Европейский союз и перспективы его последующего развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение проблем связанных с расширением Европейского Союза и перспектив его последующего развития.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю расширения ЕС
- провести анализ современных тенденций расширения ЕС
- выявить последствия присоединения к ЕС новых государств для экономик стран Евросоюза;
- оценить перспективы дальнейшего расширения ЕС.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЕС 1 ВЭД.docx

— 92.15 Кб (Скачать)

Еще одна из наиболее трудно решаемых задач на этапе присоединения - адаптация сельского хозяйства стран ЦВЕ к европейским стандартам. Осознавая это, страны-кандидаты, надеялись на получение значительных финансовых ресурсов от ЕС. Однако Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП) Европейского Союза поглощает 50% его бюджета. Действующая в ЕС система поддержки сельского хозяйства давно признается неэффективной и ведущей к значительному перепроизводству в рамках Союза, когда значительная часть продукции может быть реализована только на внешних рынках. Очевидны направления необходимых изменений, в частности, существенное сокращение прямых субсидий товаропроизводителям. Однако попытки реформирования ЕСХП на протяжении 2000-2002 гг. оказывались безуспешными в виду жесткой позиции ряда стран, прежде всего Франции. В результате возобладало мнение, согласно которому никаких реформ, предшествующих решениям по вопросам регулирования сельского хозяйства, быть не может[3,115].

1 января 2007 года в Ньюмюнстере в Люксембурге были подписаны договора о вступлении в ЕС Болгарии и Румынии. Условия их членства были определены в апреле 2004 года.

В самом последнем отчете по мониторингу, проведенном Еврокомиссией, установлено, что обе страны добились прогресса  в установлении демократического режима и рыночной экономики, но в то же время  был признан ряд мер, необходимых к исполнению (касательно борьбы с мошенничеством и подделками, коррупцией и отмыванием денег). Было маловероятным, что эти препятствия  будут устранены  к октябрю 2006 года, однако оказалось, что к 1 января 2007 года пятый раунд расширения ЕС оказался завершенным[6]. Сейчас две последние присоединившиеся страны де факто являются представителями второго класса членов ЕС. Ужесточение требований к кандидатам, что уже отразилось на Болгарии и Румынии, значительно усложнит процесс вступления других государств.

К настоящему моменту Европейский  союз (ЕС) является крупнейшим интеграционным объединением в мире. Население 27 государств ЕС составляет более 500 млн. человек, производящих 25% мирового ВНП[7]. Достигнув за последние полвека впечатляющих успехов в области экономической интеграции, Евросоюз стал одним из самых влиятельных "игроков" в сфере международной торговли, а единая европейская валюта "евро" теснит американский доллар на мировых финансовых рынках.

 

 

 

2.2. Последствия и проблемы, связанные с присоединением стран ЦВЕ

Вступление стран Центральной  и Восточной Европы в Европейский  Союз представляется очень важным и  серьезным шагом, так как непосредственно  влияет на расстановку политических и экономических сил в Европе и в мире в целом. Часто возникающий вопрос: кто же больше выигрывает от расширения ЕС – крупные старые члены, новые члены, Союз в целом – не имеет однозначного и окончательного ответа.

После присоединения у большинства  новых стран ЕС продолжался рост ВВП, значительно увеличился приток зарубежных инвестиций, благодаря которым  в странах увеличились темпы  экономического роста (Приложение 1). В Латвии, например, зарубежные инвестиции увеличились с 1 млрд. до 27 млрд. дол.

В результате вступления стран ЦВЕ  население ЕС увеличилось примерно на 100млн. человек и составило  порядка 470 млн. человек. Значительно  расширилась территория Евросоюза. Таким образом, усиливается политический вес ЕС в мире, большая часть Европы объединена в рамках общей системы политической, экономической и экологической безопасности.

С другой стороны, крупномасштабное присоединение к ЕС новых членов из стран ЦВЕ сделало невозможным проведение политики солидарности в том объеме и тех формах, как это было в 90-е годы. В эти годы за счет ресурсов структурных фондов оказывалась поддержка регионам-получателям, в которых проживало 178 млн. человек. Вступление в ЕС стран ЦВЕ также существенно снизило показатель совокупного ВВП на душу населения, поэтому ряд районов – бывших получателей помощи потеряли статус наиболее бедных, так как их показатель превысил 75% среднего по уровню ЕС. Произошли и другие негативнее последствия, такие как вытеснение отечественных товаропроизводителей, повышение стоимости рабочей силы в новых государствах-членах вследствие применения требований союза. Более того, введение экологических правил ЕС потребовало от новых членов увеличения расходов в этой области размере 2–3% ВНП в год, а также появилась необходимость изменения торгово-экономических отношений новых стран-членов с другими государствами, не входящими в ЕС. После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложатся именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1% ВВП[1].

Необходимо заметить, что проходит процесс расширения потребительского рынка, снижается уровень безработицы (Приложение 2), улучшаются условия для экспансии капитала и корпораций ведущих европейских держав в реальную экономику и на рынки стран ЦВЕ. Хотя эта экспансия тоже имеет оборотную сторону – утечку инвестиций сверх допустимого уровня вследствие более низких налогов (подоходных, корпоративных, на рабочую силу, НДС) в этих странах. Для оценки возможностей не формальной, а сущностной экономической интеграции ЦВЕ в ЕС полезно констатировать, что за полтора десятилетия в регионе появились средние слои материально обеспеченного населения и независимое предпринимательство, включая мелкий бизнес. Перенимается управленческий опыт развитых капиталистических стран, происходит адаптация законодательства в хозяйственной сфере к нормам и практике ЕС-15, расширяется ассортимент товаров массового спроса и услуг. Темпы, количественные и качественные характеристики этих явлений в разных странах неодинаковы и достаточно условны. Сохраняются более низкая по сравнению с ядром Европы технологическая и инфраструктурная оснащенность экономик, более низкое качество культуры труда и рабочей силы и, как следствие, невысокая конкурентоспособность большинства производимых в регионе товаров и услуг. В странах ЦВЕ есть отрасли и предприятия, выполняющие роль флагманов в движении реальной экономики к стандартам Запада, но вне сырьевого и добывающего сектора их пока слишком мало (например, полиграфическая индустрия в Польше, автомобилестроение в Чехии, гостиничный бизнес и электроника в Венгрии). Во многих странах региона после вхождения в ЕС был закрыт ряд предприятий по причине их неконкурентоспособности. Хотя эти предприятия в основном государственные, в целом сохраняется чрезмерно высокая (по меркам Запада) роль государства в экономике. Не преодолена система административного контроля над ценами на сельскохозяйственную продукцию[13].

На момент вступления Румынии и  Болгарии в ЕС, эти страны полностью не соответствовали экономическим критериям, принятых в Копенгагене. Болгарии необходимо было существенно сократить безработицу, снизить дефицит бюджета до 3% ВВП, сократить бюджетные расходы, укрепить визовый режим на границах [3, 114], а для Румынии основными проблемами были отмечены такие, как укрепление демократии, соблюдение прав человека, повышение эффективности работы административного аппарата, введение стандартов европейского законодательства, улучшение положения национальных меньшинств.

 

Таким образом, пятое и шестое расширение не однозначно сказались на ЕС. С одной стороны оно принесло его странам-членам много проблем. Но с другой усилило политическую роль Европейского Союза в мировом сообществе, в результате чего организация стала одной из самых сильных интеграционных группировок в мире и основной экономической и политический силой на континенте.

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Перспективы дальнейшего расширения ЕС

Дальнейшее расширение Европейского союза открыто для любой европейской  демократической страны со свободным  рынком, имеющей желание и возможности  для приведения законодательства в  соответствие с правом ЕС.

В настоящее время на повестке дня  Евросоюза — принятие Турции, Западных Балкан и Исландии. Заявления четырёх стран приняты и официально рассмотрены, им присвоен статус кандидата: Турция (подала заявку в 1987), Хорватия (в 2003), Македония (в 2004), Исландия (в 2009). Эти страны начали или начнут в скором времени процесс вступления, приводя своё законодательство в соответствие с правовыми нормами ЕС.

9 ноября Европейская Комиссия  приняла «Пакет документов по  расширению – 2010» (Enlargement Package 2010), в котором сделан обзор прогресса стран, являющихся кандидатами и потенциальными кандидатами на вступление в ЕС [9].

 

3.1 Западные Балканы

Турция

В последние годы вопрос Турции в  отношении ЕС стал темой большой  важности и значительной неоднозначности. Турция — один из основателей Совета Европы с 1949 года и, благодаря подписанному 12 сентября 1963 года Соглашению об ассоциации между ЕЭС и Турцией, является «ассоциированным членом» Европейского союза и его предшественников с 1964-го. Турция имеет статус кандидата с 1999 года, подав заявление на вступление в 1987. Причина столь долгого процесса — сложности по приведению страны к стандартам ЕС, а также проблемы политического характера, сопровождающие вступление [7].

 Переговоры между Турцией  и ЕС ведутся с октября 2005 года. Рассмотрим основные экономические трудности, с которыми столкнулись обе стороны.

С европейской точки зрения Турция является большой страной. Ее территория достигает территории Франции - крупнейшего  из настоящих членов ЕС. Со своими 72 миллионами жителей она лишь на 10 миллионов уступает Германии и примерно настолько же превосходит Францию, Италию и Соединенное Королевство. Если Турция станет членом ЕС сегодня, то территория Европейкого Союза увеличится на 20%, а население почти на 16%.

В то же время экономика Турции значительно отстает от экономики ЕС и даже тех стран, которые недавно вступили в союз, и ее потенциальные вложения в экономику Союза также незначительны. ВВП Турции можно сравнивать разве что с ВВП Дании, Австрии или федеральной землей Германии Саксонией. Принимая во внимание различия в экономиках и демографической ситуации между Турцией и ЕС за период 2000-2005 гг., можно сделать вывод о том, что Турция так и останется бедным государством-членом в момент возможного присоединения.

Согласно таким прогнозам, в  2015 г. доход на капитал только достигнет уровня в 20% (в текущих средних ценах по ЕС27)[10].

Давая такую негативную оценку значимости турецкой экономики по сравнению  с европейской, можно сделать  еще один вывод, что эффект от присоединения  Турции, оказанный на остальные страны, будет очень и очень скромным.

С этой точки зрения нелегко понять замечания против полного членства Турции, существующие со сторон некоторых  государств. Не говоря о культурных и религиозных традициях и  прошлом этой страны, одно наличие  многочисленного населения в  совокупности с низкими доходами дает достаточно оснований для беспокойств и дискуссий.

Для того чтобы в принципе стать  полноправным членом ЕС, страна должна принять так называемый acquis communautaire(совокупность правовых норм ЕС, содержащие все постановления, принятые ЕС с самого его основания). Относительно экономической деятельности он преследует целью обеспечить равные условия для всех экономических агентов по всему союзу[7]. Для достижения экономических эффектов от присоединения Турции следующие положения представляются наиболее важными:

- Таможенный Союз. Полное членство подразумевает, что вступившая в Союз страна станет также и членом таможенного союза. Все существующие тарифы между ЕС и вступающей страной должны быть отменены. Кроме того, внешний тариф ЕС должен быть также применен к импорту и новым членом. И, наконец, новый член должен перенести всю компетенцию по торговле с третьими странами на ЕС. Между Турцией и ЕС таможенный союз существует с 1996 года. За исключением сельскохозяйственной продукции, которая является объектом совместной политики, все таможенные платежи количественные ограничения были устранены. Кроме того, Турция приняла общий внешний тариф и политику Союза в отношении третьих стран.

- Внутренний рынок. Полное членство означает, что внутренний рынок будет расширен для присоединяющейся страны. Четыре основных свободы, лежащие в основе ЕС, вступят в силу по отношению к странам-членам ЕС и только что вошедшей в союз страной. Эти принципиальные свободы состоят из свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей. Правила внутреннего рынка должны подтверждать то, что торговля товарами и услугами, а также пересечение границ капиталом и трудовыми ресурсами не затруднены, и что фирмы и граждане могут обосновываться в любом месте ЕС.

Согласно уже существующему  между Турцией и ЕС таможенному  союзу торговля товарами промышленного  производства уже либерализована в достаточно большом объеме. Конечно, посредством принятия Турцией норм и стандартов ЕС, а также устранения некоторых существующих преград, особенно в сфере услуг, условия для роста экспорта и импорта между Турцией и ЕС будут и дальше улучшаться. Но эффект от этого будет минимальным. Кроме того принятие европейских норм и стандартов вызовет рост затрат турецких предприятий, что воспрепятствует их конкурентоспособности в коротком периоде.

Очевидно, что потенциал для  прямых иностранных инвестиций из ЕС не используется на полную. Поэтому посредством расширения внутреннего рынка для Турции будет создана легальная система для инвесторов из ЕС. Это также улучшит условия для интенсивного разделения труда между Турцией и ЕС и окажет позитивные эффекты на социальное обеспечение и доходы внутри интегрированной зоны. Одним из очень важных изменений, вызванных расширением внутреннего рынка для Турции, будет свободное движение людей через границы. До настоящего времени миграция между странами-членами ЕС и Турцией строго регламентирована. С исчезновением всех препятствий, как Турцию, так и ЕС ждет множество изменений. Однако вероятность того, что с вступлением в Союз Турции сразу же будет гарантировано свободное движение людей через границы, не слишком велика.

В случае со странами Восточной Европы, вступивших в ЕС в 2004 году, «старым» членам ЕС было дозволено применять  ограничения по эмиграции на срок до 7 лет. Скорее всего, в случае с  Турцией ожидается такое же развитие событий. Если свободное передвижение людей между Турцией и остальными государствами ЕС будет в целом  исключено, то конституционный принцип  внутреннего рынка будет нарушен, и Турции не будет предоставлено  полное членство.

- Бюджет ЕС. Новое государство будет включено в бюджетную систему ЕС. С одной стороны, это должно будет обеспечить дополнительные поступления в бюджет. Согласно правилу будущего бюджетного периода (2007-2013) каждый член ЕС обязан внести 1,04% своего ВВП. С другой стороны, вступившее в союз государство будет получать финансовые ресурсы из бюджета. Основные затраты ЕС идут на поддержание сельскохозяйственного сектора и регионам с низким капитальным доходом. Согласно этим условиям те страны получают больше выгод от распределения бюджетных средств, которые сравнительно беднее и у которых большой сельскохозяйственный сектор. И по этим правилам членство Турции в ЕС вызовет значительную утечку финансовых средств. Из-за низкого капитального дохода и большой численности населения Турция станет крупнейшим получателем доходов бюджета, как в абсолютных показателях, так и в относительном к ВВП. Таким образом, Турция сможет рассчитывать на 4% от своего ВВП. Кроме всего прочего расширение общей политики по сельскому хозяйству в рамках ЕС сильно изменит экономические условия для фермерств.

Информация о работе Европейский союз и перспективы его последующего развития