Доктринальные основы внешней политики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является нормативно-правовая и нормативно-политическая база, на которой основывается внешнеполитическая функция государства.
Целью данной курсовой работы является анализ доктринальных основ внешней политики Российской Федерации. Для этого передо мной стояла задача освещения следующих вопросов: передача основного содержания нормативно-правовых и нормативно-политических источников и оснований внешней политики современной России и выявление ее приоритетов во внешнеполитическом взаимодействии.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Глава 1. Нормативно-правовые и нормативно-политические источники и основания внешней политики России
1.1. Концепция внешней политики Российской Федерации
1.2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
1.3. Военная доктрина Российской Федерации
Глава 2. Внешнеполитические концепции Российской Федерации
2.1. Россия и ближнее зарубежье
2.2. Россия и дальнее зарубежье
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ доктрин основы внеш полит РФ.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

2.2.       Россия и дальнее зарубежье

 

Руководствуясь принципами, провозглашенными в Концепции внешней политики РФ, на европейском направлении принципиальное значение имеют наши отношения с Евросоюзом (ЕС) - стратегическим партнером России.
Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении.[15]

Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь, с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста ее экономики.

В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных политических, экономических и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.
Большое значение в российской политике уделяется отношениям с США.

Позитивная эволюция в российско-американских отношениях была закреплена в результате тесного сотрудничества обеих стран в борьбе с международным терроризмом, противодействия распространению оружия массового уничтожения. Отношения с США становятся стабильными и прогнозируемыми. Их фундаментальная основа достаточно крепка, чтобы конструктивно откровенно обсуждать имеющиеся разногласия, в том числе по принципиальным вопросам, и преодолевать все текущие проблемы. При этом под сомнение не ставится позитивная перспектива взаимных отношений.

Важное и всевозрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью нашей страны к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

Для России по-прежнему будет оставаться весьма актуальной активизация ее участия в основных интеграционных  структурах Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии по безопасности (АСЕАН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). [16]

В этом смысле важное значение имеют отношения России с ее крупнейшим соседом - Китаем, с которым в 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Развитие дружественных отношений с Китаем, совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики - одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем направлениям. Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов наша страна продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформления границы между двумя государствами. Особое внимание нацелено на масштабное российско-японское торгово-экономическое сотрудничество, без которого невозможно продвинуться вперед в решении имеющихся у нас с Японией политических вопросов.

Также Россия будет стремиться играть значительную роль на Ближнем Востоке и в районе Средиземноморья. В Концепции внешней политики утверждается, что  Россия будет добиваться стабилизации  обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку, учитывая при этом воздействие ситуации в регионе на обстановку во всем мире.

В ближайшем будущем Россия будет расширять взаимодействие с африканскими и латиноамериканскими государствами, развивать политический диалог с организацией африканского единства, с Организацией американских государств и субрегиональными организациями.

Итоги международной деятельности последних лет убедительно показывают: Россия состоялась как демократическое государство с самостоятельной и предсказуемой внешней политикой, широким кругом стратегических партнеров.

Россия - это надежный партнер в международных отношениях. Общепризнанна ее конструктивная роль в решении острых международных проблем. Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям.

Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе, руководствоваться реальными внешнеполитическими интересами.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешняя политика государства относится, как известно, к одной из самых сложных сфер деятельности. Но так же, как в случае с внутренней политикой, эффективность этой деятельности в огромной степени зависит от ее реалистичности, целеустремленности и последовательности. Все эти характеристики в значительной мере закладываются уже на этапе выработки теории политики, принимающей в конечном счете форму доктрин, концепций, стратегий, конкретных программ и т.д.

Но какой бы совершенной и выверенной ни была теория, практическая политика всегда будет от нее отличаться, поскольку ни одна теория не способна учесть все те конкретные проблемы, которые ставит жизнь. Несмотря на это нельзя не признать справедливость выражения "Нет ничего практичнее хорошей теории" и не отдать должное высокой роли хорошей стратегии. Без реалистичной фундаментальной теории практика продвигается вперед на ощупь, как бы вслепую, находится в безраздельной власти метода "проб и ошибок".

Осознание Россией своей новой роли в изменяющемся мире требует определения её долгосрочных стратегических интересов, выбора ближайших и отдаленных приоритетов, формирования систем «обратной связи», регистрирующих вектор движения страны и меру его расхождения с намеченной траекторией.  Внешнеполитические концепции должны служить ключом к решению многих административных, экономических и политических задач для правительства.

Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем, наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Меняется мир, соответственно должны меняться и правовые нормы, которые регулируют внешнеполитическую деятельность государства.  Необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации.

Сейчас внешняя политика нашего государства все еще находится в  трудном положении, она по-прежнему на перепутье, все еще не нашла свое подлинное «я» и так же, как несколько лет назад, не имеет своей долгосрочной, четко сформулированной и ясной стратегии.

Тем не менее, то обстоятельство, что российское государство осуществляет сейчас свою деятельность на международной арене, исходя из разработанной и утвержденной внешнеполитической доктрины, является достижением во внешнеполитической сфере и является залогом успешного осуществления политики.

Учитывая, что аморфность и неясность перспектив глобальной системы международных отношений растянется надолго, для  России крайне важно определить свое место в современном мире и свою роль в формировании  системы внешнеполитического взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Официальные документы:

1. Военная доктрина Российской Федерации.   Доступно онлайн:// http://news.kremlin.ru

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Доступно онлайн:// http://news.kremlin.ru

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.Доступно онлайн:// http://news.kremlin.ru

4. Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика // Мировая экономика и международные отношения. 1996 № 7-9.

5. Медведев Д.А. Пять принципов внешней политики. Доступно онлайн:// http://news.kremlin.ru

6. Ресурсное обеспечение внешней политики. // Обзор внешней политики Российской Федерации. МИД РФ. 27 марта 2007. http://www.knogg.net

 

2. Научная литература:

 

1. Мухаметов Р.С. Национальные интересы России на постсоветском пространстве // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 3. Общественные науки. 2008. № 6

2. Национальные интересы во внешней политике России («круглый стол») // Международная жизнь. 1996. № 3.

3. Внешняя политика в ХХ1 веке: вопросы теории и практики. / Под ред. П.А. Цыганкова. – М.: КДУ, 2009.

4. Концепция внешней политики РФ//внешняя политика и безопасность современной России, Хрестоматия, М.: РОССПЭН, 2002, Т.4, с.109-121

5. Современные международные отношения и мировая политика. / Отв. ред. А.В. Торкунов. – М.: Просвещение, 2004.

6. Национальный и государственный интерес России в современной мировой политике // “Полиc”, № 3, 2000.
7. Проскурин С.А. Теоретические основы внешнеполитической стратегии России. – М., 1997.
8. Современные международные отношения. Учебник. Под ред. профессора А.В. Торкунова. – М.: РОССПЭН, 2000.

 

3. Интернет-источники

1. Бутырская И.Г. Геополитическое положение современной России. Доступно онлайн: http://www.ibci.ru/AGP/conferencia/statya17.html

2. Внешняя политика современной России. Доступно онлайн: http://www.democrat-info.ru/300-shagov-k-svobode/

3. Иванов И.С. внешняя политика России и мир. М., 2000. с.46

4.Мальченков С.А. Общественные и государственные науки. Геостратегия России: внутренние и внешние приоритеты . Доступно онлайн: http://elibrary.ru/defaultx.asp

5. Сирота Н.М. О геостратегических приоритетах России. Доступно онлайн: http://www.ibci.ru/AGP/conferencia/statya04.html

6. Тренин Д.В. Модернизация внешней политики России. Доступно онлайн: http://www.polit.ru/lectures/2010/03/25/trenin.html

7. Яковенко А.В. Внешняя политика РФ: приоритеты. Официальная позиция МИД РФ// Русский Журнал / Политика . Доступно онлайн: /www.russ.ru/politics/20011126-avya.html
 



[1]              Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2008. Доступно онлайн: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979

[2]              Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика // Мировая экономика и международные отношения. 1996 № 7-9.

[3]              Концепция внешней политики Российской Федерации. Доступно онлайн:// http://news.kremlin.ru

[4]              Яковенко А.В. Внешняя политика РФ: приоритеты. Официальная позиция МИД РФ// Русский Журнал / Политика . Доступно онлайн: /www.russ.ru/politics/20011126-avya.html

[5]              Иванов И.С. внешняя политика России и мир. М., 2000. с.46

[6]              Яковенко А.В. Внешняя политика РФ: приоритеты. Официальная позиция МИД РФ// Русский Журнал / Политика . Доступно онлайн: /www.russ.ru/politics/20011126-avya.html

[7]              Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.Доступно онлайн:// http://news.kremlin.ru

[8]              http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

[9]              Военная доктрина Российской Федерации.   Доступно онлайн:// http://news.kremlin.ru

[10]              Патрушев Н. Военная доктрина. http://www.gzt.ru

[11]              Корабельников А. О военной доктрине Доступно онлайн: http://www.srn.su

[12]              Концепция внешней политики Российской Федерации. Доступно онлайн:// http://news.kremlin.ru

[13]              Мухаметов Р.С. Национальные интересы России на постсоветском пространстве // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 3. Общественные науки. 2008. № 6

[14]              Национальные интересы во внешней политике России («круглый стол») // Международная жизнь. 1996. № 3.

[15]              Современные международные отношения. Учебник. Под ред. профессора А.В. Торкунова. – М.: РОССПЭН, 2000.

[16]              Внешняя политика современной России. Доступно онлайн: http://www.democrat-info.ru/


Информация о работе Доктринальные основы внешней политики Российской Федерации