Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования: заключается в выявлении общих и специфических особенностей адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, практическая значимость возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязь уровня тревожности
1.1. Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы .........6
1.2. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в вузе ............11
1.3. Тревожность в системе адаптации иностранных студентов к учебной группе ……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Методологические основы исследования
2.1. Методологические принципы и программа исследования........................21
2.2. Методы и методики исследования................................................................25
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Особенности адаптации иностранных студентов.......................................28
3.2. Влияние тревожности на адаптацию............................................................34
3.3. Влияние социально-демографически особенности на адаптацию............37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................43
Приложение 1 : Анкета........................................................................................44
Приложение 2: Сводные таблицы....................................................................60
Таблица №8
Интерпретация основных шкал методики «Адаптивность»(МЛО-АМ)
| Наименование шкалы | Уровень развития качеств | |
| Низкие показатели (1-3 балла) | Высокие показатели (9- 10 баллов) | |
| АС | Обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Имеют низкой уровень нервно-психической устойчи-вости, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Возможны нервно-психические срывы. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра). | Достаточно
легко адаптируются к новым условиям
деятельности, быстро входят в новый
коллектив, достаточно легко и адекватно
ориентируются в ситуации, быстро
вырабатывают стратегию своего поведения.
Как правило, не конфликтны, обладают
высокой эмоциональной |
| КП | Обладают низким
уровнем коммуникативных |
Обладают высоким уровнем развития коммуникативных способностей, легко устанавливают контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтны. |
| МН | Не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. | Реально оценивают свою роль в коллективе, ориентированы на соблюдение общепринятых норм поведения. |
Таблица №9
Регистрационный бланк к личностному опроснику «Адаптивность » (МЛО-АМ)
Ф.И.О.___________________
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
| 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
| 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
| 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
| 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 |
| 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |
| 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 |
| 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 |
| 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 |
Подсчитывается
общая сумма ответов по каждой шкале (ситуативная
1-20, личностная 21-40). Необходимо учитывать
прямые и обратные вопросы (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20,21,
Норма воспроизведения : до 30- низкая тревожность /31-44 – нормальная тревожность / после 45 – повышенная тревожность.
Результаты
анкета
| Вопросы | Проценты (%) |
| 1. По каким причинам Вы приехали учиться в Россию? | |
| Высокое качество образования | 43,3 |
| Здесь учились мои родители | 3,3 |
| У меня на родине высоко ценится российское образование | 26,7 |
| Низкая цена за обучение | 6,7 |
| Другое | 43 |
| 2. Скажите, пожалуйста, что в России Вам делать сложнее всего? | |
| учиться | 36,7 |
| отдыхать (досуг) | 13,3 |
| общаться на русском языке | 3,3 |
| соблюдать и знать традиций и обычаев, принятых в России | 36,7 |
| другое | 20 |
| 3. Что Вам понравилось, когда Вы приехали в Россию? | |
| университет, его многонациональность | 43,3 |
| погода
(снег) |
40 |
| русские люди | 20 |
| самостоятельность, независимость | 26,7 |
| учеба | 20 |
| город, его достопримечательности и природа | 20 |
| русский
язык |
30 |
| .культура | 20 |
| наличие
здесь земляков |
6,7 |
| другой образ жизни | 46,7 |
| кухня | 3,3 |
| 4. Хотели бы Вы больше знать о России? | |
| да | 83,3 |
| скорее да, чем нет | 16,7 |
| не знаю | 0 |
| скорее нет, чем да | 0 |
| нет | |
| 5.Насколько хорошо Вы знали русский язык после обучения на подготовительном факультете? | |
| Мог свободно общаться | 23,3 |
| Мог общаться,но было сложно учиться | 56,7 |
| Знал недостаточно для нормальной учебы | 13,3 |
| Знал только несколько фраз | 0 |
| Другое | 0 |
| 6. Общались ли Вы с российскими студентами? | |
| да | 96,7 |
| нет | 3,3 |
| 7. Успешно ли Вы общались с иностранными студентами из других групп? | |
| да | 90 |
| скорее да, чем нет | 3,3 |
| не знаю | 0 |
| скорее нет, чем да | 3,3 |
| нет | 3,3 |
| 8. Где Вы испытываете трудности в общении? | |
| В Вузе | 33,3 |
| На улице | 20 |
| В общежитии | 3,3 |
| В учреждениях досуга | 30 |
| Везде в равной степени | 23,3 |
| 9. Что бы Вы сделали, чтобы иностранным студентам было легче учиться? | |
| увеличил бы количество часов изучения русского языка | 26,7 |
| создал бы условия для учебы в рамках общежития | 36,7 |
| купил бы в библиотеку учебники на своем родном языке | 20 |
| другое | 26,7 |
| ничего | 6,7 |
| 10.В каких областях Вы испытываете наибольшие языковые трудности? | |
| трудно работать с учебной литературой | 16,7 |
| воспринимать лекционный материал | 40 |
| отвечать в устной форме | 33,3 |
| Писать курсовые, рефераты... | 43,3 |
| проблемы доступа в интернет | 0 |
| другое | 6,7 |
| 11.Хотели бы Вы учиться в одной группе со студентах только вашей страны? | |
| да | 3,3 |
| нет | 86,7 |
| затрудняюсь ответить | 0 |
| 12. Было бы для Вас лучше учиться в одной группе с русскими студентами? | |
| да | 66,7 |
| нет | 26,7 |
| затрудняюсь ответить | 0 |
| 13. Каким является ваше настроение во время экзамена: | |
| Обычным | 93,3 |
| Повышенным | 36,7 |
| Пониженным | 13,3 |
| 14. Где Вы проживаете в данный момент? | |
| В общежитии | 100 |
| Снимаю квартиру | |
| У родственников | |
| У друзей | |
| В своей собственной квартире | |
| 15. Если Вы проживаете в общежитии, Вам особенно не нравится? | |
| перенаселенность | 16,7 |
| соседи по комнате | 23,3 |
| соседи
по общежитию |
23,3 |
| работа охраны | 3,3 |
| санитарные условия | 43,3 |
| работа
комендантов |
16,7 |
| отсутствие
покоя и безопасности |
16,7 |
| другое | 33,3 |
| 16. Ваша оценка работы преподавателей ? | |
| Преподаватели всегда проявляет внимание и заботу | 40 |
| Преподаватели всегда помогает, если я к нему обращаюсь | 46,7 |
| Не могу сказать ничего ни плохого, ни хорошего | 13,3 |
| Преподаватели выполняет только свои минимальные обязанности, возникающие проблемы его не интересуют | 0 |
| Преподаватели практически ничего не делает для иностранных студентов | 0 |
| 17. Кто Вам помогает, когда у Вас возникают проблемы? | |
| Преподаватели русского языка | 43,3 |
| Друзья | 56,7 |
| Одногруппники | 16,7 |
| Землячество | 30 |
| Посольство | 0 |
| Все свои проблемы решаю сам | 20 |
| Другое | 0 |