История возникновения и этапы развития Системы Национальных Счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Система национальных счетов дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, в том числе информацию по стандартному набору счетов для всех секторов экономики.
Система национальных счетов позволяет в наглядной форме представить ВНП (ВВП) на всех стадиях его движения: производства, распределения, перераспределения и конечного использования.
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также, для международных сопоставлений показателей ВНП.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Группировки хозяйствующих  субъектов и экономических операций долгое время ограничивались делением хозяйства на отрасли. Сейчас же нужно  брать на вооружение и принцип  группировки единиц по секторам. Это  совсем не значит, что нам стоит  вовсе отказаться от отраслевого деления, но крен должен быть в сторону его альтернативы.

Группировка экономики  по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов  и расходов, изменения активов  и пассивов в институционной единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом.

Если хозяйственная  единица не обладает обеими характеристиками институционной единицы, то для идентификации применяют дополнительные критерии:

а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институциональными единицами;

б) единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов (не имеющие самостоятельного баланса), относятся к тем институциональными единицам, куда их счета входят составной частью;

в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единицам, которые их контролируют.

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в более укрупненные структуры - секторы:

а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров;

б) финансовые учреждения;

в) общегосударственное управление;

г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства;

д) домашние хозяйства;

е) «остальной мир» (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).

В отличие от группировки  хозяйствующих субъектов группировка  экономических операций производится на основе единого критерия, т. е. они  группируются одинаково и по отраслям и по секторам. Экономические операции агрегируются на три основные группы:

а) операции с продуктами и услугами;

б) распределительные операции;

в) финансовые операции.

Внедряемая в статистическую практику СHС базируется на международных  стандартах по национальному счетоводству ООH (СHС ООH) и ЕЭС.

Европейская система интегрированных  экономических счетов (ЕСИЭС) основывается на тех же теоретических и методологических принципах, что и СHС ООH, однако в ряде аспектов можно найти и  разницу. Прежде всего это сама форма  изложения материала. Все понятия и определения в ЕСИЭС сформулированы более четко. После определения каждого показателя перечисляются его составные элементы, которые в него входят, но в отношении которых у показателя могут возникнуть сомнения.

В СHС ООH и ЕСИЭС группировки по отраслям производятся на основе разных методик. При группировке по секторам финансовые учреждения в ЕСИЭС делятся на два сектора: «Кредитные учреждения» и «Страховые организации», в то время как в СHС ООH они объединены в один сектор «Финансовые учреждения».

Схема взаимосвязей важнейших  показателей СHС дается для макроуровня  и каждого сектора макроэкономики. В этой схеме отсутствует счет продуктов и услуг, так как он не является «сквозным», т. е. Не составляется одновременно для национальной экономики в целом и ее отдельных секторов.

Сальдо конечного финансового  результата экономической деятельности (чистые кредиты и чистые долги) в принципе должно равняться сальдо изменения финансовых активов и пассивов - балансирующему показателю финансового счета, который характеризует изменение финансовых активов и пассивов по их видам и позволяет проанализировать структурные изменения в финансовом состоянии страны или секторе национальной экономики.

Рассмотрим вышеперечисленные  основные сводные счета, применяемые  в СHС:

а) счет продуктов  и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг за счет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт;

б) в счете  производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятий, организаций и отдельных лиц как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг;

в) в счете  образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства, которые приводят к формированию первичных доходов его участников: оплаты труда, чистых налогов на производство, валовой прибыли предприятий и смешанных доходов населения;

г) в счете  распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов. В новой СHС ООH этот счет разделен на два счета: присвоения первичных доходов и вторичного распределения дохода;

д) в счете  использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и негосударственных некоммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение;

е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде.

Товары и услуги в  СНС оцениваются в рыночных ценах, т. е. в ценах, в которых осуществляются экономические операции: это цены / производителей и цены покупателей. Валовой внутренний продукт п продукты отдельных отраслей оцениваются в ценах конечного покупателя, а показатели валового выпуска - в ценах производителей. Продукты и услуги, не принимающие товарно-денежной формы, оцениваются по рыночным ценам на аналогичные товары и платные услуги, реализованные на рынке, или же по себестоимости, если рыночная цена отсутствует.

1.1Показатели  экономической деятельности и  методика их расчета

ВВ — Валовый выпуск = ВВ продукции + ВВ услуги

ПП — Промежуточное  потребление

ВДС — Валовая добавленная стоимость = ВВ — ПП + НДС + ЧНИ

ВВП — Валовый внутренний продукт = ∑ВДС = ∑ВВ — ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов

НДС — Налог на добавленную  стоимость

ЧНИ — Чистый налог  на импорт

ЧНП — Чистый налог  на продукт

ЧВП — Чистый внутренний продукт = ВВП — ПОК

НД — Национальный доход = ВВП — ПОК

ПОК — Потребление  основного капитала

ВПЭ — Валовая прибыль  экономики = ВПЭ отраслей + ВПЭ секторов

ЧПЭ — Чистая прибыль  экономики = ВПЭ — ПОК = (ВВ — ПП) — (ОТ + ЧН + ПОК)

РНД — Располагаемый  национальный доход = ЧНД + ЧТТ

ВРНД — Валовый  располагаемый национальный доход =∑ВРНД секторов = ВНС + КП

ЧНРД — Чистый национальный располагаемый доход = ВРНД — ПОК

КП — Конечное потребление

ВНС — Валовое национальное сбережение = ВРНД — КП

Сб — Сбережение = Дт — Рт

Дт — Доходы текущие

Рт — Расходы текущие

ЧТТ — Чистые текущие  трансферты из-за границы

ЧНС — Чистое национальное сбережение = ВНС — ПОК

П — Продукты

У — Услуги

ОТ — Оплата труда

   Система национальных счетов сформулирована в концепциях, категориях и терминах рыночной экономики. Рассмотрим те из них, без понимания которых невозможно дальнейшее изучение курса СЭС.

Исходной для баланса  народного хозяйства и системы  национальных счетов является концепция  экономического производства и экономической  деятельности.

Экономическое производство — это сфера, где происходит производство национального продукта.

По марксистской концепции  в балансе народного хозяйства  к сфере экономического производства относилось только материальное производство, т. е. те отрасли экономики, в которых происходило создание конкретных материальных благ: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производственной сферы, торговля, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки сельскохозяйственной продукции и прочие отрасли материального производства.

В Системе национальных счетов применяется более широкая  концепция экономического производства, которая охватывает производство практически  всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д., поскольку такую деятельность оценить весьма сложно.

Отсюда видно, что экономическая  деятельность — это все виды деятельности по производству товаров и услуг, предназначенных для рынка.

Производственная деятельность отличается от экономической на величину неоплаченных личных услуг, которые  производятся домашними хозяйствами  для собственного потребления: приготовление  пищи, воспитание детей, уход за больными, престарелыми и детьми, уборка и ремонт жилья, ремонт и обслуживание домашнего имущества, транспортных средств и инвентаря, принадлежащего домашним хозяйствам, а также перевозка членов домашних хозяйств и домашнего имущества.

Иной является в системе национальных счетов и концепция определения роли различных факторов производства в создании стоимости.

В отличие от марксистской теории, признающей только один фактор производства — труд, согласно концепции  Системы национальных счетов факторами, участвующими в создании стоимости, считается не только труд, но и земля и капитал.

Центральной категорией системы национальных счетов является экономический оборот, под которым  понимается воспроизводство общественного  продукта. В системе национальных счетов он представлен как производство, потребление и накопление национального продукта. Участниками экономического оборота выступают институционные единицы, объединенные в секторы экономики.

III. Современное состояние Системы Национальных Счетов.

Современная система национальных счетов в самом общем смысле представляет собой используемую в современной статистической практике большинства государств мира макростатистическую модель описания и анализа большой полиструктурной системы - национального хозяйства - в виде определённого набора основных счетов, соответствующих трём фазам экономического оборота (производству, распределению и использованию), и дополнительных балансовых таблиц.

Первая версия СНС  ООН разработана в 1952 году (опубликована в 1953 и носит название «голубая книга»). Это взаимоувязанная система из шести счетов, характеризующих результаты и ход основных процессов в экономике. Дальнейшее развитие национального счетоводства нашло отражение в версии международного стандарта 1968 года. С 1993 года действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, вобравшая в себя последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах.

Современная система  национального счетоводства - это  счета и показатели не только для экономики страны в целом, но и для ее отдельных секторов, отраслей и регионов. Совершенно новой является группировка видов деятельности по секторам. Термин «Национальное счетоводство» был предложен накануне второй мировой войны голландским экономистом Ван Клиффом. Термин оказался весьма удачным и прочно вошел в обиход и специальную литературу. Этот термин означает счета для нации в целом. Однако, как было отмечено выше, в новой версии СНС-93, акцент делается не на счета экономики в целом, а на анализе деятельности секторов экономики и в связи с этим в процессе пересмотра СНС-68 даже рассматривалась возможность пересмотра самого названия СНС. Но эксперты все же решили сохранить утвердившееся название.

Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.

Сектор экономики - это  центральная классификация СНС. Единицей классификации является предприятие. Классификационные признаки - тип  экономической деятельности и способ финансирования затрат. Так как предприятие  функционально неоднородно, тип экономической деятельности определяется по основному производству. Выделяют шесть секторов экономики: нефинансовые предприятия, финансовые предприятия, органы государственного управления (ОГУ), некоммерческие организации (НКО), домашние хозяйства и «остальной мир».

Сектор нефинансовых предприятий - включает корпорации и  квазикорпорации, основной функцией которых  является производство продуктов и  нефинансовых услуг для реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки производства и обеспечивающим получение прибыли.

Сектор финансовых предприятий - состоит из корпораций и квазикорпораций, основная деятельность которых связана  с производством финансовых услуг  для реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки и обеспечивающим получение прибыли.

Сектор органов государственного управления (ОГУ) - объединяет предприятия, занимающиеся оказанием нерыночных услуг для коллективного и индивидуального потребления, предоставлением населению товаров на бесплатной основе или по льготным ценам, а также перераспределением национального дохода и богатства. Предприятия сектора ОГУ финансируются в основном за счёт бюджетных средств и контролируются государством.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКО) - включает предприятия, которые оказывают нерыночные услуги и предоставляют товары на бесплатной основе или по льготным ценам особым группам домашних хозяйств. Предприятия сектора НКО финансируются в основном за счёт добровольных взносов и пожертвований домашних хозяйств, а также за счёт доходов от собственности и не контролируются государством.

Информация о работе История возникновения и этапы развития Системы Национальных Счетов