Работа по освоению 
латиноамериканских рынков требует 
серьезных материальных и интеллектуальных 
ресурсов. Тем не менее, в Министерстве 
иностранных дел уверены, что закрепление 
белорусских производителей в этом динамично 
растущем регионе может стать хорошей 
альтернативой традиционным постсоветским 
и европейским рынкам. 
 
  Развитие отношений 
со странами Азии, Африки, Австралии 
и Океании является важным 
направлением многовекторной политики 
Республики Беларусь на международной 
арене.
 Республика Беларусь 
установила дипломатические отношения 
с более чем 80 странами региона, 
а в 12 из них имеет свои 
дипломатические представительства. 
В то же время белорусские 
послы аккредитованы в некоторых 
странах по совместительству, т.е., 
имея резиденцию в одном государстве, 
они выполняют свои функции 
в нескольких странах. Ведется 
постоянная деятельность по расширению 
дипломатического присутствия Республики 
Беларусь в данном регионе.
 Все шире используется 
практика работы в различных 
странах через институт почетных 
консулов. Интересы Республики Беларусь 
отстаивают почетные консулы нашей страны 
в ряде стран Ближнего Востока, Африки 
и Азиатско-Тихоокеанского региона, включая 
Израиль, Индию, Иорданию, Республику Корея, 
Ливан, Монголию, Непал, Оман, Саудовскую 
Аравию, Сингапур, Сирию, Судан, Филиппины, 
ЮАР и Японию.
 Схожесть интересов, 
подходов к решению международных 
проблем, а также реализуемых 
задач социально-экономического 
развития способствует углублению 
всестороннего сотрудничества Республики 
Беларусь со странами региона. 
Важную роль в налаживании 
взаимовыгодного партнерства играет 
стабильное социально-экономическое 
положение Беларуси.
 Беларусь успешно 
развивает отношения с государствами 
Азии, Африки и Океании по линии 
различных универсальных международных 
организаций, прежде всего ООН, 
а также в рамках Движения 
неприсоединения.
 Сотрудничество с 
традиционными партнерами в азиатско-африканском 
регионе – Вьетнамом, Египтом, Индией, 
Ираном, Китаем, Республикой Корея, Ливией, 
Сирией, Южно-Африканской Республикой, 
арабскими странами Персидского залива 
– сохраняет свою положительную динамику. 
Регулярно осуществляемый обмен визитами 
на высшем и высоком уровне позитивно 
влияет на развитие двустороннего сотрудничества 
со странами региона.
 По итогам 2010 года 
объем торговли Беларуси со 
странами Азии и Африки составил 
4,8 млрд. долларов США, или 123% от 
уровня 2009 года. Реализуются совместные 
проекты в торгово-экономической, 
научно-технической, инвестиционной 
и других областях. В ряде стран 
созданы совместные предприятия 
по производству современной 
автомобильной и тракторной техники 
по белорусским технологиям. Беларусь 
предпринимает меры, направленные 
на реализацию проектов реконструкции 
и модернизации экономики афро-азиатских 
государств, развитие транспортных 
и информационных коммуникаций.
 Белорусские предприятия 
и организации активно участвуют 
в международных выставках и 
ярмарках, проводимых в странах 
Азии, Африки и Ближнего Востока.
 Привлекательность 
и перспективность данного региона 
для наращивания экспорта увеличивается 
в связи с созданием ряда 
региональных зон свободной торговли, 
включая зону свободной торговли 
стран АСЕАН и Арабскую зону 
свободной торговли.
 Развитие всего 
комплекса отношений с государствами 
афро-азиатского региона направлено 
на укрепление политического 
взаимодействия, упрочение взаимовыгодного 
торгово-экономического и инвестиционного 
сотрудничества. В этой связи 
все большее значение приобретает 
«экономическая дипломатия».
 Ключевым направлением 
сотрудничества Республики Беларусь 
с государствами Африки в торгово-экономической 
сфере является расширение экспорта 
продукции белорусского производства. 
Ведется системная работа по 
освоению новых рынков на африканском 
континенте. В перечне продвигаемых 
на эти рынки товаров преобладает 
экспорт промышленной продукции 
– автомобили, тракторы, сельхозтехника, 
продукция нефтехимии – шины 
и волокна, удобрения. Актуальной 
задачей является дальнейшая 
диверсификация поставок и наращивание 
объемов хорошо зарекомендовавшей 
себя продукции.
 Наиболее перспективным 
направлением сотрудничества со 
странами Персидского залива 
является развитие инвестиционного 
сотрудничества.
 Налажено эффективное 
взаимодействие с такими ведущими 
инвесторами из стран Залива, 
как эмиратский Фонд развития Абу-Даби 
(ФРАД), Кувейтский фонд арабского экономического 
развития (КФАЭР), Государственный генеральный 
резервный фонд Омана, прорабатываются 
и реализуются совместные инвестпроекты 
в области создания новых производств, 
строительства, сельского хозяйства и 
др. 
 Из приоритетных стран-партнеров 
в Азии следует, прежде всего, выделить 
Китай, Индию, Иран и Вьетнам, с которыми 
развивается полномасштабное взаимодействие 
по всем направлениям двустороннего сотрудничества.
 Китай является 
ключевым и стратегическим партнером 
в азиатском регионе. Динамичное 
развитие белорусско-китайских отношений 
обусловлено общностью принципов 
внутренней и внешней политики, 
совпадением взглядов на важнейшие 
проблемы международных отношений. 
В последние годы в значительной 
степени активизировалось кредитно-инвестиционное 
сотрудничество с Китаем, реализуется 
ряд крупных совместных инвестиционных 
проектов.
 На высоком уровне 
находятся отношения Беларуси 
с Индией. Наши страны успешно 
сотрудничают в торгово-экономической, 
научно-технической, образовательной 
(в т.ч. в рамках программы ITEC) и иных сферах, 
оказывают взаимную поддержку в рамках 
международных организаций и форумов. 
В 2009 году положено начало инвестиционному 
сотрудничеству.
 Отношения Республики 
Беларусь с государствами Океании 
в настоящее время находятся 
на этапе становления, что вызвано 
в первую очередь значительной 
географической удаленностью.
 Республика Беларусь 
заинтересована в осуществлении 
совместных наукоемких проектов. 
Особый интерес могут вызвать 
прикладные научные разработки 
по химии, информационным и 
лазерным технологиям, генной 
инженерии, передовым методам 
животноводства, повышению надежности 
и долговечности машин, порошковой 
металлургии. По целому ряду 
этих направлений достигнут существенный 
прогресс в работе с иностранными 
партнерами.
 У Беларуси сложились 
прочные традиции сотрудничества 
с развивающимися странами в 
области образования. В белорусских 
вузах ежегодно проходят подготовку 
сотни будущих дипломированных 
специалистов из стран Азии 
и Африки. В 2009/2010 учебном году 
в Беларуси обучалось 4294 студентов 
из афро-азиатского региона. Сотрудничество 
в образовательной и научно-технической 
сфере с развивающимися странами 
имеет четкую тенденцию к дальнейшему 
расширению.
 Перспективными 
представляются развитие контактов 
в области туризма и культуры, 
активизация межмуниципальных и 
межрегиональных связей, создающих 
климат доверия, открытости и 
партнерского взаимопонимания.
 Потенциал и 
перспективы развития сотрудничества 
Беларуси со странами Азии, Африки 
и Океании весьма значительны. 
Республика Беларусь с оптимизмом 
смотрит в будущее многоплановых 
отношений с государствами региона. 
Их углубление отвечает коренным 
интересам как Беларуси, так и наших зарубежных 
партнеров.
 Более подробная 
информация о сотрудничестве 
Беларуси со странами Азии 
и Африки размещена на сайтах 
белорусских дипломатических представительств 
во Вьетнаме, Египте, Израиле, Индии, 
Иране, Китае, Ливии, ОАЭ, Республике 
Корея, Сирии, ЮАР, Японии.
 
 
Cотрудничество Республики 
Беларусь с российскими регионами относится 
к приоритетным направлениям белорусско-российского 
взаимодействия и служит фундаментом 
торгово-экономических, научно-технических 
и социально-культурных отношений. 
Договорно-правовая база 
двухстороннего сотрудничества Беларуси 
и регионов России включает около 200 
договоров, соглашений и протоколов. 
Большая часть документов носит 
практический характер и направлена 
на дальнейшее развитие отношений между 
двумя странами и активизацию 
взаимодействия по различным направлениям. 
В основном, это договоренности экономического 
характера: наращивание объемов 
взаимных поставок товаров, расширение 
товаропроводящей сети, укрепление производственной 
кооперации, создание сборочных производств. 
При этом деловые контакты выстраиваются 
на плановой долгосрочной основе и 
учитывают тенденции современного 
рынка.
 Расширение взаимовыгодных 
связей между Республикой Беларусь 
и регионами Российской Федерации 
происходит на уровне субъектов 
хозяйствования, органов административно-территориального 
управления и органов государственного 
управления.
 Ведущие позиции 
во взаимной торговле Республики 
Беларусь с регионами Российской 
Федерации занимают Уральский, 
Центральный, Приволжский и Северо-Западный 
федеральные округа.
 Наиболее плодотворно 
Беларусь взаимодействует с Москвой 
и Санкт-Петербургом, Тюменской, 
Московской, Смоленской, Брянской, Нижегородской 
областями, республиками Башкортостан 
и Татарстан. Объем внешней 
торговли с этими регионами 
превышает половину белорусско-российского 
товарооборота. Приносит свои 
плоды и сотрудничество с районами 
крупных городов, в частности, 
с префектурами Москвы и административными 
районами Санкт-Петербурга.
 Для содействия 
развитию взаимных контактов 
созданы советы делового сотрудничества 
с Москвой, Санкт-Петербургом, 
Нижегородской и Свердловской 
областями. Эффективным инструментом 
регулирования двухсторонних отношений 
являются совместные рабочие 
группы по сотрудничеству с 
Московской, Ленинградской, Вологодской, 
Брянской, Курской, Ростовской областями, 
Чувашской Республикой, а также 
Белорусско-Российский Совет по 
долгосрочному сотрудничеству областей, 
министерств, органов государственного 
управления с Калининградской 
областью.
 Важным звеном 
во взаимодействии Беларуси и 
регионов России являются также 
11 отделений Посольства Республики 
Беларусь в Российской Федерации 
(в городах Нижний Новгород, Новосибирск, 
Уфа, Казань, Калининград, Красноярск, 
Санкт- Петербург, Екатеринбург, 
Хабаровск, Ростов-на-Дону, Смоленск), 
деятельность которых способствует 
оперативному решению вопросов 
двусторонних торгово-экономических 
отношений с курируемыми субъектами 
Российской Федерации.
 Развиваются партнерские 
отношения Республики Беларусь 
и регионов в машиностроении, 
нефтехимии, энергетике и транспорте, 
строительстве, агропромышленном 
комплексе.
 При этом взаимовыгодное 
сотрудничество уже не ограничивается 
только товарообменными операциями. 
Активно развивается промышленная 
кооперация. В частности, создаются 
совместные сборочные производства, 
что, в свою очередь, способствует 
созданию объектов сопутствующей 
инфраструктуры и обеспечивает 
занятость населения.
 Отдельным направлением 
нашего сотрудничества является 
обмен разработками и технологиями 
производства сельскохозяйственной 
продукции. Руководители российских 
регионов проявляют интерес к 
успехам наших аграриев с точки 
зрения использования белорусского 
опыта в развитии своего сельского 
хозяйства.
 Беларусь поставляет 
в Россию, главным образом, продукцию 
машиностроения и сельского хозяйства. 
В свою очередь, белорусская 
промышленность использует материалы 
и комплектующие российских партнеров. 
 Российская Федерация 
является крупным потребителем 
белорусской сельхозтехники, которая 
обладает прочностью, надежностью 
и высокими техническими характеристиками. 
Республика Беларусь активно 
создает в России торговые 
дома и дилерские центры по 
продаже и сервисному обслуживанию 
этой техники.