предъявления обеих иллюстраций. 

Информация о работе Взаимодействие зрительного восприятия с мышлением