Фінансові ризики участі у валютно-економічному союзі зони евро в період світової кризи (на прикладі Греції)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение кризисных явлений в зоне евро в условиях мирового валютно-экономического кризиса и перспектив их преодоления.
Основные задачи работы:
- изучить кризисные явления в зоне евро в условиях мирового кризиса 2008-2009 гг.;
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования валютных зон;
- выявить причины долгового кризиса в Греции и определить его последствия для финансовой стабильности зоны евро;
- определить перспективы развития валютно-экономического союза ЕС;
- анализ показателей экономики Греции на основе международной статистической информации.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЗОН
1.1. Критерий оптимальности валютных зон……………………………………6
1.2. Критерии конвергенции и их роль в обеспечении финансовой стабильности………………………………………………………………………8
РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕР КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗОНЕ ЕВРО В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2.1. Долговой кризис Греции и его влияние на стабильность зоны………….16
2.2. Негативные тенденции в экономике. Португалия, Ирландия и Испания в условиях пребывания в зоне евро………………………………………………20
РАЗДЕЛ 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ЕВРО
3.1. Реформы по обеспечению стабильности валютной зоны евро…………..23
3.2. Перспективы стабильности международной валюты евро………………28
РАЗДЕЛ 4 ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД СТАБИЛЬНОСТИ
4.1.
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.2

       Показатели  банковского сектора  на 2005 – 2009 года

( в  % активов ) 2005 2006 2007 2008 2009
Капитал 13,2 12,2 11,2 9,4 11,7
Невыплаченный

долг

6,3 5,4 4,5 5,0 7,7
Оборот  акционерного капитала 15,9 12,7 14,8 3,2 -1,5
 

         В апреле 2010 года государство попросило официальную финансовую помощь. Государство столкнулось с огромной денежной потребностью финансирования в апреле и мае 2010 года. Потребность финансирования в апреле была выражена через выпуск облигаций – 8 млрд. евро в пятилетних облигациях на 25 января, 5 млрд. евро в десятилетних облигациях на начало марта и 5 млрд. евро на конец марта – но по высоким ценам. Из–за последующего ухудшения условий рынка (Приложение А.9), государство попросило финансовую помощь у еврозоны и МВФ[11].

       Делегация еврозоны и МВФ была направлена в  Афины 21 апреля 2010 года, для того чтобы  обсудить программу восстановления макроэкономической стабильности и  длительного устойчивого роста. Соглашение по техническим деталям было подписано 2 мая 2010 года на период с 2010 по 2013 года, которое было подкреплено 110 млрд. евро. В тот же день Еврогруппа утвердила стратегическую программу и приняла ссуду от еврозоны в размере 80 млрд. евро.

 

       2.2. Негативные тенденции в экономике Португалии, Ирландии и Испании в условиях пребывания в зоне евро

 

       Финансовый  кризис в Греции распространился  на других членов еврозоны (Португалия, Испания, Ирландия), главным образом  через восприятие инвесторами рисков. Это также могло распространиться на Юго–Восточную Европу из-за потенциальных проблем в финансах греческих банков. Это также распространилось на других членов еврозоны. Испания и Ирландия имеют большой внешний дефицит и высокое долговое обязательство в частном секторе в результате жилищного бума. Португалия также имеет большую денежную неустойчивость и значительные долги, хотя она в меньшей  степени испытала жилищный бум. Эти страны должны были обсудить риски инвесторов и это помогло бы снизить финансовый риск всех 4 стран. Италия сбежала от этого беспорядка, так как большая часть государственного долга принадлежала внутреннему рынку. Банки и страховые компании Франции и Германии имеют большие обязательства к Южной Европе и в следствие этого она стала очень уязвимой (Приложение Б.1)[10].

       Пагубное  влияние на Юго – Восточную  Европу было ограничено. Инвестиции в Юго – Восточной Европы, а именно Турции, представлено 17% активов греческих банков(Приложение Б.2)[12].

       Главное беспокойство – это то, что проблемы головных банков могут распространиться на филиалы с последствиями для стран, в которых греческие банки имеют значительный вес (Румыния, Болгария, Сербия, Албания и Югославская республика Македония). Головные банки могут иметь трудности со снабжением капиталом своих филиалов. К тому же филиалы могут потерять доверие вкладчиков.

       Также хочется добавить, что для Португалии основная проблема — дефицит бюджета, который составляет 9,3% ВВП, что втрое выше норм ЕС. В феврале 2010 года парламент страны с опозданием начал обсуждать проект бюджета на 2010 год. Оппозиция хотела расширить расходы на стимулирование экономики, ведь Португалия даже в благополучные времена считалась одним из самых бедных членов зоны евро. Правительство же настаивало на сокращении дефицита.

       Главной проблемой экономики Испании остается рекордно высокий уровень безработицы, который составляет почти 19%, что вдвое выше среднеевропейского показателя. Премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро заявил, что уровень государственного долга страны представляется ему разумным. С тех пор, как в 2008 г. в стране началась рецессия, долг вырос с 36% до 55% от ВВП. “Нельзя сравнивать Испанию с Грецией или Португалией. Там экономика уже давно поражена кризисом. Уровень бюджетного дефицита, а также уровень внутреннего и внешнего долга у этих стран гораздо выше, чем у Испании”,— говорит премьер. Министр труда и иммиграции Испании Селестино Корбачо утверждает, что экономические проблемы страны сильно преувеличены. По его словам, другие страны ЕС, говоря о непривлекательности Испании для инвестиций, рассчитывают отвлечь капиталовложения на свою сторону.

       Бюджетный кризис настиг и Ирландию, где дефицит  бюджета составляет 12% ВВП, причем в 2009 г. он вырос вдвое. Правительство  Ирландии уже подтвердило, что намерено поднять налоги и урезать расходы государства. В таких случаях хорошим подспорьем может стать девальвация национальной валюты или снижение ставок по кредитам. Но страны, использующие евровалюту, такой возможности лишены.

       Страны, которые накопили гигантские долги, вынуждены платить повышенные проценты по ним. Этим пользуются спекулянты. На долговом рынке продолжается атака на Испанию и Португалию. Спреды по их бумагам достигли рекордных величин как минимум с июля 2009 г. На сегодняшний день госдолг Испании находится на уровне 54% от ВВП, однако уже к 2011 г., по оценкам чиновников ЕС, это соотношение увеличится до 74%; для Португалии показатель вырастет с текущих 77% до 91%.

       Вхождение Греции, Португалии, Испании и Ирландии в зону евро лишило эти страны возможности проводить свою собственную денежную политику. “В кризисный период единая валюта сыграла на руку Греции, Испании и Португалии — им не пришлось прилагать много усилий для поддержки евро. Однако сейчас у этих стран связаны руки. Они никак не могут влиять на долг за счет изменения ставки рефинансирования и девальвации национальной валюты — деньги все равно придется отдавать”,— считает аналитик IHS Global Insight Ян Рэндольф[15].

 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 3

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО  – ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОЮЗА ЕВРО

 

       3.1. Реформы по обеспечению стабильности зоны евро

 

       Греции  необходимо существенное фискальное регулирование. Курс программы предвидит большое макроэкономическое регулирование, особенно в частном секторе. Планировалось, что дефицит государственного бюджета будет снижен с 14% ВВП в 2009 году к 3% ВВП в 2014 году (Таблица 3.1)[12].

         Размер долга должен уменьшиться  к 2014 году. Фискальная и структурная  политика вместе с ограничением  кредита в частном секторе  приведет к снижению баланса  текущего счета на 5 ½ % ВВП в 2013 году. Внутренний долг начнет снижаться в 2013 году после достижения максимума в 120% ВВП.

       Размер  необходимой фискальной консолидации на период с 2010 по 2013 год превышает  необходимый минимум государственного дефицита. Это было источником непонимания  между властями. В  базовом сценарии развитие финансов при неизменной политики привело бы к росту государственного дефицита из-за снижения реального ВВП,  увеличения пособий по безработице,  из-за высоких зарплат в государственном секторе. Вот почему фискальная консолидация в период с 2010 по 2014 год насчитывает 18% ВВП.

       Фискальная  политика, принятая Советом ЕС должна быть переделана[16]. Программа стабильности Греции от января 2010 года и Решения Совета в середине февраля предусматривали сокращение государственного дефицита с 8,7% ВВП в 2010 году к 3% ВВП в 2012 году. В начале миссии показалось, что вероятность этих целей возможна по нескольким причинам:

       1. Плохое изначальное состояние финансов. 22 апреля 2010 года Eurostat опубликовал государственный дефицит, оцененный в 13,6% ВВП на 2009 год по сравнению с 12,7% ВВП в предыдущем году.

       Таблица 3.1

       Макро – фискальное регулирование

                                                             2009  2010  2011  2012  2013  2014

                                                                                 ( в % ВВП)

       Общее сальдо гос.бюджета

       (по  базовому сценарию)         -       -10,5 -14,2  -15,6  -15,9  -15,6

       Общее сальдо гос.бюджета 

       (с  принятием программы)       -13,6  -8,0  -7,6    -6,5    -4,9    -2,6

                 Сальдо центр. гос.бюджета      -8,6    -2,4  -1,0    0,9      3,2      5,9

                 Выплата % по гос.долгу             5,0     5,6    6,6     7,5      8,1      8,5

       Баланс  текущего счета               -13,1 -10,8 -8,4    -6,9    -5,6    -4,3

       Торговый  баланс                        -10,2 -7,3   -4,7    -3,2     -1,9    -0,6

       Источник: Greek authorities and Commission services

 

       2. Глубокий спад. Стресс на финансовом рынке предполагал усиление рисков для макроэкономического и фискального развития. Пока государство ожидало медленного спада (-0,3% ВВП в январе), все показатели начали падать быстрее. Это могло бы помешать сокращению  запланированного дефицита, это могло ухудшить динамику долга и привести к большим долговым обязательствам  в банковском секторе.

       3. Недостаток специальных мероприятий для будущих лет. Несмотря на огромную фискальную консолидацию урегулирования, не было ни одного конкретного плана по понижению государственного дефицита в 2011 – 2012 гг. Кроме того последний срок (2012 г.) для корректировки чрезмерного дефицита нереалистичен уже из-за плохой изначальной ситуации и экономических прогнозов.

       Фискальная  программа должна быть спроектирована для увеличения доверия и силы законодательства. Тяжелые мероприятия  должны быть легализованы. Это относится к сокращению номинальных заработных плат и пенсий, увеличению ставки НДС и акцизов. Мероприятия должны быть детально изложены. Все мероприятия для 2010 и 2011 годов должны быть оценены  государством. Парламент должен подписать эти документы и легализовать те, которые будут приведены в исполнение в 2010 году.

       Большое сокращение зарплат и пособий  неизбежно. В 2009 году зарплаты и пособия  насчитывали около ¾ общих расходов. И они были самыми активными компонентами расходования на протяжении последней декады. Сокращение зарплаты и пособий происходит на основе отмены премий во время Пасхи, Рождества и лета.

       Программа предвидит выполнение пенсионной реформы.

  • Диагностика – власти согласились, что существующая система была нежизнеспособной и стала бы неплатежеспособной, если бы не были бы приняты меры, то есть если ничего не было бы сделано для фонда субъектов предпринимательской деятельности. Греция имеет устойчивый дефляционный разрыв в 14,1% ВВП по сравнению с 6,5% ВВП ЕС (Приложение В )[12]. Ожидается, что пенсионные расходы, как доля ВВП,  увеличатся на 12,5% к 2060 году относительно 2010 года.
  • Процесс – 9 февраля 2010 года Министр охраны труда предложил реформу системы. Планировалось увеличить средний пенсионный возраст до 63 лет и увеличить пенсионный возраст женщин в государственном секторе. Учитывая, что план не был достаточно амбициозным, Комиссия и МВФ посоветовали властям усилить их план реформы. Они отреагировали положительно на многие предложения, включая автоматическое регулирование пенсионного возраста с увеличением продолжительности жизни.
  • Результат – существующие пенсионные фонды будут соединены в три фонда и будет введена новая система, чтобы усилить связь между вкладами и выплатами. Нормальный пенсионный возраст составит 65 лет, в соответствии с увеличивающейся продолжительностью жизни к 2020 году. Увеличение пенсионного возраста женщин в государственном секторе будет постепенно введено к декабрю 2013 года. Пенсионные льготы будут уменьшаться на 6% ежегодно для людей, выходящих на пенсию в возрасте 60 – 65 лет.
  • Следствие – 10 мая 2010 года Кабинет Министров Греции одобрил законопроект по реформе социальной безопасности и пенсионной системы[12].

       Программа также предвидит выполнение важных реформ для укрепления финансовой структуры  и системы бюджета, включая реформы системы налогообложения. Законопроект о налогах был недавно переделан. Он сделает систему налогообложения более эффективной и равноправной, вследствие создания более прогрессивного подоходного налога. Правительство в дальнейшем пересмотрит налоговую систему, чтобы упростить ее. Параллельно власти ведут реформы для улучшения системы взимания налогов. Они будут вести аудит над благосостоянием обеспеченных людей, усилят регистрацию НДС и уменьшат размер возможного налогового кредита. В этом им окажут помощь МВФ и Европейская комиссия.

       Реформа государственного сектора является основным элементом программы, так  как он и несет большие потери для Греции. Правительство уже  ввело меры по ограничению заработной платы. Греция неблагополучна во многих областях. Структурные реформы помогут выполнить программу макроэкономического регулирования для поддержания роста. Эти реформы увеличат масштаб национальной экономики и соответственно увеличат масштаб сбора налогов. Рыночные реформы приведут к созданию новых рабочих мест и улучшат доступ к услугам.

Информация о работе Фінансові ризики участі у валютно-економічному союзі зони евро в період світової кризи (на прикладі Греції)