Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время существует множество видов экономических взаимоотношений государств, называемых формами международных экономических отношений. Это и движение капитала между странами, и валютные отношения, и миграция рабочей силы, и научно-технический обмен, и другие. Однако исторически международная торговля является самой распространенной в мире формой экономических отношений.

Содержание

Введение__________________________________________________________2
01-8 Экономическая безопасность России_____________________________3
02-9 Внешняя торговля России_______________________________________7
03-10 Международный кредитно-финансовый рынок___________________11
04-1 Международные финансовые организации________________________15
05-4 Международные финансы в системе МЭО_______________________16
Заключение______________________________________________________20
Список использованной литературы_________________________________

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 53.30 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение__________________________________________________________2

01-8 Экономическая  безопасность России_____________________________3

02-9 Внешняя торговля  России_______________________________________7

03-10 Международный  кредитно-финансовый рынок___________________11

04-1 Международные  финансовые организации________________________15

05-4 Международные  финансы в системе МЭО_______________________16

Заключение______________________________________________________20

Список использованной литературы_________________________________21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Экономические отношения между странами зародились еще в глубокой древности. Уже тогда страны Ближнего Востока, Средиземноморья и Индия довольно активно занимались торговлей друг с другом различными товарами - от продуктов питания, пряностей и посуды до шелковых тканей и персидских ковров, холодного оружия. Правда тогда только торговля и составляла еще не прочные экономические отношения между этими странами.

    Но время шло, и экономические отношения государств принимали все более широкие масштабы. А к началу нового времени стали зарождаться другие виды экономических связей между странами, помимо торговли.    Международные экономические отношения - это система хозяйственных отношений между странами мира.

    В настоящее время существует множество видов экономических взаимоотношений государств, называемых формами международных экономических отношений. Это и движение капитала между странами, и валютные отношения, и миграция рабочей силы, и научно-технический обмен, и другие. Однако исторически международная торговля является самой распространенной в мире формой экономических отношений.

     В мире уже не осталось ни одной страны, которая бы в какой-то мере не касалась экономических отношений с другими странами. Сейчас такая страна просто не выживет, основываясь на самообеспечении. Наоборот, в настоящее время существует тенденция к интеграции, т.е. взаимодействию между странами посредством международных экономических отношений. В том и состоит актуальность темы данной работы, что это - неотъемлемая часть экономической политики всех стран мира. Кроме того, хорошо налаженные экономические взаимоотношения со странами-партнерами могут значительно улучшить экономическое положение страны за счет взаимовыгодности торговли. Данный аспект международных экономических отношений особенно актуален для нашей страны. Также многие ученые-экономисты занимались и занимаются данной тематикой в поисках лучших путей взаимодействия национальных хозяйств в рамках мирового хозяйства.

 

 

 

 

 

 

01-8. Экономическая безопасность России.

 

    Экономическая  безопасность — основа национальной  безопасности страны.

     Национальная  экономическая безопасность — это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.

Закон Российской Федерации  «О безопасности» определяет экономическую  безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

Угрозы экономической  безопасности — такие явления  и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние  страны, ограничивают экономические  интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

     Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним угрозам экономической безопасности России можно отнести:

  1. Усиление имущественного расслоения общества. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан.
  2. Криминализацию экономики и общества. Оценки масштабов российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. В текущем году Президент РФ Дмитрий Медведев собственным примером показывает и предлагает всем чиновникам обнародовать налоговые декларации.
  3. Разрушение научно-технического потенциала страны. По абсолютным затратам на науку Россия сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз — Японии и в 17,5 — 100 раз — США.

К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:

  1. Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.
  2. Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные Банка России: за прошлый, 2008 год из страны утекло почти $130 млрд.
  3. Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.

     В интересах реального социально-экономического подъёма России необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей.

     Концепция национальной экономической безопасности России

Потребность в безопасности — устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества — государства.

Под национальной безопасностью  имеется в виду такое состояние  внешней среды, которое позволяет  поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его  суверенитет и территориальную  целостность.

     Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию — защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.

     Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.

     Национальная экономическая безопасность —это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения — качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная экономическая  безопасность основана на таких основных принципах, как:

  • независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно — необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;
  • стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;
  • устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

    Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения  национальной безопасности, в том  числе и экономической. Она утверждена   Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24).

    Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

    Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:

  • прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;
  • разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;
  • защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
  • разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;
  • создание условий научной и технологической независимости;
  • обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;
  • повышение эффективности государственного аппарата;
  • поддержание баланса межнациональных отношений;
  • создание условий соблюдения законодательства;
  • формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • содержание военного потенциала страны;
  • улучшение экологической обстановки;
  • интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
  • формирование единого экономического пространства со странами СНГ;
  • защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;
  • формирование режима финансово-кредитной независимости России;
  • усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;
  • формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;
  • вывод национальной экономики из кризиса.

    Основу национальной безопасности составляют национальные интересы совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.

 

 

 

 

02-9 Внешняя торговля России

 

     Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.

    Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции.

Решительный перелом в  регулировании внешнеэкономической  деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”. В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, без специальной регистрации.

     Таким образом, в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом остается большое количество нерешенных проблем.

     Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:

  • крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
  • наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
  • многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  • крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

Информация о работе Экономическая безопасность России