Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки на эффективность в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. Больным вопросом для современной системы обучения является вопрос о негативных состояниях студентов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ!!!!!!!!!.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

Введение

     Актуальность. Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. Больным вопросом для современной  системы обучения является вопрос о негативных состояниях студентов.

     В студенческом возрасте главной причиной тревожности считаются внутренние конфликты, преимущественно самооценочного характера. В наиболее общем виде проблема неадекватной самооценки студентов и проблема высокой тревожности могут быть сформулированы как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности [11, с.141].

     Проблема  связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в  психологии, поэтому исследование связи самооценки и уровня тревожности актуально.

     Цель работы: установить связь самооценки и уровня тревожности с эффективностью в обучении.

     Объект исследования: проявление самооценки и уровня тревожности у студентов.

     Предмет исследования: самооценка и уровень тревожности.

     Гипотеза: студенты, имеющие адекватные самооценки и оптимальные уровни тревожности более эффективны в процессе обучения.

     Задачи  исследования:

     - уточнить значения, таких понятий, как самооценка и тревожность;

     - осуществить теоретический анализ литературы по особенностям обучения на 1-2 курсе;

     - провести эмпирическое исследование;

     - проанализировать полученные данные и сделать выводы.

     Методы  исследования:

     - тест «Самооценка»;

     - шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина.

     Метод  математической статистики: критерий углового преобразования Фишера.

     Теоретическая значимость: состоит в обогащении психологии сведениями об особенностях и механизмах формирования тревожности и самооценки.

     Практическая  значимость: результаты исследования могут быть использованы в организации всех направлений деятельности психологов, в разработке и осуществлении программ профилактики эмоциональных нарушений. А также результаты могут быть полезны самим испытуемым желающих повысить свою эффективность в обучении.

     Структура работы: работа состоит из введения, двух частей, выводов, заключения,  списка используемой литературы и приложения.

 

1. Теоретическое изучение проблемы тревожности и самооценки у студентов

1.1. Психологические особенности студенческого возраста

     Термин  «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

     Возраст 18 – 20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности» - включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой деятельности и создание собственной семьи. Преобладание мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это  время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений [3, с.24-48].

     Развитие  студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

     Первый  курс решает задачи приобщения недавнего  абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов  отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

     Второй  курс - период самой напряженной  учебной деятельности студентов. В  жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

1.2. Современное понятие самооценки

     Вопросу самооценки в отечественной психологии уделяли и уделяют достаточно много внимания. Например, Липкина  и Рыбак рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин исследует устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Разумеется, в каждом из этих экспериментальных исследований ставятся и решаются также вопросы теории самооценки.

     Но  есть исследования и собственно теоретического плана, хотя их гораздо меньше: в них разрабатываются вопросы социально- психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности.

     Необходимо  обратить внимание на отсутствие единого  определения самооценки, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Зачастую авторы используют различные термины для обозначения одного и того же феномена: самоуважение, самоотношение, самопринятие, обобщенная самооценка, установка на себя и др. Очень часто подразумеваются под одним термином различные психологические образования, но, не предлагаются при этом развернутые определения.

     Известно, что человек становится личностью  в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Проведенные исследования показали, что именно в семье маленький человек учится оценивать себя, но пока своим, доступным ребенку способом.

     Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает: «В детстве  мы узнаем о себе только из слов и  отношения к нам близких. В этом смысле у ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие, более того, положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него» [20, с.224-234].

     Бороздина и Молчанова провели многочисленные исследования, которые уточняют, что  принятие оценок зависит от ряда факторов. Например таких, как высокая компетентность и статус значимых других, привлекательность группы, степень соответствия между желаемой и реальной самооценками, степень доверия к «источнику» оценки и т.д. [4, с.99-100]

     Характер  самооценки проявляется не только отношением к другим людям, но и отношением к  самому себе. Каждый из нас, намеренно  или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими, и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок». В частности, Карл Роджерс пришел к выводу, что «большинство людей, которых он знал, презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить». Джон Пауэлл в своих рассуждениях пошел еще дальше: «У всех нас есть комплексы неполноценности, – писал он, – те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются». «Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимее влияние того, что мы в нее бросаем… Порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в «сокровищнице» самооценки».

     Влияние других, на формирование самооценки, приобретает еще большее значение, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как «стремление познать себя с помощью партнера». Такое видение имеет поддержку и сегодня. Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг, наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Молодых людей с заниженной самооценкой беспокоит мнение окружающих, в общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверены, что все о них плохого мнения.

     В лонгитюдных исследованиях С. Куперсмита, прослеживалось, что мальчики с высокой самооценкой характеризовались как активные, экспрессивные, в целом успешные в учении и в социальных отношениях, лидеры в дискуссиях, не отягощенные чувством тревоги и т.д. Они не были поглощены внутренними проблемами и гораздо реже страдали психосоматическими расстройствами. Куперсмит обнаружила, что взаимоотношения с родителями и стиль воспитания у мальчиков с высокой самооценкой сильно отличались от отношений в семье и воспитания у мальчиков с низкой самооценкой.

     Самооценка  функционирует в двух основных формах как общая и как частная (парциальная, или конкретная). Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархизированную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой.

     Известно, что самооценка выступает как  важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам. Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей  деятельности, направлена на будущее и называется «прогностической». Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется «процессуальной». Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется «ретроспективной». Все три вида самооценки тесно связаны между собой, постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения, трансформации одной в другую [12, с.23-51].

     Чеснокова отмечает, что «самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики». Она указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанным с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно-ориентировочной составляющей результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов их моральной оценки обществом. «Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на своем внутреннем мире [16, с.479].

     Наиболее  впечатляющим следствием активности освоения темы самооценки в западной культуре стало ее устойчивое восприятия как важнейшего психологического ресурса человека или даже как его достояния, что неизбежно привело западное общество к формированию массовой потребности в достижении высокого уровня самооценки к движению за самоуважение. Н. Эмлер пишет, что люди стали стремиться к достижению высокой самооценки, подобно тому, как они стремятся к благополучию, хорошему физическому здоровью или свободе мысли. В результате, в 1986 году в США, в штате Калифорния, была предусмотрена специальная бюджетная статья, предусматривающая финансирование мер по подъему уровня самооценки.

     «...существование  одновременно нескольких теорий, описывающих  самооценку, является движущей силой  в понимании самого предмета. Это  главное условие усовершенствования теоретических построений, попыток создания целостной теории» [19, с.62-72].

     Традиционно выделяют три основных параметра  самооценки: адекватность, высота, устойчивость.

     Самооценка  может быть адекватной и неадекватной.

     Адекватная  самооценка позволяет человеку относиться к себе критически, предполагает равное признание своих достоинств и недостатков. В основе такой самооценки лежит необходимый опыт и знания. Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе в таком случае, расходится с мнением о нем окружающих. Различают неадекватную завышенную и заниженную самооценку.

     Неадекватно завышенная оценка себя выполняет функцию защиты через образование эмоциональных барьеров, блокирующих восприятие внешних воздействий или ведущих к искажению и игнорированию опыта. Неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения. Делинквентное поведение ( с лат. проступок, правонарушение) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

     Заниженная самооценка – недооценка себя субъектом. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивают значение своих неудач. При заниженной самооценке человек чрезмерно не уверен в себе, что является устойчивым качеством личности и ведет к формированию таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки на эффективность в обучении