Взгляды З.Фрейда на психическое развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Фрейд Зигмунд является венским профессором психиатрии. Это знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Врач по образованию, Фрейд некоторое время (1886 г.) работал у А. Шарко, наиболее авторитетного невропатолога второй половины прошлого века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития психоанализа как одного из ведущих психологических направлений…………………………………………..…...5
1.1 Становление Зигмунда Фрейда как выдающегося ученого……………...5
1.2 Понятие бессознательного в психосексуальной теории………………….8
1.3 Инстинкты, внутреннее «оно», контроль «Я» и система «сверх – Я»…..11
Глава 2. Культурологическая концепция З. Фрейда………………….....18
2.1 Роль культуры в развитии социальных отношений и роль личности в культуре …………………………………………………………………….….18
2.2 З.Фрейд и неофрейдизм……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.47 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Республики Беларусь

УО «Военная Академия Республики Беларусь»

Пограничный факультет 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа на тему:

«Взгляды Зигмунда Фрейда на психическое развитие человека» 
 
 
 

                Подготовил

                Курсант 014 учебной группы

                Жулев Е.В. 
                 
                 
                 
                 
                 

Минск, 2009

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. История развития психоанализа как одного из ведущих психологических направлений…………………………………………..…...5

1.1 Становление Зигмунда Фрейда как выдающегося ученого……………...5

1.2 Понятие бессознательного  в психосексуальной теории………………….8

1.3 Инстинкты,  внутреннее «оно», контроль «Я»  и система «сверх – Я»…..11

Глава 2. Культурологическая концепция З. Фрейда………………….....18

2.1 Роль культуры  в развитии социальных отношений и роль личности в культуре …………………………………………………………………….….18

2.2 З.Фрейд и неофрейдизм……………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Фрейд Зигмунд является венским профессором психиатрии. Это знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Врач по образованию, Фрейд некоторое время (1886 г.) работал у А. Шарко, наиболее авторитетного невропатолога второй половины прошлого века. Под его влиянием Фрейд занялся изучением истерии, и первая работа, опубликованная им совместно с Брейером, была посвящена случаю излечения одного истерического заболевания. В этой работе уже содержится основная мысль Фрейда о том, что причиной психических заболеваний является оттеснение некоторых представлений в область бессознательного и что для излечения такого больного необходимо помочь ему осознать эти представления и освободиться от них. Начиная с 1900 г., появляются крупные труды Фрейда ("Толкование сновидений", "Психопатология обыденной жизни", "Сексуальная теория", "Остроумие в его отношении к бессознательному", "Введение в психоанализ" и т. д.), посвященные подробному обоснованию и развитию теории психоанализа, которая в самых общих чертах сводится к следующему.

         Все наше поведение  определяется двумя принципами - принципом приятного и принципом  реальности. Принцип приятного характеризуется  эгоцентричностью, индивидуализмом,  противообщественностью.

         В принципе реальности выражается, наоборот, непосредственное знакомство с реальной жизнью и необходимость  подчиниться ее требованиям. Между  желанием приятного и требованиями жизни возникает конфликт, в результате которого многие желания должны остаться неосуществленными. Такие неосуществленные желания вытесняются нередко  из области сознания и переходят  в сферу бессознательного, где  они и сохраняются, продолжая  оказывать влияние на поведение  человека. Стремясь прорваться в сознание, вытесненные желания вступают в  борьбу с сознательными представлениями  и одерживают над ними верх во время  таких состояний, как сновидения, дневные грезы и т. д. Поэтому  по правильно истолкованному сновидению можно судить о бессознательных  переживаниях человека. Толкование сновидений - самое замечательное открытие Фрейда. Он показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление  вытесненного желания. Большая часть  вытесненных представлений, по Фрейду, полового происхождения. Впрочем, термин "пол" (либидо, эрос) понимается Фрейдом  очень широко, обнимая всю область  приятных ощущений, а не только половые  эмоции в тесном смысле. Задача психоанализа состоит в том, чтобы проникнуть в скрытый смысл влечений, обнаружить внутренние бессознательные устремления  личности и помочь ей освободиться от них.

          Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и  ценные формы психической жизни  из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех в кругах  молодых ученых, но зато вызвало  бурю негодования среди блюстителей  общепринятой буржуазной морали, которые сочли непристойным такое  выдвигание на первый план  полового влечения и поспешили объявить фрейдизм учением "безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном".

         Целью нашей курсовой работы является изучение таких концепций  Зигмунда Фрейда, как психосексуальная теория и культурологическая теория.

         Отсюда можно выделить следующие задачи:

    1. Изучить биографию З. Фрейда.
    2. Определить основные теории, выведенные З. Фрейдом.
    3. Проанализировать психосексуальную теорию З. Фрейда.
    4. Изучить основные положения культурологической теории.

         Основным методом  исследования, который мы будем использовать в нашей работе – это анализ литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История развития психоанализа как одного из ведущих психологических направлений

1.1 Становление  Зигмунда Фрейда как выдающегося ученого 

         Зигмунд Фрейд родился  в 1856 году. Он является известным австрийским  психиатром и психоаналитиком. От простой  психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

          Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ века.

         В 1882 г Фрейд поступил на работу в Венскую психиатрическую  клинику, где, проведя исследования, пришёл к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют  сексуальную природу. Это чувство  любви и ненависти к отцу или  матери, ревность к брату или сестре и т.п. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние  на последующее поведение взрослого. Проводя исследования, Фрейд был  удивлён неспособностью пациентов  понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого Фрейда, пациенты решительно отрицали. Пациенты думали и жили в одной системе  координат, в то время как другой пласт их жизни - уровень бессознательного - крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как не существующий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они  говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения  стали для Фрейда предметом исследования. Его открытия бессознательного и  сексуального начала составляют основу теоретической концепции психоанализа.

         В первые годы своей  работы Фрейд представлял психическую  жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного  и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную  силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией - либидо. Эта  сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания  и образы, которые без особого  труда могут стать предметом  осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере  бессознательного, но находится с  ними в состоянии постоянного  антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения.

         Позднее, в работах ""Я" и "Оно"", "По ту сторону  удовольствия", З. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов:

         "Оно" (Ид), "Я" (Эго) и "Сверх-Я" (Суперэго). "Оно" - наиболее примитивный  компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу  удовольствия. Инстанция "Я"  следует принципу реальности  и учитывает особенности внешнего  мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем  моральных норм. Эта часть личности  выполняет роль критика и цензора.  Если "Я" примет решение или  совершит действие в угоду  "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание  в виде чувства вины, укоров  совести. 

         Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно  его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с  помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумбимация.

         Личность, по Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих  и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и  структуры, в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием  инстинктов. Они состоят из четырех  компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое  удовлетворение; объект, с помощью  которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического  учения о развитии личности заключается  в том, что сексуальность и  есть основной человеческий мотив. Важно  подчеркнуть, что Фрейд трактовал  сексуальность очень широко. По его  мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от дефекации, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что  каждый младенец постоянно в той  или иной мере получает от матери. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания  взрослого.

          Впервые Зигмунд Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей — Адлера, Юнга, Ранка.

         По мере роста  известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После  захвата немцами Австрии положение  Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму  денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь  прогрессирует, не помогают никакие  операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный  им мир, уже полностью открытый для  толкований и критики. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и  ценные формы психической жизни  из бессознательных инстинктов, главным  образом из полового, имело большой  успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования  среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые сочли  непристойным такое выдвигание на первый план полового влечения и поспешили  объявить фрейдизм учением "безобразным  в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном".

         Итогом его научных  изысканий послужила теория психосексуального  развития общества и индивида. В  своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и  противоречивый путь. Делая свои первые шаги в области психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного  материализма ХХ века, но как творец психоанализа ученый отошел от них  в сторону идеалистическо-иррационалистической "философии жизни" (Шопенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой  сложилось представление об основополагающем значении для человеческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям  индивидов. В психике человека З. Фрейд сначала выделял две относительно автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго" (см. сноски на последней странице), которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Понятие бессознательного  в психосексуальной  теории 

         Самая глубокая и  значительная область человеческого  разума – это бессознательное. Бессознательное  представляет собой хранилище примитивных  инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько  угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены  в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Информация о работе Взгляды З.Фрейда на психическое развитие личности