Характеристика международного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Основное предназначение Организации состоит в том, чтобы быть действенным механизмом, который в состоянии ответственно на правительственном уровне обсуждать коренные проблемы мировой политики и содействовать их решению, быть местом совместного поиска баланса разных противоречивых, но реальных интересов мирового сообщества государств.
Проблема, роли ООН и её Устава перестаёт быть предметов только теоретических исследований учёных, а становится, по существу, центральной проблемой мировой политики и важной интегральной частью формирования нового миропорядка.

Работа содержит 1 файл

Характеристика международного законодательства о защите прав и свобод.docx

— 49.11 Кб (Скачать)

Характеристика  международного законодательства о защите прав и  свобод:

Устав ООН:

Основное  предназначение Организации состоит  в том, чтобы быть действенным  механизмом, который в состоянии  ответственно на правительственном  уровне обсуждать коренные проблемы мировой политики и содействовать  их решению, быть местом совместного  поиска баланса разных противоречивых, но реальных интересов мирового сообщества государств.

Проблема, роли ООН и её Устава перестаёт быть предметов только теоретических  исследований учёных, а становится, по существу, центральной проблемой  мировой политики и важной интегральной частью формирования нового миропорядка.

Значение Устава ООН состоит не только в том, что  он – конституционный документ, регулирующий жизнедеятельность международной  организации безопасности, но и в  том, что он призван играть исключительную роль в формировании системы коллективной безопасности и в выработке своеобразного  кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях.

Устав ООН является первым в истории международных  отношений многосторонним договором, который заложил основы мирового сотрудничества между государствами  в поощрении и развитии уважения к правам и свободам человека. Создание Организации Объединённых Наций  и принятие её Устава положило начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области.

На конференции  в Сан-Франциско в 1945 году делегация  из СССР от имени четырёх держав (СССР, США, Великобритании, Китая) предложила поправку к п. 3 ст. 1 Устава, согласно которой перед Организацией ставится цель «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» [22. с. 18]. В такой формулировке этот пункт был принят конференцией т стал неотъемлемой частью Устава.

Устав ООН не ограничивается лишь ссылкой на поощрение  и развитие уважения к правам человека и основным свободам. Он также обязывает  государства развивать международное  сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и  религии» [23. с. 20]., тем самым возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой-либо дискриминации.

В рамках ООН  был принят целый ряд документов и решений, в которых подчёркивается юридический характер обязательств государств соблюдать основные права  и свободы человека в соответствии с Уставом. Статья 6 проекта декларации прав и обязанностей государств, принятого  на первой сессии Комиссии международного права ООН в 1949 году, гласит: «Каждое  государство обязано относиться ко всем находящимся под его юрисдикцией  лицам с уважением к правам человека и основным свободам, без  различия в отношении расы, пола, языка или религии» [24. с. 64].

В Декларации Генеральной  Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 года, толкующей и развивающей Устав ООН, подчеркивается, что «каждое государство обязано содействовать путём совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод…» [25. с. 85].

Государства-участники  Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписав Заключительный акт, также взяли на себя обязательства  «постоянно уважать права и свободы  человека в своих взаимных отношениях и прилагать усилия, совместно  и самостоятельно, включая в сотрудничество с ООН в целях содействия всеобщему  и эффективному их уважению» [26. с. 33].

Действия государств в целях развития уважения к правам человека и их соблюдения, должны основываться на строгом соблюдении принципов ООН, перечисленных в ст. 2 Устава ООН. Все принципы, и прежде всего принципы суверенного равенства государств, добросовестного выполнения взятых обязательств, мирного разрешения международных споров, воздержания о угрозы применения силы, невмешательств во внутренние дела, имеют первостепенное значение для плодотворного сотрудничества в области прав человека.

ООН осуществляет сегодня разнообразные виды деятельности, которые направлены на реализацию одной  из главных её уставных задач –  содействие обеспечению и защите прав личности. Устав ООН, в силу особенностей его правовой природы  и характера, не содержит конкретного  каталога гарантированных человеку основных прав и свобод. Но, не смотря на это, он всё же стал одним из первых важнейших международно-правовых документов, в котором поставлен вопрос о  необходимости универсального обеспечения, прав личности, закреплен принцип  всеобщего уважения прав и свобод всех людей, исключающего дискриминацию  личности. Уже в преамбуле Устава говорится о решимости Объединённых Наций утвердить веру в основные права человека, в достоинство  и ценность человеческой личности. В ст. 1 Устава принцип уважения достоинства личности, и защиты основных прав и свобод человека провозглашён, наряду с такими задачами, как поддержание международного мира и безопасности, а также развитие дружественных отношений между нациями в качестве основополагающей цели деятельности ООН. Важной задачей организации выступает сотрудничество государств в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного порядка (пункт 3 ст. 1). Коллективные или индивидуальные действия государств в сфере международной защиты прав человека (ст. 56 Устава) становятся, тем самым, составной частью комплекса прогрессивных, демократических принципов международного права. В ст. 55 пункт «с» государства обязываются содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права личности, не допуская при этом какой-либо дискриминации. ООН призвана быть центром для согласованных действий наций в осуществлении международного сотрудничества по правам человека (п. 4 ст. 1 Устава).

Устав ООН не ограничивается только тем, что указывает  на уважение к правам человека как  на цель, к которой должна стремиться ООН. Формальное провозглашение в Уставе задачи принятия эффективных совместных мер по содействию всеобщему соблюдению прав человека было дополнено уточнением компетенции важнейших органов  ООН в данной сфере. Закрепив компетенцию  международных органов в области  прав человека, Устав ООН заложил  основы для вывода этой проблемы из исключительной внутренней юрисдикции государств и создал предпосылки  для развития эффективной защиты личности непосредственно международным  правом. Составители Устава ООН видимо исходили из того, что конкретный перечень таких прав и свобод закреплён  в конституциях и других законодательных  актах стран-участниц Организации  и их реальное воплощение в жизнь  должно проводиться путём осуществления  в соответствующих международных и внутригосударственных мероприятий.

Объём прав человека, их реальное содержание и гарантии осуществления определяются в конечном счёте характером социально-экономического строя государства, поэтому, естественно, объём прав и свобод, предоставляемых личности различен в странах-участницах ООН. Каждое государство в зависимости от социально-экономических условий и уровня обеспечения права и свобод человека регламентирует их объём и представляет определённые гарантии.

Первым в истории  международных отношений документом, провозгласившим перечень прав и  свобод человека, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Пакт об экономических, социальных и культурных прав, а также Пакт о гражданских и политических правах. В этих документах также содержится перечень прав и свобод, которые должны предоставляться государствами-участниками всем лицам, находящимся под юрисдикцией, и отмечается, что государства обеспечат претворение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путём принятия законодательных и иных внутренних мер (ст. 2).

Пакты о правах человека являются обязательными для  участвующих в них государствах, в отличие от Всеобщей декларации, которая принята в виде резолюции  Генеральной Ассамблеей ООН и  поэтому имеет лишь рекомендательный характер. Пакты о правах человека и другие международные соглашения в рассматриваемой области обязывают именно государства провести целый комплекс внутригосударственных мероприятий для выполнения взятых на себя обязательств. В ряде международных документов и, в частности, в Уставе ООН специально подчёркивается, что государства обязаны предпринимать «совместные и самостоятельные» действия в сотрудничестве с Организацией для содействия всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека (ст. 56 Устава ООН). Формулировка «самостоятельные действия», как совершенно очевидно, означает, что именно государства и только они обязаны предпринимать меры для соблюдения основных прав и свобод человека.

Иначе регулирует Устав ООН эти вопросы применительно  к подопечным и несамоуправляющимся  территориям. Проблемы, относящиеся  к таким территориям, носят международный  характер и не входят во внутреннюю компетенцию колониальных держав.

Согласно ст. 73 Устава ООН «члены Организации, которые несут или принимают на себя ответственность за управление территориями, народы которых не достигли ещё полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными и, как священный долг, принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этой территории».

Главы XI и XII Устава ООН обязывают колониальные державы  предоставлять Организации информацию о самоуправляющихся и подопечных территориях, а Совет по Опеке  уполномочивается также «принимать петиции и рассматривать их, устраивать периодические посещения соответствующих  территорий под опёкой…, предпринимать  упомянутые и другие действия в соответствии с условиями соглашений об опёке» (ст. 87).

Международная защита прав человека осуществляется и в порядке применения главы VII Устава ООН. Согласно п. 7 ст. 2 Устава, принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутренние дела государств, не затрагивает применения принудительных мер на основании главы VII Устава ООН.

В докладе Подкомитета 1/1 А конференции в Сан-Франциско указывалось, что если «права и свободы вопиюще нарушаются таким образом, что создают ситуацию, которая угрожает миру или препятствует осуществлению постановлений Устава, то они перестают быть исключительно делом каждого государства» [21. с. 36 – 37]. Вменять принудительные меры против государства, которое своими действиями ставит под угрозу мир и международную безопасность.

ООН неоднократно рассматривала вопрос о применении принудительных мер к тем странам, в которых вопиющее нарушение  прав и свобод создаёт угрозу миру и международной безопасности. 

     Всеобщая  декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека»)[1] от 10 декабря 1948 года в Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правахМеждународным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.

Право человека - это охраняемая, обеспеченная государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять. 
Свобода человека - это отсутствие каких-либо ограничений, стеснения в чем-либо (поведении, деятельности, мыслях, намерениях и т.п.) 
Международный билль о правах человека состоит из принятых Ген. Ассамблеей ООН: 
- Всеобщей декларации прав человека; ( 1948 г.) 
- Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ( 16. 12. 1966 г.) 
- Международного пакта о гражданских и политических правах; ( 16. 12. 1966 г.) 
- Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. ( 1966 г.) 
СССР ратифицировал данный протокол 5 июня 1991 г. 
 
Всеобщая Декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. 
Всеобщая Декларация прав человека - это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все страны. Завершается Декларация статьей, в которой четко сказано об ответственности гражданина перед обществом. 
Декларация провозглашает: 
- все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и должны поступать в отношении друг друга в духе братства; 
- каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения; 
- при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других. 
Все права условно разделены на три группы: 
1-я группа - «ограждающие» права: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и достоинства, на тайну корреспонденции и др. 
2-я группа - предполагает активность самого человека: право на свободу творчества, на труд, на заработок, на свободу собраний, на свободу перемещения и др. 
3-я группа - обязывает государство и общество заботиться о человеке: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный уровень жизни и др. 
Всеобщая Декларация прав человека (извлечение)
 

Международный пакт о гражданских  и политических правах — пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 165 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года. Кроме государств-участников, пакт подписан еще 7 странами.[1]

Информация о работе Характеристика международного законодательства