Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы являлось исследование взаимосвязи смысложизненных ориентацийс психологическими защитами личности, а также изучение самого явления «психологической защиты».
Основные задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу раскрывающую смысл категории традиционно называемой «психологической защитой», «защитным механизмом психики», «защитным механизмом личности».
2. Описать методику ИЖС (индекс жизненного стиля) и рассмотреть возможности ее использования для определения индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления нарушений психической адаптации на ранних этапах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. Взаимосвязь защитных механизмов
личности со смысложизненными ориентациями
1.1. Причины возникновения и развития защитных механизмов6
1.2 Проблема классификации психологических защит 13
1.3. Типы психологических защит18
Выводы по первому разделу34
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1. Описание процедуры диагностики36
Первичный статистический анализ40
2.3. Анализ и обсуждение результатов 41
Выводы по второму разделу53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Работа содержит 1 файл

рита.docx

— 142.61 Кб (Скачать)

 

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ОДЕСЬКИЙ  НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМЕНІ  І.І. МЕЧНИКОВА

ІНСТИТУТ  ІННОВАЦІЙНОЇ ТА ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ОСВІТИ

КАФЕДРА КЛІНІЧНОЇ  ПСИХОЛОГІЇ

Напрям підготовки/спеціальність              6.030102  Психологія

                                                                                                                (код, назва напряму/спеціальності)

Освітньо-кваліфікаційний  рівень                         бакалавр

Бакалавр/спеціаліст/магістр

 

 

Кваліфікаційна  робота

ВЗАЄМОЗВ’ЯЗОК ЗАХИСНИХ МЕХАНІЗМІВ ОСОБИСТОСТІ ІЗ СЕНСОЖИТТЄВИМИ ОРІЄНТАЦІЯМИ

 

Студентки     5        курсу

заочної форми  навчання

Старцевої Катерини  Вікторівни

                                                             Науковий керівник

доцент, канд. психол. н. Каменська  Н.Л.

 

__________________

(підпис  керівника)

                                                             Рецензентк. мед. н. Жуковський В.І.

 

 

Рекомендовано до захисту:

 

Протокол засідання кафедри

№ _____ від «_____» _____ р.

 

Завідуючий кафедрою

 

_________    Херсонський Б.Г.

           (підпис)                    (прізвище, ініціали)

 

Захищено на засіданні ДЕК  №______

 

Протокол  № ____ від «____» ____ р.

Оцінка  _________________________

                                     (за 4-х бальною  шкалою)

Голова ДЕК 

 

________   ______________

  (підпис)                   (прізвище, ініціали)


Одеса – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

РАЗДЕЛ I. Взаимосвязь защитных механизмов

личности со смысложизненными ориентациями

1.1. Причины  возникновения и развития защитных  механизмов6

1.2 Проблема классификации психологических защит                                     13

1.3. Типы психологических защит18

Выводы по первому разделу34

РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ

2.1. Описание  процедуры диагностики36

    1. Первичный  статистический анализ40

2.3. Анализ и обсуждение результатов     41

Выводы  по второму разделу53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                        55

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  58

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ 

 

 

В современную эпоху быстрых  социальных изменений, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся  жизненные отношения и преобразовывать  себя, проблема использования и развития человеческого потенциала встает качественно  новым образом.

Особую роль для личности играет осмысленность жизни, которая  определяется такими качествами  как  автономность, уровень самоактуализации, интернальность, положительноесамоотношение.

Конечно, локализация личностных смыслов может носить временный, ситуативный характер, быть лишь звеном в постоянной череде актуальных смысловых  состояний, в этом случае они носят  адаптационный характер. Человек, осознанно  или нет, прибегает к различным  формам психологической защиты и  воспринимает действительность сквозь призму либо прошлого опыта, либо своих представлений относительно будущего, либо его поведение становится респондентным (ситуативным).

Усугубляющиеся неудачи  в поиске человеком смысла своей  жизни (экзистенциальная фрустрация) и  вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний  — ноогенных неврозов.

Механизмы, традиционно называемые психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личностипредохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.

Психическаядезадаптация под  влиянием социальной фрустрированности  или социально-стрессовых расстройств  может с высокой вероятностью привести к невротическим или  психосоматическим расстройствам  с клинически очерченной симптоматикой (тревожными, депрессивными, астеническими  и т.п. проявлениями) и поэтому  изучение самого явления «психологической защиты» становится жизненно необходимым.

Данное исследование опиралось  на фундаментальные положения гуманистической  психологии, определяющие личность как  самосовершенствующуюся систему, поведение  которой основано на субъективных переживаниях, стремлении к самоактуализации (self-actualization), самореализации (self-realization), и реализации своих возможностей (self-fulfillment) (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шостром, Р. Мэй); теоретические  и экспериментальные исследования проблем индивидуальности, процессов  гармонического развития и гармонического воспитания личности, развития личности в процессе жизнедеятельности, соотношения  внешнего и внутреннего факторов в развитии индивидуальности (С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.И. Додонов, Л.И. Божович, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова –  Славская  и др.); идеи и представления  отечественных и зарубежных исследователей: о критериях личностного роста, методах психокоррекции личности (С.Л. Братченко,  С.И. Макшанов, Е.В. Сидоренко  и др.); о психологических механизмах самодетерминации, лежащих в основе свободы человека (Д.А. Леонтьев).

Объектом работы являлисьличностные смыслы как психологическая характеристика.

Предметом данной работы являлисьпсихологические защиты и смысложизненные ориентации личности как качества личностных смыслов.

Целью настоящей работы являлось исследование взаимосвязи смысложизненных ориентацийс психологическими защитами личности, а также изучение самого явления «психологической защиты».

Основные задачи исследования:

1. Изучить  психологическую литературу раскрывающую смысл категории   традиционно называемой «психологической защитой», «защитным механизмом психики», «защитным механизмом личности».

2. Описать  методику ИЖС (индекс жизненного  стиля) и рассмотреть возможности  ее использования для определения  индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления  нарушений психической адаптации  на ранних этапах.

3. Выявить  механизмы психологической защиты и их связь со смысложизненными  ориентациями личности.

Мы предположили, что психика каждого человека использует несколько механизмов психологической защиты, причем некоторые из них присущи большему количеству людей, а некоторые проявляются реже, что детерминируется множеством факторов, в том числе смысложизненнымиориентациями личности.

Методики, использованные в работе:методика «индекс жизненного стиля» (ИЖС); тест смысложизненных ориентации (СЖО); методы статистики

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что знание факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье людей может послужить вспомогающим материалом в диагностике индивидуальных личностных особенностей человека и представляет возможность целенаправленной разработки психопрофилактических программ.

РАЗДЕЛ I. Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями.

 

 

    1. Причины возникновения и  развития защитных механизмов

 

Впервые данные понятия были введены в психологию известным  австрийским психологом Зигмундом  Фрейдом в 1894 году в небольшой  студии «Защитные нейропсихозы». Затем  они были продолжены, интерпретированы, трансформированы, модернизированы  как представителями разных поколений  исследователей и психотерапевтов  психоаналитической ориентации, так  и других психологических направлений  – экзистенциальной психологии, гуманистической  психологии, гештальтпсихологии и др. Уже в ранних работах Фрейд  указывал на то, что прототипом психологической  защиты является механизм вытеснения, конечной целью которого является избегание  неудовольствия, всех негативных аффектов, которые сопровождают внутренние психические  конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Наряду с редукцией отрицательных  аффектов происходит вытеснение содержания этих аффектов, тех реальных сцен, мыслей, представлений, фантазий, которые предшествовали появлению аффектов[50].

Представительница второго эшелона психоаналитиков  Анна Фрейд уже достаточно однозначно обозначила тот аффект, который включает работы защитных механизмов, - это страх, тревога. Концепция механизмов психологических  защит представлена А.Фрейд, в частности  в ее работе «Психология Я и защитные механизмы». Она указала на три источника тревоги:

Во-первых, это – тревога, страх перед разрушительными и безоговорочными притязаниями инстинктов бессознательного, которые руководствуются только принципом удовольствия (страх перед Оно).

Во-вторых, это – тревожные и невыносимые состояния, вызванные чувством вины и стыда, разъедающими угрызениями совести (страх Я перед Сверх-Я).

И в-третьих, это – страх перед требованиями реальности (страх Я перед реальностью). А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

- блокирование  выражения импульсов в сознательном  поведении; 

- искажение  их до такой степени, чтобы  изначальная их интенсивность  заметно снизилась или отклонилась  в сторону. 

Анализ работ  своего отца, а также собственный  психоаналитический опыт привели Анну Фрейд к выводу, что использование  защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются  и, в конечном счете, велика вероятность  появления болезни. Она показала, что определенные наборы психозащитных  техник ведут к соответствующей, совершенно определенной симптоматике. Это доказывается и тем, что при  определенных психологических патологиях используются соответствующие защитные техники. Так, при истерии характерно частое обращение к вытеснению, а  при неврозе навязчивых состояний  происходит массированное использование  изоляций и подавления.

Анна Фрейд  перечисляет следующие защитные механизмы:

- вытеснение,

- регрессия, 

- реактивное  образование, 

- изоляция,

- отмена бывшего  некогда, 

- проекция,

- интроекция,

- обращение  на себя,

- обращение  в свою противоположность, 

- сублимация.

Существуют  и другие приемы защиты. В этой связи  она называла также:

- отрицание  посредством фантазирования,

- идеализацию, 

- идентификацию  с агрессором и пр[49].

А.Фрейд говорит  об особом отношении к вытеснению, которое объясняется тем, что  оно «количественно совершает гораздо  большую работу, чем другие техники. Кроме того, оно используется против таких сильных влечений бессознательного, которые не поддаются переработке  другими техниками». В частности, эта исследовательница выдвигает  предположение, что функция вытеснения в первую очередь состоит в  борьбе с сексуальными влечениями, тогда как другие техники защиты направлены в основном на переработку  агрессивных импульсов.

Мелани Кляйн  еще в 1919 году на заседании Будапештского  психологического общества показала, что вытеснение как защитный механизм снижает качество исследовательской  деятельности ребенка, не освобождая энергетического  потенциала для сублимации, т.е. перевода энергии на социальную деятельность, в том числе интеллектуальную. М. Кляйн описывала в качестве простейших видов защиты:

-  расщепление  объекта, 

- проективное  (само) отождествление,

- отказ от  психической реальности,

- претензию  на всевластие над объектом  и пр.

Противоречиво отношение к такой техники  психической регуляции как сублимация, в задачу которой входит переработка  неудовлетворяемых влечений эроса  или деструктивных тенденций  в социально полезную активность. Чаще всего сублимация противопоставляется  защитным техникам; использование сублимации считается одним из свидетельств сильной творческой личност[54]..

Психоаналитик ВильгеймРайх на чьих идеях сейчас выстраиваются самые различные  телесные психотерапии считал, что  вся структура характера человека является единым защитным механизмом.

Один из ярких  представителей эго-психологии Х. Хартманн высказал мысль о том, что защитные механизмы Я могут одновременно служить как для контроля над  влечениями, так и для приспособления к окружающему миру.

В отечественной  психологии один из подходов к психологическим  защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается  как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму.

Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую  защиту как систему адаптивных реакций  личности, направленную на защитное изменение  значимости дезадаптивных компонентов  отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия  наЯ – концепцию. Этот процесс  происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики  с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых  действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия  целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы[24].

Следует также  заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные  защитные механизмы.

Информация о работе Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями