Вывод
Таким образом, показатели тревожности
отмечены у 30% испытуемых, а показатели
агрессивности у 49%. Часть дошкольников
с повышенным уровнем тревожности вписывается
в статистическую норму (30% выборки), в
то время, как дети с повышенной агрессией
значительно превышает ее.
Из годовых отчетов
психолога, ДОУ №568, г. Минска, видно,
что тревожность и агрессия детей
растет с каждым годом.
2009г – уровень тревожности
18%, уровень агрессии 16%.
2010г – уровень тревожности
21%, уровень агрессии 27%.
2011г – уровень тревожности
30%, уровень агрессии 49%.
Результаты исследования
свидетельствуют о необходимости
введения общих коррекционно-развивающих
мероприятий для детей старшего
дошкольного возраста, направленных
на снижение уровней детской тревожности
и агрессии
Исследуя социометрический статус, мы
видим, что статусное положение «звезды»
имеют 3 человека (11%). У этих детей тревожности
не наблюдается, низкий уровень агрессии
у двоих. Статусное положение «предпочитаемые»
имеют 6 человек (21%). У троих из них высокая
степень агрессии, и у одного из этих троих
присутствует тревожность. Статусное
положение «принятые» 13 человек (46%). Тревожность
наблюдается у троих. Агрессия с высокой
степенью у восьми человек, а у одного
низкая степень. Статусное положение «отверженные»
имеют 5 человек (18%).У всех этих детей наблюдается
как тревожность в разной степени, так
и агрессия.
Таким образом,
чем выше социальный статус ребенка,
тем ниже тревожность и агрессия,
соответственно, чем ниже социальный
статус – тем выше степень тревожности
и агрессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании
анализа научной литературы были
выделены следующие определения:
Тревожность
– индивидуальная психологическая
особенность, переживания эмоционального
неблагополучия, связанное с предчувствием
опасности или неудачи. Субъективно ощущается
как напряжение, озабоченность, беспокойство
и связана с чувствами беспомощности,
неопределенности. На физиологическом
уровне реакции тревожности проявляются
учащении дыхания и сердцебиения, повышении
артериального давления, возрастании
общей возбудимости, снижении порогов
чувствительности, когда ранее нейтральные
стимулы приобретают отрицательную эмоциональную
окраску.
Сама по себе
тревожность показывает внутреннее
отношение ребенка к определенным
ситуациям, по ней можно много
узнать об отношения со сверстниками
и взрослыми в семье, детском
саду, школе. У каждого человека существует
свой оптимальный уровень тревожности
– это так называемая полезная
тревожность. Когда же этот уровень
превышает оптимальный, можно говорить
о появлении повышенной тревожности.
Он может свидетельствовать о
недостаточной эмоциональной приспособленности
ребенка к тем или иным социальным ситуациям.
Вместе с тревогой и ощущениями неуспеха
у такого ребенка постепенно формируется
отношение к себе как к слабому и неумелому.
Ребенок боится совершить ошибку, в нем
нет уверенности. Высокая тревожность
педагогов или родителей передается ребенку.
Агрессивность
– относительно устойчивое свойство
личности, выражающееся готовности
к агрессии, а также в склонности
воспринимать и интерпретировать поведение
другого как враждебное.
Основными причинами
проявления детской агрессивности
являются:
- стремление
привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление
получить желанный результат;
- стремление
быть главным;
- защита и
месть;
- желание ущемить
достоинство другого с целью подчеркнуть
свое превосходство.
Согласно данным эмпирического
исследования показатели тревожности
отмечены у 30% испытуемых, а показатели
агрессивности у 49%. Часть дошкольников
с повышенным уровнем тревожности вписывается
в статистическую норму (30% выборки), в
то время, как дети с повышенной агрессией
значительно превышает ее. Результаты
исследования свидетельствуют о необходимости
введения общих коррекционно-развивающих
мероприятий для детей старшего дошкольного
возраста, направленных на снижение уровней
детской тревожности и агрессии.
Исследуя социометрический статус,
мы видим, что статусное положение
«звезды» имеют 3 человека (11%). У
этих детей тревожности не
наблюдается, низкий уровень агрессии
у двоих. Статусное положение
«предпочитаемые» имеют 6 человек
(21%). У троих из них высокая
степень агрессии, и у одного
из этих троих присутствует
тревожность. Статусное положение
«принятые» 13 человек (46%). Тревожность
наблюдается у троих. Агрессия
с высокой степенью у восьми
человек, а у одного низкая
степень. Статусное положение
«отверженные» имеют 5 человек
(18%).У всех этих детей наблюдается
как тревожность в разной степени,
так и агрессия.
Таким образом,
чем выше социальный статус ребенка,
тем ниже тревожность и агрессия,
соответственно, чем ниже социальный
статус – тем выше степень тревожности
и агрессии.
Поставленные задачи выполнены,
цель достигнута.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Басс А.Г. Психология агрессии / А,Г,Басс/
Вопросы психологии.-1967г..- №3.- с. 60-67.
- Берковиц Л./ Агрессия: причины, последствия
и контроль / 2002г. – 512с.
- Большой психологический словарь / под
ред. Б,Г,Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб:
Прайм - Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005.-
666с.
- Большой энциклопедический словарь (Электронный
ресурс) –Режим доступа: www.slovarus/ru
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция
детской и подростковой агрессивности
/ Г.Э.Бреслав.-СПб.: Речь, 2004- 144с.
- Гарднер Р. Психотерапия детских проблем
/Р,Гарднер. – СПб.: Питер, 2002.-416с.
- Змановская Е.В. Девиантология: психология
отклоняющегося поведения. Учебное пособие
/Е,В, Змановская – М.: Издательский центр
Академия, 2004.- 288с.
- Козлов В,В, Психотехнологии измененных
состояний сознания./В,В,Козлов – М.: Изд-во
Института психотерапии, 2005.- 544с.
- Лоренц К. Для чего нужна агрессия /Флогистон:
Библиотека по психологии. М., 1998.- (Элекронный
ресурс).- Режим доступа: http://flogisto./ru/library/lorenz.
- Лоренц К. Так называемое зло.К естественной
теории агрессии/ Флогистон : Библиотека
по психологии. - М., 1998.-(Электронный ресурс).-
Режим доступа: http:// flogiston/ru/library/lorenz_3.
- Малчиоди К.А. Работа с детьми и их рисунками
/ Флогистон: Психотерапия и консультирование.
– М., 1998.- (Электронный ресурс).- http://flogiston/articles/therapy/malchiodi_3.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психоаналитическая природа и возрастная
динамика/ А,М, Прихожан.- М.-Воронеж, 2000.
- Стандарт предприятия: Работы курсовые
и дипломные. Структура и правила оформления
.СТП МИУ 2.0.01-08 / Авт-сост Н.В.Суша [и др.]
– Минск: Изд-во МИУ 2008.- 48с.
- Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики:
психологическое консультирование детей
и подростков /Е.Г.Суркова. - М.: Асепкт Пресс,
2008.-319с.
- Харлинская Д.А. Тревожность как стимул
проявления креативности / Психология
ХХI века: Материалы Международной межвузовской
научно-практической конференции студентов,
аспирантов и молодых специалистов «Психология
XXI века» 19-21 апреля 2007 года, Санкт-Петербург
/ Под. науч. ред. В.К.Чеснокова – СПб.: Изд-во
С.-Петербургского Университета, - 2007. -
589с.
- Хекхаузен Х. Ситуационные факторы агрессивного
поведения /Флогистон: Библиотека по психологии.
– М., 1998. – (Электронный ресурс).- Режим
доступа: http://flogiston.ru/library/agr_hek7.
- Хорни К. Тревожность/ Флогистон: Библиотека
по психологии. – М., 1998. – (Электронный
ресурс).- Режим доступа: http://flogiston.ru/library/horny.
- Шапарь В.Б. Новейший психологический
словарь / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь;
под общ. Ред. В.Б.Шапаря.-Ростов н/Д, 2005.-
808с.
- Электронный ресурс. Режим доступа: http://ds82.ru/doshkolnik/
3680-.html
- Электронный ресурс. Режим доступа: http://psy.files.ru/2007/
06/14/kaktus.html
- Электронный ресурс. Режим доступа: http://psyfactor.org/
moreno.html