Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

В последние месяцы ядерная программа Ирана становится одной из ключевых проблем международной политики. США подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойного стандарта», которые развивали сотрудничество с Ираном в ядерной области до исламской революции, но затем свернули его, уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция – предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ряд российских экспертов считает, что выход из ситуации есть, но он требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Ядерная программа Ирана………………..……………………….…...5
1.1 Исторический аспект ядерной программы Ирана …………….….5
1.2 Иран - на пути создания ядерного оружия …………………….….7
1.3 Вероятные последствия нуклеаризации Ирана……………..…....13
Глава 2. Сохранение режима нераспространения ядерного оружия………..20
2.1 ДНЯО как гарант безопасности мира.. …………………………..20
2.2 Перспективы ДНЯО……………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………….…..26
Литература………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

иран - курс. раб..doc

— 152.00 Кб (Скачать)


ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ

 

 

                      КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия»

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель 2 курса, 1 группы

дневного отделения, факультета

“Международные отношения”

Рахимов Х.Б.

 

Проверил:

профессор, Шмелев Б.А.

 

 

 

Москва 2010

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Ядерная программа Ирана………………..……………………….…...5

 

1.1    Исторический аспект ядерной программы Ирана …………….….5

1.2    Иран - на пути создания ядерного оружия …………………….….7

1.3    Вероятные последствия нуклеаризации Ирана……………..…....13

 

Глава 2. Сохранение режима нераспространения ядерного оружия………..20

 

             2.1 ДНЯО как гарант безопасности мира.. …………………………..20

             2.2 Перспективы ДНЯО……………………………………………….25

                           

Заключение………………………………………………………………….…..26

Литература………………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В 90-х годах прошлого века с учетом развития международной обстановки мировое сообщество усилило внимание к вопросу оружия массового уничтожения и были достигнуты успехи в части продления на неограниченный срок «Соглашения о нераспространении ядерного оружия» и совершенствования системы контроля за выполнением государствами-участниками договорных обязательств, тем не менее режим нераспространения содержит много изъянов.

Ближний и Средний Восток  является крайне взрывоопасным регионом. С одной стороны, здесь сосредоточены огромные энергетические ресурсы, без использования которых само существование экономики США и Европы становится невозможным. С другой стороны именно здесь находятся базы международного терроризма, периодически обостряется арабо-израильский конфликт, а ряд государств, такие как Сирия и Иран, были причислены американским президентом к "оси зла". Здесь сосредоточены значительные запасы вооружений и военной техники, некоторые государства, например Сирия, имеют запасы химического и бактериологического оружия, а Израиль является неофициальным членом "ядерного клуба».

В последние десятилетия на Ближнем и Среднем Востоке сложилась достаточно сложная ситуация в области международной безопасности. Ряд государств региона начали программы создания ядерного оружия как единственного средства спасения от существующих внешних угроз. При этом их руководство осознавало, что поставленная цель может быть достигнута только за счет крайнего напряжения всех внутренних ресурсов, и учитывало возможность применения санкций со стороны Совета Безопасности ООН. Политика официальных ядерных государств, которые не только не стремились уничтожить собственное ядерное оружие, а наоборот осуществляли программы его модернизации; также способствовала этому. Кроме того, военная акция США против Ирака, приведшая к смене режима Саддама Хусейна, вызвала обеспокоенность руководства ряда стран БСВ. Нельзя не учитывать и стремление некоторых государств региона к завоеванию более высокого международного статуса.

В последние месяцы ядерная программа Ирана становится одной из ключевых проблем международной политики. США подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойного стандарта», которые развивали сотрудничество с Ираном в ядерной области до исламской революции, но затем свернули его, уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция – предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ряд российских экспертов считает, что выход из ситуации есть, но он требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля.[1]

Актуальность данной темы состоит в том, что ядерная программа Исламской Республики Иран (ИРИ) в последнее время все более вызывает серьезную озабоченность у международного сообщества и МАГАТЭ.

В данной курсовой работе, я затронул вопрос возможного политического расклада на международной арене, в случае создании Ираном атомного оружия, а также рассмотрел вопрос перспективы ДНЯО и эффективности этого Договора в недалеком будущем.

 

 

 

 

             

Глава 1. Ядерная программа Ирана.

1.1.           Исторический аспект ядерной программы Ирана.

Как известно, развитие атомной энергетики вошло в число приоритетных задач иранского руководства еще при шахском режиме (до 1979 г.). Значительное экономическое развитие Ирана в 1960–1970 гг., обусловленное осуществлением структурных реформ и индустриализации экономической системы, названных впоследствии «белой революцией», стимулировало создание и совершенствование мощной энергетической системы, на базе которой можно было бы развивать основные отрасли промышленного производства.

В этом контексте в 1973 г. в Иране началась реализация программы использования атомной энергии в мирных целях. Была поставлена задача создания в стране 23 блоков атомных электростанций и получения атомной энергии. Для этого в 1974 г. была создана Организация атомной энергии Ирана (ОАЭИ), основной задачей которой являлось заключение контрактов с иностранными компаниями, экспортирующими технологии для ядерной энергетики.

В 1970-е гг. Ирану удалось заключить контракты на строительство атомных электростанций с Германией (в 1974 г. был заключен договор с компанией Kraftwerk Union по сооружению двух атомных энергоблоков водного типа мощностью по 1190 мВт) и Францией (в 1976 г. Иран выступил заказчиком шести блоков, а компанией Framatome были подписаны договоренности о строительстве двух АЭС на легководных реакторах мощностью по 930 мВт).[2]

Были подписаны предварительные договоренности и с США: в 1968 г. США, Иран и МАГАТЭ заключили трехсторонний договор о создании с американской помощью реактора (5 мВт), а в 1975 г. ОАЭИ начала переговоры с рядом американских компаний о закупке шести–восьми блоков АЭС, а также о заключении контрактов на поставку в Иран ядерного топлива.

После исламской революции 1979 г. все достигнутые с европейскими и американскими партнерами договоренности были аннулированы. ОАЭИ вступила в переговоры с другими компаниями — TUF (Германия), «Сиате» (Испания) и «Мотокром» (Швейцария) — для осуществления консервации построенных и смонтированных частей АЭС, но и они отказались от сотрудничества под нажимом США. В 1992 г. началось российско-иранское сотрудничество по сооружению атомного реактора в Бушере. Необходимо отметить, что на тот период Тегеран занимал конструктивную позицию в плане соблюдения международного законодательства в области нераспространения ОМУ. С 1958 г. Иран является членом МАГАТЭ.

В 1969 г. он присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который был ратифицирован в 1970 г. Иранское руководство неоднократно заявляло о стремлении использовать атомные технологии исключительно в мирных целях.

С 1992 г. оно предоставило агентству возможность инспектировать свои любые объекты. В 2003 г. Тегеран подписал Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ (этот документ до сих пор не ратифицирован в парламенте).

Следует подчеркнуть, что до настоящего времени многочисленные проверки МАГАТЭ не выявили никаких нарушений, позволяющих трактовать развитие иранской ядерной энергетики как немирной, преследующей цели создания ОМУ в Иране.

Сегодняшняя ядерная программа Ирана, по утверждению руководства страны, преследует исключительно мирные цели и направлена на диверсификацию энергетических источников с учетом расширяющихся потребностей иранской экономики в новых мощностях.

Кроме того, иранская ядерная программа, рассматриваемая государством и обществом в качестве общенационального проекта, призвана стимулировать сокращение нефтяной зависимости в структуре энергопотребления, а также создать условия для экспорта в обозримой перспективе ядерного топлива в другие страны.

Планы иранского руководства по развитию атомной энергетики в нынешнем их виде являются довольно амбициозными. В соответствии с законом, принятым в 2005 г. парламентом ИРИ, правительство Ирана обязано развивать полный ядерный топливный цикл, в течение 25 лет обеспечить производство в стране 20 тысяч мегаватт электроэнергии и построить 20 атомных энергоблоков. По словам руководителя Организации атомной энергии ИРИ в ранге вице-президента Г. Агазаде, к настоящему моменту «уже имеются разработки в отношении производства 2 тысяч мегаватт».

Для реализации вышеозначенных планов Иран обладает солидной базой: по оценкам специалистов, общее число построенных и сооружаемых объектов ядерной инфраструктуры страны в совокупности может достигать 20.[3]

1.2. На пути создания ядерного оружия

Самые последние сообщения мировых информационных агентств свидетельствуют о том, что ИРИ, хочет она этого или не хочет, на полном ходу движется к тому, чтобы ее «ядерное досье» рассматривалось на заседании Совета Безопасности (СБ) ООН. Так ли это на самом деле, каковы перспективы создания Тегераном ядерного оружия и возможные сценарии нуклеаризации Ирана, ее последствия для ядерного нераспространения и международного мира и безопасности, а также для внешней политики России?

У многих международных экспертов по ядерному нераспространению на Ближнем и Среднем Востоке, не вызывает сомнения, что под прикрытием программы мирного развития атомных энергетических исследований для хозяйственных нужд ИРИ может двигаться по пути создания ядерного оружия. Об этом свидетельствуют ее усилия по созданию так называемого закрытого или полного ядерного топливного цикла и программа обогащения урана.

Если говорить кратко об истории иранской программы ядерного оружия, то, несмотря на то что свидетельства данной деятельности Тегерана стали достоянием широкой международной общественности и специалистов в области ядерного нераспространения в начале 2000-х гг. этого века, разработка немирного аспекта ядерной программы ИРИ (прежде всего программы обогащения урана) осуществляется, как представляется, по меньшей мере с 1987 г., с момента подписания секретного соглашения между ИРИ и Пакистаном о помощи Исламабада в развитии иранской программы обогащения урана. С этого времени можно вести отсчет истории попыток Ирана создать ядерное оружие.[4]

Особую злободневность немирной ядерной программы ИРИ представляет тот факт, что Иран является участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), членом МАГАТЭ и подписал Дополнительный протокол МАГАТЭ о применении полноохватных гарантий Агентства. При этом Иран, вероятно, осуществляет свою тайную деятельность по созданию ядерного оружия в нарушение своих обязательств по ДНЯО и системы гарантий МАГАТЭ. Кроме того, появляется все больше свидетельств нелегальных поставок ключевого оборудования для чувствительных стадий полного ядерного топливного цикла ИРИ со стороны Пакистана (осуществленных в недалеком прошлом международной сетью нелегальных поставок ядерных материалов и оборудования под руководством «отца» пакистанской атомной бомбы А.К. Хана).

Как представляется, в техническом плане у ИРИ имеются уже все или почти все необходимые компоненты для создания полного ядерного топливного цикла и, таким образом, создания ядерного оружия путем наработки расщепляющихся материалов, пригодных для военных целей.

Как представляется, ИРИ использует «пакистанский путь» создания ядерного оружия — на основе наработки обогащенного урана оружейного качества на нелегально приобретенном, прежде всего у Пакистана, чувствительном оборудовании (центрифуги) и с использованием пакистанских ядерных оружейных технологий. Кроме того, «пакистанский путь» создания своего атомного оружия предполагает для ИРИ создание так называемого потенциала «бомбы в подвале», то есть создание ядерного оружия без проведения натурных испытаний на полигоне.

Учитывая тот факт, что, по мнению большинства специалистов по ядерному распространению, ИРИ обладает наиболее развитой после Израиля ядерной инфраструктурой в регионе Ближнего и Среднего Востока, именно таким образом Тегеран неуклонно движется к обладанию ядерным оружием. Что касается возможных прогнозных оценок времени создания ИРИ своего атомного оружия или потенциала «бомбы в подвале», то, по оценкам некоторых экспертов, наиболее реален срок от 1,5 до 5 лет. Этот срок может сократиться или увеличиться в зависимости от реальных возможностей ИРИ задействовать всю имеющуюся у нее ядерную инфраструктуру в обход гарантий МАГАТЭ. При полном прекращении сотрудничества с Агентством этот срок может уменьшиться, а при все более нарастающем многостороннем давлении на Иран — увеличиться.

Существуют как минимум три основных сценария нуклеаризации ИРИ, каждый из которых вероятен при определенном комплексном сочетании различных внутренних и внешних факторов. Эти сценарии можно назвать так: «консервирующий», «регрессивный» и «радикальный».[5]

В первом случае на внутриполитическом уровне Иран продолжает эксплуатацию пилотного уранообогатительного завода (установки по обогащению урана) в Натанзе, строительство завода по производству тяжелой воды в Араке и тяжеловодного исследовательского реактора в Карадже; продолжается строительство АЭС в Бушере при участии России и при условии возвращения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в Россию (соглашение между ИРИ и РФ подписано в феврале 2005 г.). На международном уровне ИРИ подписывает Протокол МАГАТЭ 1997 г., ратифицирует Дополнительный протокол МАГАТЭ, осуществляет постоянный мониторинг иранских ядерных объектов, а полноохватные гарантии Агентства реализуются в полном объеме. В данном случае время создания ИРИ атомного оружия существенно затормаживается.

Информация о работе Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия