Европейская внешняя политика Франции при Ш. де Голле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:40, практическая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение европейской внешнеполитической концепции Франции и ее реализация при де Голле. В рамках поставленной цели решались следующие конкретные задачи:
-определить приоритеты во внешней политике Франции при де Голле;
- рассмотреть инициативы Франции по созданию Политического союза Европы;
- рассмотреть основные причины экономико-политических разногласий между Францией и странами ЕЭС в 1965-1966 гг.

Содержание

Введение 3
Европа во внешнеполитической доктрине Ш. Де Голля 6
Реализация внешнеполитической доктрины 14
2.1.Идея объединенной Европы 14
2.2. Политика Франции на российском направлении. 22
Роль ядерной стратегии Франции в отношениях с США. 24
2.4.Германский вопрос и объединение Германии. 26
Заключение 30
Список источников и литературы 34

Работа содержит 1 файл

Европейская политика Франции при де Голле.doc

— 145.00 Кб (Скачать)


 

Европейская внешняя политика Франции  при Ш. де Голле 
Оглавление

 

Введение                                                                                                  3

    1. Европа во внешнеполитической доктрине Ш. Де Голля    6 
    2. Реализация внешнеполитической доктрины                       14

2.1.Идея объединенной  Европы                                                  14

2.2. Политика Франции  на российском направлении.               22

      1. Роль ядерной стратегии Франции в отношениях с США.  24

                    2.4.Германский вопрос и объединение Германии.                        26

            Заключение                                                                                              30

             Список источников и литературы                                                     34 
        Последняя из мировых войн затронула интересы множества стран мира и одной из первых была Франция. И хотя окончание войны она встретила на стороне победителей, ей стоило огромных усилий не сдаваться и продолжать борьбу, несмотря на признанное правительством Петена поражение.                        Выдержать же все испытания помогли мужество, храбрость и настойчивость французского народа и умело организованное руководство страной ее истинного патриота генерала Шарля де Голля, который по праву вошел в мировую историю наряду с такими фигурами, как Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль.

   Историки, политические  деятели разных убеждений и  мировоззрений ныне воздают должное  редкому дару де Голля во  многом предвидеть будущее и действовать на основании этого предвидения. Многие, если не большинство французских и вообще зарубежных исследователей, подчеркивают две наиболее важные черты в мировоззрении и деятельности де Голля: патриотизм и реализм.

Французская инициатива по созданию Политического союза Европы в конце 1950-х - середине 1960-х гг. определялась политическими и экономическими амбициями этой страны как великой державы, желанием упрочить свое независимое положение в Европе и мире, а также с особенностями внутриполитического развития.

Предметом исследования настоящей работы является  политика Франции конце 1950-х - 1960-х гг.

Хронологические рамки  работы охватывают период с 1958 по 1968 гг. так как  именно в эти годы происходит изменение внешнеполитического курса Франции в связи с приходом к власти генерала де Голля.

Целью работы явилось  изучение европейской внешнеполитической концепции Франции и ее реализация при де Голле. В рамках поставленной цели решались следующие конкретные задачи:

-определить приоритеты во внешней политике Франции при де Голле;

- рассмотреть инициативы  Франции по созданию Политического союза Европы;

- рассмотреть основные  причины экономико-политических разногласий между Францией и странами ЕЭС в 1965-1966 гг.

При написании работы привлекались отечественные и зарубежные монографии, тематические сборники и отдельные статьи. Первая группа включает общие работы по истории Европы и по истории европейской интеграции; вторая группа объединяет работы по новейшей внешнеполитической истории Франции.

В отечественной историографии  к первой группе работ, относятся исследования, принадлежащие представителям разных научных школ, в которых рассматриваются общие проблемы интеграционного процесса. В частности, в монографии А. О. Чубарьяна «Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира» (Москва, 1987) исследуется развитие идей европейского объединения в их взаимосвязи с проблемами войны и мира. В работах «Проблемы западноевропейской интеграции» (Москва, 1987), А. И. Безрукова и П.А. Зубченко «Европейское сообщество на пути к единому рынку» (Москва, 1990); рассматриваются общетеоретические вопросы интеграции, ее экономические и социальные последствия для «больших» и «малых» стран Европы, а также проблемы вхождения европейского «Общего рынка» в мировую экономику.

К этой же группе относятся  работы В. Г. Барановского «Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики» (Москва, 1983), «Западная Европа в системе международных отношений» (Москва, 1986), «Западная Европа: военно-политическая интеграция» (Москва, 1988). В этих работах рассматриваются цели и задачи создания Политического союза Европы, дается анализ участия европейских стран в военно-политическом блоке НАТО. Приведенные оценки особенностей развития внешнеполитической интеграции Западной Европы в 1950-Х-1960-Х гг. позволяют осмыслить направление интеграционного курса каждой из стран «шестерки».

В коллективных монографиях: «Западная Европа: политическая и  военная интеграция» (Москва, 1984), «Западноевропейская интеграция: политические аспекты» (под общей редакцией Н. С. Кишилова, Москва, 1985) исследуются сложные проблемы, связанные с политической интеграцией западноевропейских стран, анализируются экономические, социальные и политические предпосылки создания Европейского Сообщества. При этом проводится анализ взглядов различных стран на проблему политической интеграции Европы.

Для настоящего исследования большой интерес представляют статьи М. Ц Арзаканян, Богословской О.В., Новикова Н.Г.  в которых рассматриваются различные аспекты реализации голлистского плана создания Политического союза Европы в оценках советской дипломатии и другие проблемы рассматриваемого периода.

Ко второй группе отечественной  историографии можно отнести  работы, посвященные внешнеполитической истории Франции. В монографии И. А. Манфред «Париж-Бонн. Франко-западногерманские отношения во внешней политике V республики 1958-1968» (Москва, 1970) проблема франко-западногерманских отношений в рамках «объединенной Европы» в период с 1958 по 1968 гг. исследуется в контексте их межгосударственного сотрудничества. В работах И. А. Колоскова «Внешняя политика V республики» (Москва, 1976), В. С. Шилова «Политические партии и внешняя политика Франции (1958-1969)» (Москва, 1977), В. П. Славенова «Внешняя политика Франции» (Москва, 1981) Н.Г. Новикова «Два этюда о де Голле и голлизме» (Иркутск, 2001) исследуется внешняя политика Франции в период V республики, анализируется деятельность французского президента в области внешней политики, и, в частности, в области «европейской» политики, рассматриваются трудности адаптации социальной сферы к новым требованиям общеевропейской экономики. Указанные монографии позволяют глубже изучить взаимосвязь европейского курса де Голля с другими направлениями внешней политики Франции.

 

I. Европа во внешнеполитической доктрине Ш. Де Голля

 

Европейская политика была одним из основных направлений внешнеполитической деятельности правительства де Голля. Необходимо отметить, что внешнеполитическую концепцию Франции в 50-е – 60-е годы прошедшего столетия следует рассматривать в движении  от  становления в период второй мировой войны и Четвертой республики к практической реализации в период Пятой республики. В политической концепции де Голля в отношении Европы, следует выделять политику Франции по отношению к европейским государствам, с одной стороны и  политику Франции, как европейского государства, по отношению к неевропейским странам.

К национальным особенностям формирования внешней политики можно  отнести следующие. Во Франции существует устойчивое внутреннее согласие о том, что страна является великой мировой державой. В этом и состоит голлистская традиция, сформулированная де Голлем как “Франция лишь в том случае является подлинной Францией, если она стоит в первых рядах”1

В отличие от многих стран, Франция не отягощена комплексом вины из-за своего колониального прошлого, что дает ей повод для претензий  на глобальную роль в мире, что выражается в стремлении играть роль посредника между ведущими западными странами и государствами “третьего мира”. В отличие от США, Франция никогда не стремилась к одностороннему гегемонизму. Традиционно обеспечение безопасности ею рассматривается посредством равновесия великих держав в рамках многополярного мироустройства. Отсюда и традиционное стремление Франции к проведению гибкой политики балансирования и отказ от каких-либо двусторонних союзов в пользу многосторонних.

Франция также рассматривает  военные инструменты в качестве основы обеспечения политики безопасности, что находит подтверждение в обособленности в вопросах национальной обороны от НАТО и других  государств Европы, а также в проведении собственной ядерной политики.

В геополитическом плане Франция  числит себя не только континентальной  и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило и геополитическую специфику – во-первых, связь со своими бывшими колониями, во-вторых,  участие Франции в формировании регионального порядка как в Средиземноморье, Северной Африке, так и на Ближнем Востоке и прилегающих к нему акваториях. В-третьих, особая важность состояния безопасности в Европе и участие в европейских делах, где Франция традиционно рассматривает себя как регионального лидера, сдерживая при этом европейские аппетиты США, Великобритании (англосаксонская группа), Германии и, в некоторых случаях, России.

Франция после окончания  войны основные внешнеполитические усилия сосредоточила на проведении силовой политики в своих колониальных владениях. Занятая войной в Индокитае и Алжире страна теряла в Европе одну позицию за другой. Интеграция французских вооруженных сил в НАТО, т.е. фактически под контролем США, ремилитаризация и усиление позиций ФРГ в 50-е гг. показали, что Франция не может обеспечить свои интересы без обретения самостоятельности по отношению к США и НАТО, без пересмотра своей традиционной силовой политики.

Приход к власти в 1958 году Шарля де Голля и утверждение режима V Республики ознаменовали начало радикального пересмотра национальной доктрины Франции. В основу национальной доктрины де Голль положил лозунг “национальной независимости” и “величия Франции”. Идея нации была возведена в категорию абсолютных ценностей.

Де Голль провозгласил также ориентацию Франции на многополярный  миропорядок и неприятие биполярного  деления мира в принципе. Пересмотр  прежней политики де Голль построил по следующей схеме: США постепенно теряют свое господствующее положение, Россия несколько отступает в Европе, третий мир утверждает свою независимость, но остается пассивным. Такой подход к миропорядку определил основную миссию Франции как игру на балансе сил более крупных держав и отказ от союза с какой-либо из них. При этом Франция ратовала за создание многосторонних союзов с учетом геополитических факторов. Долгосрочной целью обеспечения безопасности страны де Голль определил необходимость занятия ею одного из руководящих мест в мире с помощью комплексного использования инструментов национальной мощи и быстрого экономического роста. Была выдвинута формула “разрядка–согласие–сотрудничество”.

Первоначально (1958–1962 гг.) эта цель реализовывалась в рамках ориентации на “трехстороннее лидерство” Франции совместно с США и  Великобританией в НАТО. Основой для этого считался ядерный статус Франции и опора на военную силу. Однако, в дальнейшем возобладал курс на обретение военно-стратегической автономии (совокупный потенциал Франции значительно уступал американскому) с параллельным поиском европейского союза, балансирующего доминирование США в НАТО. Для этого рассматривались: в 1961–1962 гг. военно-политический союз “Европы шести” (без Великобритании); планы “единственной и единой обороны как основы союза” Франции и ФРГ с французскими ядерными гарантиями (французский проект Елисейского договора, рубеж 1962–1963 гг.); франко-английский ядерный союз (конец 60-х – начало 70-х гг.).

Недостаточная экономическая  мощь Франции, по мнению голлистов, не гарантировала ей самостоятельности  в западном мире, что вызывало необходимость не только усиления дипломатических, политических и моральных резервов страны, но и жесткую демонстрацию ядерной мощи: “Наличие у Франции национального ядерного оружия станет основным фактором развития Европы”.

Эти соображения легли в основу французской военной доктрины, исходящей из наступления неизбежного стратегического равновесия по линии СССР–США, приоритета Стратегических Ядерных Сил над Силами Общего Назначения и независимого обеспечения национальной безопасности в мире. Концепция сдерживания “слабым сильного” преследовала цель “предотвращения ядерной войны” и определяла необходимость обороны от ядерного удара только национальной территории (пуризм). Эти установки были обобщены доктриной “обороны по всем азимутам” (1967 г. Ш.Айере, Национальный Генеральный Штаб (НГШ) Франции).

Доктрина де Голля  реализовывалась через ориентацию на вызывающую односторонность и  претензии на глобальную вовлеченность  в политике национальной безопасности. Эта политика снова привела Францию  к дестабилизации внутренней обстановки и осознанию требования пересмотреть многие конфронтационные положения доктрины де Голля. Деголлевская концепция Европейского политического союза, то есть конфедерации, опиравшейся на союз суверенных государств, основывалась на идее создания «Европы отечеств»1. Этот термин впервые употребил М.Дебре в своей речи перед Французским Национальным собранием в декабре 1958г., а затем депутат от голлистской партии – Союза за новую республику (ЮНР) – Ален Пейрефит использовал его в статье, появившейся в «Монд» в сентябре 1960 г.

Европейские планы возникли у де Голля еще в ходе второй мировой войны. Однако формы объединения  Европы де Голль в то время не затрагивал. При рассмотрении деголлевской  европейской концепции исследователи  выделяют три его формулы: «Европу государств», «европейскую Европу»  и «Европу от Атлантики до Урала»1.

Информация о работе Европейская внешняя политика Франции при Ш. де Голле