Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:05, курсовая работа
В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этого возраста. И если родителям удастся перестроить свои отношения с подрастающими детьми и изменить стиль воспитания, то это, в свою очередь, отразиться и на характере ребенка.
Введение.
Часть I: Теоретический обзор
Глава I: Характер
1.1 Подходы к пониманию характера.
1.2 Структура характера.
1.3 Развитие характера в возрастном аспекте.
1.4 Семья как фактор формирования характера.
Глава II: Акцентуации характера.
2.1 Понятие акцентуаций характера.
2.2 Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Часть II: Практическая часть.
3.1 Программа исследования.
3.2 Описание методик:
- Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
- Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»
3.3 Выборка.
3.4 Результаты.
3.5 Выводы и заключение.
Список литературы.
Психологическая
диагностика типа акцентуации характера
осуществлялась с помощью
ПДО включает в себя 25 таблиц-наборов, содержащих фразы, которые отражают отношение при разных типах акцентуации характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста:
Процедура обследования и обработка результатов подробно описаны в методических рекомендациях (14, с.6).
В данном исследовании при обработке результатов использовалась шкала объективной оценки. Далее осуществлялось определение типа акцентуации характера согласно алгоритма, предложенного А.Е.Личко (см.17, с.60).
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (сокращенно, «Подростки о родителях») изучает установки, поведение, методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте (13, с.5).
Основой служит опросник, созданный Шафером в 1965г. Он считал, что воспитательское воздействие родителей, по описанию детей, можно охарактеризовать при помощи трех переменных:
Испытуемым предлагалось оценить каждое из 50-ти утверждений по следующим категориям:
2б
– утверждение полностью
1б – высказывание частично подходит для отца (матери)
0б – утверждение не относится к отцу (матери)
Испытуемым предлагалось заполнить бланки отдельно для каждого из родителей. Полученные данные с обоих бланков сводились в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому из параметров подсчитывалась арифметическая сумма сырых баллов:
Сырые баллы переводились в стандартизированные в соответствии с предложенными таблицами (см. 13, с.28-51). Стандартизированные баллы располагаются от 1 до 5:
Затем строились оценочные профили отношения как к матери, так и к отцу. Высокие баллы по параметрам, используемым в данной методике, можно соотнести с некоторыми стилями воспитания, предложенными А.Е.Личко:
1.Директивность – доминирующая гиперпротекция.
2.Враждебность – эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.
3.Автономность – гипопротекция.
А также низкие баллы по шкале:
4.Позитивный
интерес – эмоциональное
Интерпретация шкал.
А:
Положительное отношение к
Б: Внимание, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью. Отсутствие резких перепадов от вседозволенности к наказаниям. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви.
А: Жесткий контроль со стороны матери, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. Мнение дочери не учитывается. Такие матери считают, что они всегда правы и полагаются на строгость наказания.
Б: Директивность отца проявляется в качестве «твердой мужской руки», направляющей растущую девушку на «путь истинный», заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе.
А: Подозрительное отношение матери к семейной среде и дистанция по отношению к детям. Отказ от социальных норм приводит их к настороженности и возвышению себя над остальными.
Б:
Сочетание
А: Матери исключают какую-либо зависимость от требований и состояний ребенка. Отрицаются формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери отличаются снисходительностью, они не поощряют детей, редко делают замечания, не обращают внимание на воспитание.
Б: Отец словно отгорожен от проблем семьи. Ему все равно. Что происходит вокруг. Действия отца часто не согласуются с потребностями близких, интересы которых полностью игнорируются.
А: Со стороны матери девочки ощущают резкую смену стиля, предоставляющего собой переход от очень строгого – к либеральному, и наоборот: переход от психологического принятия дочери к ее отвержению.
Б: поведение отца совершенно не предсказуемо. Могут проявляться абсолютно противоречащие друг другу психологические тенденции с максимальной амплитудой колебаний.
В данном исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет. Испытуемые являются учениками школы №38 – 9 класс и школы-лицея №40 – 10 класс.
Всего было исследовано 40 учеников, из них 33 девушки (83% испытуемых) и 7 юношей (17% испытуемых). Поскольку основную часть испытуемых составляли девушки, не производился анализ данных при обработке результатов представителей мужского и женского пола.
В ходе проведенного исследования были получены следующие данные.
1)
С помощью
Гипертимный тип – 6 испытуемых
Циклоидно-лабильный тип – 2 испытуемых
Лабильный тип – 6 испытуемых
Психоастенический тип - 7 испытуемых
Эпилептоидный тип – 7 испытуемых
Истероидный тип – 9 испытуемых
Лабильно-неустойчивый тип - 1 испытуемый
Лабильно-истероидный тип - 1 испытуемый
Гипертимно-истероидный тип -1 испытуемый
Конформный, астеноневротический, сенситивный, шизоидный типы в данной выборке не выявлены.
2)
С помощью методики «Подростки
о родителях» практически у
каждого испытуемого
| Шкала позитивного интереса: | 5б – 7 оценок |
| 4б – 14 оценок | |
| 3б – 16 оценок | |
| 2б – 27 оценок | |
| 1б – 9 оценок | |
| Шкала директивности | 5б – 3 оценки |
| 4б – 10 оценок | |
| 3б – 21 оценка | |
| 2б – 32 оценки | |
| 1б – 8 оценок | |
| Шкала враждебности. | 5б – 4 оценки |
| 4б – 12 оценок | |
| 3б – 28 оценок | |
| 2б – 21 оценка | |
| 1б – 10 оценок | |
| Шкала автономности. | 5б – 5 оценок |
| 4б – 26 оценок | |
| 3б – 30 оценок | |
| 2б – 9 оценок | |
| 1б – 5 оценок | |
| Шкала непоследовательности. | 5б – 4 оценки |
| 4б – 32 оценок | |
| 3б – 29 оценок | |
| 2б – 7 оценок | |
| 1б – 3 оценки |
Таким образом, у каждого испытуемого был определен тип акцентуации характера и построены оценочные профили отношений к родителям в виде двух графиков.
Далее выявлялась взаимосвязь типа акцентуации характера и особенностей семейного воспитания. Анализировались гипертимный, истероидный, психоастенический, эпилептоидный и лабильный типы. Смешанные и типы, которые не выявлены в данной выборке, анализу не подвергались.
Производился анализ оценочного профиля отношений к родителям по каждому типу. Поскольку все 5 шкал в методике «Подростки о родителях» оценивались по 5-бальной шкале, то определялось процентное соотношение 1, 2, 3, 4, 5 баллов по каждой шкале и определялся наиболее часто встречаемый балл. Анализировалось общее отношение подростков к обоим родителям, т.к. существенной разницы между отношением подростка к отцу и матери не обнаружено. По наиболее часто встречаемым баллам по каждой шкале строится общий оценочный профиль, характерный для каждого типа.
Таким
образом, каждому типу акцентуации
характера соответствует
Таблица 1.
| Тип акцентуации характера | Позитивный интерес | Директивность | Враждебность | Автономность | Непосле-
дователь- ность |
| Гипер-
тимный тип |
5б – 18% | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 9% | 5б – 9% |
| 4б – 18% | 4б – 9% | 4б – 0 | 4б – 55% | 4б – 27% | |
| 3б – 37% | 3б – 37% | 3б – 46% | 3б – 18% | 3б – 55% | |
| 2б – 18% | 2б – 54% | 2б – 27% | 2б – 9% | 2б – 9% | |
| 1б – 9% | 1б - 0 | 1б - 27% | 1б - 9% | 1б - 0 | |
| Истероидный тип | 5б – 11% | 5б – 0 | 5б – 5% | 5б – 0 | 5б – 0 |
| 4б – 39% | 4б – 5% | 4б – 11% | 4б – 44% | 4б – 33% | |
| 3б – 22% | 3б – 40% | 3б – 33% | 3б – 44% | 3б – 44% | |
| 2б – 11% | 2б – 50% | 2б – 22% | 2б – 12% | 2б – 23% | |
| 1б – 17% | 1б - 5% | 1б –28% | 1б - 0 | 1б - 0 | |
| Психоастенический тип | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 16% | 5б – 8% |
| 4б – 0 | 4б – 23% | 4б – 23% | 4б – 23% | 4б – 38% | |
| 3б – 16% | 3б – 31% | 3б – 46% | 3б – 61% | 3б – 46% | |
| 2б – 69% | 2б – 31% | 2б – 31% | 2б – 0 | 2б – 8% | |
| 1б - 16% | 1б - 16% | 1б - 0 | 1б - 0 | 1б - 0 | |
| Эпилеп- тоидный тип | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 8% | 5б – 8% | 5б – 8% |
| 4б – 16% | 4б – 16% | 4б – 16% | 4б – 46% | 4б – 16% | |
| 3б – 16% | 3б – 23% | 3б – 38% | 3б – 31% | 3б – 46% | |
| 2б – 70% | 2б – 38% | 2б – 38% | 2б – 16% | 2б – 31% | |
| 1б - 0 | 1б – 23% | 1б - 0 | 1б - 0 | 1б - 0 | |
| Лабильный тип | 5б – 0 | 5б – 0 | 5б – 18% | 5б – 0 | 5б – 9% |
| 4б – 27% | 4б – 18% | 4б – 9% | 4б – 27% | 4б – 91% | |
| 3б – 18% | 3б – 27% | 3б – 46% | 3б – 46% | 3б – 0 | |
| 2б – 37% | 2б – 46% | 2б – 27% | 2б – 27% | 2б – 0 | |
| 1б – 18% | 1б - 9% | 1б - 0 | 1б - 0 | 1б - 0 |