Анализ проблем и перспектив развития региона на примере Республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.

Содержание

Введение
1Общая характеристика Республики Татарстан
2Анализ существующих проблем социально – экономического развития Республики Татарстан
3 Анализ перспектив развития экономики Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

эмх равиля.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Перечисленные выше проблемы могут быть наиболее успешно решены в результате реализации программ социально-экономического развития агломераций, сконцентрированных вокруг существующих и вновь формируемых центров притяжения.

Такие программы должны предполагать комплексное  развитие целой совокупности муниципальных  образований, входящих в агломерацию. Однако необходимо отметить, что такая  новая экономическая конструкция потребует изменения и системы экономического управления в целом по республике.

  • Не получила должного развития система аутсорсинга.

Аутсорсинг, определяемый как выведение непрофильного  бизнеса за пределы предприятия, в последние годы трансформировался в процесс создания, в том числе, технологически связанных структур при крупных предприятиях, которым передается производство небольшой части продукции, являющейся часто для якорного предприятия основной. Подобный «аутсорсинг» малоэффективен и экономически невыгоден любому предприятию. Его можно расценивать лишь как своего рода социальный проект. В случае банкротства такого малого предприятия базовая организация легко восстановит необходимый объем производства.

Учитывая, что система аутсорсинга является одним из эффективных инструментов создания новых высокотехнологичных производств и новых высокоэффективных рабочих мест, можно отметить, что наиболее успешным примером эффективного аутсорсинга является деятельность ОАО «Камский индустриальный парк «Мастер» с точки зрения его роли в технологическом процессе производства профильной продукции ОАО «КАМАЗ». Аутсорсинг также эффективен тогда, когда выводимые с предприятия услуги могут быть получены в любой другой организации (например, юридические, полиграфические и др.). 

Проблем в сфере  развития человеческого капитала и  рынка труда

Рынок труда представляет собой сложную  систему экономических отношений, в которую вступают экономические  агенты или их группы. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить фактически занятых работников, безработных, занятых на «сером» рынке труда, а также государственные и муниципальные органы власти, объединения профсоюзов, работодателей.

За  последние 10 лет структура республиканского рынка труда претерпела существенные изменения. Численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 58%, в обрабатывающих производствах – на 14%. В то же время, в 2,1 раза увеличилась численность занятых в строительстве, а также на 55% возросла численность занятых в сфере торговли и бытовых услуг.

По  состоянию на 2010 год доля занятых  в сельском хозяйстве составила 9,5%, в обрабатывающих производствах  – 17,7%, в строительстве – 10%, в  сфере торговли и оказания бытовых  услуг – 17%. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда  такую структуру можно практически считать оптимальной.

Вместе  с тем, по данным органов статистики более 450 тыс. человек заняты на «сером»  рынке труда. При этом «серый»  рынок труда в 2009 году по сравнению  с 2008 годом вырос более чем  на 50%. Это явилось следствием финансового кризиса 2008-2009 годов и совпадает с общей мировой тенденцией изменения рынка труда в период кризиса. Тем не менее, формальный и «серый» рынки труда - это два сегмента, которые тесно взаимодействуют. Достаточно сказать, что на «сером» рынке занятость замечена почти у 242 тыс. чел., а это порядка 7-10 млрд. руб. в виде возможных налоговых платежей в бюджет республики. В то же время доходы этой категории (а они значительны: по оценке, составляют более 50 млрд. рублей) поступают на потребительский рынок.

Необходимо  учитывать, что «серый» рынок  труда представляет собой периферию  ядра первичного рынка или, другими  словами, такой рынок концентрируется  вокруг экономически развитых секторов социальной сферы. Этот вывод важен  для выработки мер государственного регулирования рынка трудовых ресурсов.

Давление  на рынок трудовых ресурсов оказывает  и несинхронизированный с потребностями  экономики выпуск специалистов из учреждений образования. Необходимо также отметить еще один блок проблем, связанный  с, казалось бы, алогичной ситуацией, когда в одних секторах экономики при низкой заработной плате сохраняется стабильная численность и, наоборот, при высокой заработной плате - высокая текучесть кадров.

Накопились  проблемы в сфере привлечения  мигрантов для работы в различных секторах экономики. Необходимо отметить, что значительная часть мигрантов приезжает в республику не по выделенной квоте, а по собственной инициативе, не имея при этом отношений с работодателями.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ  перспектив развития экономики Республики Татарстан

 

В  Татарстане  накоплен  большой  опыт  стратегического планирования  и  реализации  программ  социально-экономического развития. 

Существующая  в  Республике  Татарстан  система  стратегического планирования  позволяет  повышать  качество  жизни  населения республики,  целенаправленно  развивать  приоритетные  сектора экономики и успешно адаптироваться к мировым глобальным вызовам.

Принятая  в  2011  году  пятилетняя  Программа  социально-экономического  развития  на  2011-2015  годы  (утверждена  Законом Республики  Татарстан    от  22.04.2011  № 13-ЗРТ)  построена на определении  и  анализе  институциональных  факторов,  влияющих  на устойчивое  развитие,  а  также  выявлении  институциональных  ловушек, препятствующих  этому  развитию  и  разработке  мероприятий  по  их устранению.  Целью  программы  является  повышение  качества  жизни населения  Республики  Татарстан  на  основе  устойчивого,  динамичного развития  экономики  и  создания  благоприятной  окружающей  среды.Данная  программа  разработана  с  учетом  Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до  2020  года,  утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской Федерации  от  7  февраля  2011  года  №  165-р,  Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента  Российской  Федерации  от  12  мая 2009  года  № 537, Концепции  долгосрочного  социально-экономического  развития Российской  Федерации  на  период до  2020  года,  утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года  №  1662-р,  отраслевых  и  территориальных  стратегий  и  концепций развития. В программе заложены целевые ориентиры к 2015 году, среди которых можно выделить следующие:

– объем  валового  регионального  продукта  на  душу  населения  (по

паритету покупательной  способности) не менее 35 тыс. долларов США;

–  объем  инвестиций в основной капитал в валовом региональном  продукте –  40%;

–  в структуре  экономики доля обрабатывающих секторов должна

составить не менее 25%, в объеме промышленного производства –  75%;

–  доля инновационной  продукции в общем объеме промышленного производства возрастет до 30%;

–  продолжительность жизни –  74,1 года;

–  средняя  заработная плата не менее 40 тыс. рублей;

–   обеспеченность  общей  площадью жилья в расчете на  одного жителя республики –  26,5 кв. метров.

Министерство  экономики Республики Татарстан является центром ответственности  по  контролю  за  реализацией  программы.  Мониторинг хода  её  реализации  является существенной  частью  системы программного  управления  и  предполагает  мониторинг  реализации каждого мероприятия.  В  соответствии  с Порядком  взаимодействия  министерств  и ведомств  Республики  Татарстан  по  реализации  Закона  Республики Татарстан  от  22.04.2011  №13-ЗРТ  «Об  утверждении  Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы  (утвержден  постановлением  Кабинета  Министров  Республики Татарстан  от  18.05.2011  №402)  Министерством  экономики  Республики Татарстан  дважды  в  год  готовится  отчет  о  реализации  мероприятий Программы,  который  представляется в  Кабинет  Министров  Республики Татарстан.

 

Демография 

В  целях  дальнейшего  решения задач по  улучшению демографической  ситуации  в  Республике  Татарстан  в  2011  году отраслевыми министерствами и ведомствами республики был реализован.План  мероприятий  по  реализации  Комплексной  программы демографического  развития  Республики  Татарстан  до  2010  года  и  на перспективу  до  2030  года  (постановление  Кабинета  Министров Республики Татарстан от 14.09.2011 №763), разрабатываемый ежегодно. 

Приоритетными направлениями реализации Программы  являются:

– сокращение уровня смертности населения;

– укрепление репродуктивного  здоровья населения;

– повышение  уровня рождаемости;

– увеличение продолжительности  активной жизни; 

– создание  условий  и  формирование  мотивации  для  ведения

здорового образа жизни;

– укрепление института  семьи;

– возрождение  и  сохранение  духовно– нравственных  традиций

семейных отношений  и др.

Важным  показателем,  характеризующим  эффективную  работу  по

улучшению  демографической  ситуации,  стал  естественный  прирост

населения  в  2011  году,  наблюдавшийся  впервые  с  1993  года  (3752

человека).  Средняя  продолжительность  жизни  населения  в  республике

выросла до 71 года.

 

Социальная  поддержка  малоимущих  и  неработающих пенсионеров,  доход  которых  ниже  величины  прожиточного минимума пенсионера .

В  2011  году  принят  Закон  Республики  Татарстан  от  11.11.2011 

№ 81-ЗРТ  «Об  установлении  на  2012  год величины  прожиточного минимума пенсионера в Республике Татарстан для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии». Проект закона Республики Татарстан  ежегодно  разрабатывается  Министерством  экономики Республики Татарстан в соответствии с федеральным законодательством в  целях  усиления  адресности  социальной  защиты  пенсионеров,  не осуществляющих  трудовую  или  иную  деятельность,  и  доведения

материального  обеспечения  отдельных  категорий  пенсионеров,

получающих  пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера, до его 

уровня  с  учетом  федеральной социальной  доплаты к пенсии  в

Республике  Татарстан.

На  2012  год  величина  прожиточного  минимума  пенсионера  в 

Республике  Татарстан установлена в размере 4302 рубля.

В  2011  году  объем  средств  федерального  бюджета  на  выплату

социальной  доплаты  к  пенсии  составил  153,5  млн.рублей.  Социальные

доплаты  к  пенсии  получали  порядка  40  тыс.  пенсионеров,  средняя 

величина социальной доплаты составила 600 рублей в месяц. 

 


Информация о работе Анализ проблем и перспектив развития региона на примере Республики Татарстан