Использование методов тарифного и нетарифного регулирования в РБ на этапе вхождения в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:30, доклад

Описание работы

В связи с этим государство столкнулось с проблемой определения оптимума применения тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности, учитывая ограничения применения этих методов требованиями вступления стран во Всемирную торговую организацию (ВТО). Республика Беларусь пытается найти разумный баланс между протекционизмом и либерализацией во внешней торговле, основой которого является поэтапное открытие белорусского рынка, сохранение защиты так называемых чувствительных отраслей отечественного производства, создание условий для нормальной конкуренции в тех секторах экономики, в которых это необходимо и возможно.

Работа содержит 1 файл

Тезисы МЭ.docx

— 17.95 Кб (Скачать)

  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ТАРИФНОГО И НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ЭТАПЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО 

  И. Ю. Ружанская

    Академия управления при Президенте  Республики Беларусь, г. Минск 

  Одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь является политики импортозамещения. В Республике Беларусь применяются прямые и косвенные методы регулирования политики импортозамещения. К косвенным методам относятся методы тарифного и нетарифного регулирования.

  В связи с этим государство столкнулось  с проблемой определения оптимума применения тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности, учитывая ограничения применения этих методов требованиями вступления стран во Всемирную торговую организацию (ВТО). Республика Беларусь пытается найти разумный баланс между протекционизмом и либерализацией во внешней торговле, основой которого является поэтапное открытие белорусского рынка, сохранение защиты так называемых чувствительных отраслей отечественного производства, создание условий для нормальной конкуренции в тех секторах экономики, в которых это необходимо и возможно.

  Основным  предметом переговоров любой  страны при вступлении в ВТО является определение максимального уровня таможенных пошлин как основы политики импортозамещения. Тарифы в определенной мере должны защищать отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, но не должны ущемлять производителей и потребителей, интересам которых отвечает снижение ввозных пошлин. На данный момент Беларусь достаточно свободно может изменять тарифы как в сторону понижения, так и в сторону увеличения. Однако при вступлении в ВТО Республике Беларусь от подобной практики придется отказаться, так как, связав таможенный тариф на определенном уровне, страна имеет право его повысить только после проведения переговоров с основными заинтересованными сторонами и выплаты им определенной компенсации за подобное повышение.

  Другой  насущной задачей в рамках подготовки к вступлению в ВТО является разработка нетарифных механизмов импортозамещающей  политики, которые не приветствуются требованиями ВТО, но, тем не менее, активно используются как развитыми, так и развивающимися странами. Речь, прежде всего, идет о лицензировании и системе «технических» барьеров, позволяющих в случае необходимости  серьезно ограничивать или даже вводить  запреты на импорт определенных видов  продукции. В настоящее время  меры нетарифного регулирования  экономического характера в Республике Беларусь установлены, исходя из необходимости:

  — выполнения международных обязательств Республики Беларусь;

  — сокращения дефицита платежного баланса;

  — предотвращения вывоза остродефицитных  сырьевых товаров;

  — защиты отечественных производителей.

  Согласно  нормам и правилам ВТО, приоритет  отдается мерам тарифного регулирования, а доля нетарифных ограничений должна быть сокращена. Поэтому в настоящее время на этапе вступления республики во Всемирную торговую организацию ведется активная работа по сокращению списков товаров, попадающих под нетарифные ограничения, а также по сужению сферы действия нетарифных ограничений.

  В рамках Таможенного союза было принято  решение о едином нетарифном регулировании, которое вступило в силу с 1 января 2010 года. Теперь на территории Таможенного союза действует единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Также Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация не применяют лицензирование и количественные ограничения во взаимной торговле. Так как Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан намерены вступать в ВТО все вместе в рамках Таможенного союза, то эти меры будут способствовать ускорению процесса вступления в ВТО.

  Тенденция постепенного снижение нетарифной нагрузки на импорт можно объяснить следующими причинами:

— основным поставщиком товаров на внутренний рынок Беларуси является Россия, с  которой подписаны соглашения, не допускающие применения защитных мер  во взаимной торговле;

— тенденции  развития мировой торговли и ее дальнейшая либерализация предполагают постепенное  снижение и отмену мер нетарифного  регулирования.

  Вместе  с тем, в соответствии с требованиями ВТО нетарифные ограничения импорта  должны носить лишь вспомогательный  и временный характер и не ограничивать торговлю. Поэтому, несмотря на достигнутый  значительный прогресс в этой сфере, система нетарифных мер нуждается  в дальнейшем упрощении и должна стать максимально простой и прозрачной. 

Информация о работе Использование методов тарифного и нетарифного регулирования в РБ на этапе вхождения в ВТО