Взаимоотношения родителей и детей в эпоху просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Данная работа представляет собой реферат на тему « Взаимоотношения родителей и детей в эпоху просвещения». Актуальность данной темы проявляется в сравнении современных реалий взаимоотношений между родителями и детьми, с реалиями этих взаимоотношений в прошлом, что в свою очередь способствует более полному их пониманию. Так же немаловажным видеться изучение этих взаимоотношений именно в эпоху просвещения, в силу того, что на рубеже данной эпохи стала проявляться тенденция к выявлению и решению многих проблем между детьми и родителями. Деятели эпохи просвещения уделяли большое внимание семейным отношениям, что в свою очередь привело к появлению дисциплины педагогика – науки о воспитании и обучении человека, которая неразрывна связана с взаимоотношениями родителей и детей. Исходя из этого данная работа позволит расширить и укрепить знания по данному вопросу.

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Становление эпохи просвещения в России ……………………………
Тенденции развития семейного воспитания. Деятели эпохи просвещения………………………………………………………………….....
Поздний этап эпохи просвещения.
Педагогическая система Ушинского………………………………………….
Заключение………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Ебучий реферат.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

     План  работы 
 
 

     Введение  …………………………………………………………………

     Становление эпохи просвещения в России ……………………………

     Тенденции развития семейного воспитания. Деятели  эпохи просвещения………………………………………………………………….....

     Поздний этап эпохи просвещения.

Педагогическая  система Ушинского………………………………………….

     Заключение……………………………………………………………… 
 

 

     Введение 

     Данная  работа представляет собой реферат  на тему « Взаимоотношения родителей  и детей в эпоху просвещения». Актуальность данной темы проявляется  в сравнении современных реалий взаимоотношений между родителями и детьми, с реалиями этих взаимоотношений в прошлом, что в свою очередь способствует более полному их пониманию. Так же  немаловажным видеться изучение этих взаимоотношений именно в эпоху просвещения, в силу того, что на рубеже данной эпохи стала проявляться тенденция к выявлению и решению многих проблем между детьми и родителями. Деятели эпохи просвещения уделяли большое внимание семейным отношениям, что в свою очередь привело к появлению дисциплины педагогика – науки о воспитании и обучении человека, которая неразрывна связана с взаимоотношениями родителей и детей. Исходя из этого данная работа позволит расширить и укрепить знания по данному вопросу. 

       Для достижения этой цели в  данной работе необходимо ознакомиться  с эпохой просвещения; деятелями жившими в то время; взаимоотношениями между родителями и детьми данной эпохи; преобразованиями в этих отношениях. 
Становление эпохи просвещения в России 

     Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

     Собственно  термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали. 

     Идеи  Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром Великим и его сподвижниками. 

     Эпоха Петра I (1682-1725) изменила взгляды на образование  и воспитание. За сравнительно короткий срок в России были созданы основы национальной системы образования. Допетровская Русь оценивала человека по принадлежности к определенному сословию, при Петре I впервые стали значимы личные достижения и заслуги перед Отечеством.

     В эпоху Петра I в обществе стали  складываться новые мировоззренческие  ориентиры. Обучение этикету, иностранным  языкам, приобщение к западноевропейской моде повлияло на быт и сознание людей. Преклонение перед всем «иноземным» не могло не сказаться на изменении подходов к воспитанию и обучению юношества. В XVIII веке в России появляются первые воспитательные общества. В XIX веке осуществляются разнообразные педагогические проекты творческого, свободного воспитания подрастающего поколения.

 

     Взаимоотношения в семье на этапе  раннего просвещения 

     Структура и взаимоотношения в семье  покоились на идеологии, которая  была внедрена Петром Первым и существовала в России вплоть до 40-х годов XIX века. Великий император крепко связал службу и дворянское достоинство, установил зависимость службы от образования и образование от достоинства. Существовавшая иерархия семьи выражалась, прежде всего, в том, что каждый из ее членов имел особое служение. 

     Главным лицом в этой иерархии был отец – глава семьи. Его положение  было настолько значительным, что  в сравнении сам император  уподоблялся отцу Отечества. Он отвечал  за представительство семьи в  обществе и общества в семье. В случае его смерти главой семьи становилась его вдова. Если же отец в силу своего физического состояния не способен был справляться с обязанностями главы семьи, то реально вел все дела другой человек, а отец лишь символизировал единство семьи в глазах общества. Например, обязанности главы в семье Н.С. Тургенева выполняла его мать Варвара Петровна, а не отец Сергей Николаевич, полковник Екатеринославского кирасирского полка, слабовольный и душевно больной человек.

     Положение главы семьи качественно отличалось от положения других ее членов. Этикет предписывал держаться ему в отдалении, быть недоступным, иметь отдельные помещения. Вспомним из многочисленных литературных произведений, с каким трепетом дети тайно проникали в кабинет отца, который даже в зрелом возрасте оставался им недоступным. Даже распоряжения свои глава семьи должен был передавать через третье лицо. Так, провинившегося сына отец мог простить только через жену, а жену через друга. Это позволяло прощать, не умаляя власти и достоинства главы семьи. Главными обязанностями отца были: устройство браков потомства и карьеры сыновей. 

     Само  понятие «семья» было очень объемным. Она могла состоять из родственников, как по кровному, так и по свойскому  родству. В состав семьи часто  включались и домочадцы, то есть люди жившие под единой крышей. Однако слуги и крепостные могли не входить в это число. Исключением, правда, была няня. Она участвовала в трапезе наравне с другими членами семьи, что подчеркивало ее особое положение. Вспомним хотя бы няню А. С. Пушкина – Арину Родионовну.

     В состав семьи могли включаться и  учителя, если у них были хорошие  личные отношения с родителями учеников, иначе они оставались на положении  слуг (вспомним учителя–француза из повести  А.С. Пушкина «Дубровский»).

     Часто под «семьей» понималась и общность жития. Например, семьей дети могли называть учебное заведение, пансион, военные школы, училища, лицей – эти заведения порой были единой семьей для их воспитанников. В критические периоды жизни понятие семьи раздвигалось до огромных размеров. На крестины, свадьбы и похороны приглашались даже далекие родственники.  

     Общеизвестно, что по существовавшим законам и  традициям дворянин должен был служить  обществу. Аналогичным средством  служения обществу была также и семья. Личность была ниже, чем семья. Идеалом личности стало самопожертвование во имя его интересов. Если в Западной Европе семья была противопоставлена обществу, и ее член мог найти в ней моральное убежище, то в России семья считалась частью общества.  

     Главной особенностью структуры семьи в России в раннее просвещение было разделение ее на мужскую и женскую иерархии. Ее существование проявлялось в любых сферах жизни. Даже во время путешествий и поездок лица разного пола порознь отправлялись в путь. Если ведение дома считалось специфической женской обязанностью, то дела вне дома – мужской. Половые различия проявлялись также и в социальной деятельности: этикет предписывал мужчинам встречаться вечером, а женщины могли навещать друг друга днем. Причем старшей из этих двух иерархий считалась мужская иерархия. Разделение было настолько явным, что даже пол учителя всегда соответствовал полу ребенка. Так, вдовец мог воспитывать только сына, но дочь, как бы он ее не любил, обязан был отдать на воспитание родственницы. Умирая, отец мог сказать, что оставляет сына сиротой, хотя его мать была жива. 

     Следует отметить, что мужчины, как правило, не вмешивались в дела женской  иерархии, за исключением устройства брака дочерей. Естественно, что  из-за такого разделения дети были более  привязаны к родителям противоположного пола. 

     Еще более любопытным было представление  о детстве. Детство в России в XVIII – начале XIX века до семи лет считалось  временем чисто биологического существования. Такое отношение отчасти объясняется  высокой детской смертностью. Поэтому, уход за ребенком до семилетнего возраста передоверялся няне. Институт нянь, которым гордилась Россия, был чужд и не понятен западноевропейским моралистам: они проповедовали идеал материнской опеки.

     С семилетнего возраста ребенок рассматривался как маленький взрослый. Считалось, что у него появлялся разум, и он становился пригодным к обучению. Обучение и воспитание ориентировалось, прежде всего, на служение Отечеству. В мальчике воспитывалось умение приказывать и повиноваться, а в девочке – умение жертвовать собой в качестве жены и матери. Причем, в отличие от других культур той эпохи, российское воспитание не считало возможным «ломать волю» ребенка. Предпочтение отдавалось убеждению и личному примеру. Хотя телесные наказания и существовали, но они не приветствовались и постепенно исчезали. После семи лет для ребенка стандартом поведения становилось поведение взрослых. Ребенок мог быть даже наказан за игры. Дети могли присутствовать и принимать живое участие в любых разговорах взрослых, в том числе интимных, читать любые книги.  

     Лучшим  воспитателем считался учитель –  иностранец. В круг его обязанностей входило не только преподавание курса  наук, но, прежде всего, воспитание манер, стереотипов поведения. Ведь «неумение  вести себя в предписанной манере, – как отмечали моралисты, – могло вести не только к изгнанию из общества, но и к разрыву семейных уз». Учитель всюду сопровождал воспитанника, мог запретить ему ходить куда–либо даже с родственником. Отец, как правило, не вмешивался в систему воспитания. Эмоционально близких отношений с учителем обычно не возникало.  

     Такой была семья в эпоху раннего  просвещения. Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что семейному воспитанию уделялось большое внимание, но в то же время взаимоотношения родителей и детей были напряженными, в силу отстраненности последних. Такие взаимоотношения и само понятие семья были основаны на подчинении, строгой иерархии; в них оставалось совсем мало места любви, заботе и семейному единству. 

     С другой стороны опыт семейного воспитания являлся той почвой, на которой «вырастали» первые педагогические теории. В начале они не выделяли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для общепедагогических выводов.

 

     Тенденции развития семейного  воспитания. Деятели  эпохи просвещения 

     В дальнейшем под усиливающимся влиянием Европы, эпоха просвещения в России вступает в новую стадию своего существования, если можно так выразиться. Об этом говорит развитие духовной и светской культуры, науки, образования, нравственного развития. В России постепенно начинают открываться школы, академии, университеты; развивается общество, так же как и общественные и семейные отношения.  

     С появлением же общественного воспитания возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по-разному – в зависимости от господствовавшего общественного строя, от философских и социально-политических взглядов того или иного мыслителя или педагога-практика. Так, по убеждению Квинтилиана – теоретика ораторского искусства в Древнем Риме, общественное (школьное) воспитание имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним). Он писал: «Кто обучался в одиночестве, тот, выступив со своими познаниями в жизнь, будет как был ослеплен ярким солнечным блеском и станет в тупик при всякой для него новости».

     Чешский педагог XVII века Я.А. Коменский, выделив 4 ступени развития подрастающего  поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) и, наметив для каждой ступени 6-летний период воспитания (6-летняя школа), указывал, что для детства такой школой является материнская школа в каждой семье. Я.А. Коменский выдвигает систему идей, связанных с признанием в природе ребенка великих даров: природное влечение к свету, знанию, добру, при этом роль воспитания определяется им как помощь ребенку в процессе его созревания. Это стремление войти в природу ребенка было выражено у него в установлении принципа «природосообразности».

     Решительным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернеров являлся английский философ XVII века Дж. Локк. Первейшая цель воспитания, по Локку, – добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя добиться в школе: школа – «сколок с общества», а общество таково, что воспитывает людей безнравственных. Поэтому Локк решительно настаивает на воспитании и обучении не в школе, а в семье, где разумный и добродетельный воспитатель сможет воспитать такого же «джентльмена». В этих рассуждениях Локка наблюдается и трезвая оценка современного ему общества, и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Педагогические идеи Локка о раскрытии естественных сил ребенка имели большое влияние в истории педагогической мысли. Для него дитя – это как бы чистая доска, то есть ребенок может воспринимать все, что вносит опыт. Из этих мыслей как их следствие явилась вера Локка в исключительное влияние школы. 

Информация о работе Взаимоотношения родителей и детей в эпоху просвещения